Файл: Планконспект проведения дополнительных занятий с группой дежурных караулов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник 24 пожарно-спасательной части |
2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по |
Республике Коми |
капитан внутренней службы |
____________________________Д.Н. Терентьев
«____»_________________2023 года
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения дополнительных занятий с группой дежурных караулов
24 пожарно-спасательной части 2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России
по Республике Коми по предупреждению террористической деятельности
Тема № 3: «Терроризм как угроза национальной безопасности Российской
Федерации»
Вид занятия: Лекция Отводимое время: 1 (ч.)
Цель занятия: Изучить данную тему.
Литература, используемая при проведении занятия:
1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 05.10.2009;
2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Развернутый план занятия:
1. Учебный вопрос № 1 - Объявление темы, цели занятия и учебных вопросов, проверка личного состава по учебному журналу. Время 5(мин.).
2. Учебный вопрос № 2 - Основная часть - Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации, Время 35(мин.).
В последние годы мы все чаще и чаще слышим слова «терроризм» и «террористы». Сообщениями о террористических актах пестрят газетные полосы, о них рассказывают журналисты радио и телевидения. Ежегодно в мире совершаются сотни террористических актов, в результате которых гибнут люди. Но если лет десять-пятнадцать назад террористические акты происходили где-то далеко, то сегодня волна терроризма накрыла Россию и страны СНГ и она имеет устойчивую тенденцию к росту. Терроризм из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар.
Чтобы разобраться с сущностью терроризма, нам необходимо определиться с основными понятиями, которыми мы будем пользоваться, изучая данную тему.
В Федеральном законе РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» устанавливаются основные понятия, основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В Федеральном законе №35-ФЗ определены следующие основные понятия:
1) терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятия решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, с устрашением насилия и (или) иными формами противоправных насильственных действий;
2) террористическая деятельность – деятельность включающая себя
а) организацию, планирование, подготовку финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
3) террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятия решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
4) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
5) контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых или иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического актах лиц, обезвреживанию террористов,
обеспечению безопасности физических, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Современный терроризм является мировым, перерос рамки отдельно взятой страны. Созданы и существуют международные террористические организации, которые имеют хорошо подготовленные и обученные кадры, значительное количество денежных средств, а также большое количество современного оружия, техники и боеприпасов. Их деятельность строго засекречена, поддерживается рядом государств, в интересы которых входит, путем терроризма, решать свои политические и др. задачи.
Организация противодействия терроризму в Российской Федерации является общегосударственной программой, которая принята в строгом соответствии с правовыми и организационными основами, определенными международно-правовым и Российским законодательством.
Основные из них:
- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г.)
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 197 0 г.
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1997 г.)
- Федеральный закон №35-ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» с изменениями и дополнениями
- Указ Президента РФ № 1113 от 30.07.1996 г. «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции-Интерпола»
- Концепция противодействия терроризму в РФ,утвержденная указом Президента РФ от 05.10.2009 г.
- Указ Президента РФ №1258 от 02.09.2012 г. «Об утверждении состава Национального антитеррористического комитета по должностям»
Этими документами определен также порядок координации деятельности, осуществляющий борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм их собственности, а также должностных лиц и отдельных граждан. Изложены принципы и цели противодействия терроризму.
Одна из главных задач современной мировой политики - объединяться для борьбы с теми угрозами, которые уже реально существуют. Об этом заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин в обращении к гражданам России по случаю 60-летия начала Великой Отечественной войны. К ним президент России отнес международный терроризм, националистический и религиозный экстремизм. «Пусть под новыми знаменами - но все те же старые нацистские идеи»
1, - заявил Владимир Путин.
Глава российского государства отметил, что мир по сей день не избавился от идеологий, проповедующих «крайний максимализм, религиозный фанатизм, идеи мирового господства». По его словам, «все еще находятся те, кому нужны новые фюреры. Кто паразитирует на бедах людей и обещает простые решения сложных и запутанных проблем. Кто для достижения своей цели готов переступить через все - через мораль, нравственность, через кровь, через человеческую жизнь. Преступления нацизма и его крах - это самое грозное предупреждение всем, кто призывает изгнать инородцев и иноверцев. Кто обвиняет их в собственных ошибках. Ищет оправдания бедам и трудностям в этом»1, - подчеркнул Владимир Путин.
Далее Президент Российской Федерации отметил, что «ксенофобия и нетерпимость к другим неизбежно перерастает в диктатуру и террор по отношению к собственному народу. Это - аксиома, и эту аксиому должен знать и помнить каждый цивилизованный человек».
Главным гарантом мира и безопасности во всем мире, обладающим широкими полномочиями, как верховная, универсальная организация государств, призванная способствовать гармонизации сосуществования наций и народов, является – ООН. Однако она не смогла не допустить ошибочных шагов на пути решения имеющихся проблем. Роль ООН в практике принятия серьезных решений, а также способов их реализации стала сводиться к формальному подтверждению уже проводящихся мероприятий (например, принятие решения о бомбардировке Югославии, несмотря на «вето» России и Китая, как постоянных членов Совета безопасности), независимо от воли подавляющего большинства государств.
В действительности, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина «ООН должна помочь выработать основополагающие нормы, понятия терроризма, помочь продвинуть эти нормы в национальные законодательства государств»2.
В международном праве единого мнения в определении понятия терроризма нет, хотя для наиболее общего его понятия можно привести следующие виды государственного терроризма:
- осуществляемый вооруженными силами одного государства в виде вооруженного нападения или агрессии против прав другого суверенного государства;
- в виде тайных подрывных операций спецслужб одних государств против государственных, политических, и общественных деятелей, а также против народа других;
- в виде преступных действий, актов диктаторских режимов против собственного народа, своих соотечественников3.
Расширительная политическая трактовка понятия терроризма была дана на Женевской международной конференции по вопросам терроризма в 1987 г. В части I Декларации было зафиксировано 11 видов государственного терроризма.
Согласно ст. 205 УК Российской Федерации «терроризм есть совершениевзрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угрозасовершения указанных действий в тех же целях». В зависимости от наличия квалифицирующих деяние признаков наказание за совершение терроризма предусмотрено в виде лишения свободы сроком от 5 до 20 лет.
Необходимо также отметить, что правовым основанием в борьбе с терроризмом является Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 мая 1998 г. № 130-ФЗ.
Субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом в Российской Федерации, являются:
а) общие:
- Президент, как основной гарант прав и свобод;
- Правительство;
- Федеральные органы государственной власти;
б) специальные:
- Федеральная служба безопасности;
- Министерство внутренних дел;
- Служба внешней разведки;
- Федеральная служба охраны Российской Федерации;
- Министерство обороны Российской Федерации;
- Федеральная пограничная служба.
Основываясь на тезисе о необходимости объединения мирового сообщества для борьбы с терроризмом, Президент Российской Федерации издал Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.».
3. Учебный вопрос № 3 - Ответить на возникшие вопросы у личного состава по изученной теме. Провести краткий опрос. Объявить оценки с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку. Время 5 (мин.)
Пособие и оборудование, используемые на занятии: не использовались.
Заместитель начальника 24 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Коми старший лейтенант внутренней службы Захватов Е.С. | | |
(должность, звание, ФИО лица, составившего план-конспект) | | (подпись) |