Файл: Этнические основы социальной работы Деонтология от греч. deonthos.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этнические основы социальной работы

Деонтология (от греч. «deonthos» — должный) — учение о должном поведении, поступках, образе действий. Термин «деонтология» был введен в XVIII в. английским философом И. Бентамом. Первоначально И. Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом.

В настоящее время «деонтология» применяется в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а не только верующего по отношению к его религиозным обязанностям, а учение. Учение о должном является основополагающим при формировании профессиональных систем.

Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установок и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и соц. институтами, перед коллегами и перед клиентом соц. работы.

Применительно к социальной работе «деонтология» рассматривает профессиональные, правовые и морально-этические правила, составляющие понятие профессионального долга социального работника.

Долг — понятие, выражающее обязанности и нравственные задачи человека, социальной группы или общества. По своему содержанию категория долга носит конкретно-исторический и личностный характер. Долг служит выражением нравственной позиции человека, его убеждений и ценностных ориентаций. Это не исключает и общественного содержания понятия долг. Исполнение долга служит главным критерием оценки и самооценки человека. Понятие «долг» выступает как выражение нравственной задачи, ставшей внутренне принимаемым обязательством и императивом действия и поведения человека.

Достижение социальной справедливости — образование для всех членов общества условий для реализации своих возможностей и удовлетворение жизненных потребностей; вознаграждение, которое получается людьми и их разными объединениями со стороны общества и его институтов, согласно их делам, поступкам, характеру жизнедеятельности.


Профессиональный долг специалиста социальной работы — превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретного специалиста, сформулированную применительно к частным ситуациям, но базирующихся на общенормативных требованиях профессиональной деятельности в области социальной работы.

В отличие от профессионального долга, профессиональные обязанности носят более конкретный харак тер, т. к. они относятся к разнообразным требованиям и задачам.

Профессиональный долг выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней моральной необходимости следования выполнению своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой внешними, по отношению к личности специалиста интересами. Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник поступает: свободно, так как система нравственных нормативов не является универсальной и специалист может выбрать те, которые в наибольшей степени отвечают внутренним устремлениям и представлениям о «добре» и «благе»; сознательно, так как решение поступать так или иначе принимает сам специалист; добровольно, когда чувство долга становится убеждением и мотивацией деятельности.

Осознание социальным работником своего профессионального долга включает в себя:

  • • стремление к высокому профессионально-квалификационному уровню;

  • • четкое знание своих профессиональных обязанностей и добросовестное их выполнение;

  • • соблюдение нормативно-правовой базы;

  • • понимание необходимости высокой организованности и сознательной дисциплины при выполнении профессиональных обязанностей;

  • • наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга.

Типы профессиональных взаимоотношений в социальной работе с позиции деонтологии отражают должностное поведение и ответственность перед субъектами профессионального взаимодействия.

1. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством (ответственность за принятие нестандартных решений в определенных неформальных ситуациях).

Данный тип профессиональной ответственности требует от социального работника: а) использования всех профессиональных знаний и навыков,

таланта и душевных качеств;

б) выбора приоритетов деятельности и способов ее осуществления.

Выполняя профессиональные функции, социальный работник обязан соотносить свои действия с существующими общественными нормами, моральными и нравственными принципами жизнедеятельности:

  • — социальный работник должен стремиться к обеспечению социальной справедливости, стремиться к позитивным изменениям в интересах клиента, общества и мирового сообщества в целом;

  • — социальный работник должен обеспечивать равное распределение доступных ресурсов и обеспечить равный доступ и возможности социального обеспечения;

  • — социальный работник должен принимать активное участие в обеспечении чистоты окружающей среды и благоприятных для человека условий, вносить свой вклад в создание стратегии охраны окружающей среды, неразрывно связанной с основополагающими принципами социальной среды;

  • — социальный работник обязан оказать любую возможную помощь в чрезвычайной ситуации.

  • 2. Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими предполагает осознание и принятие базовых принципов социальной работы, а также соблюдение норм и стандартов в профессиональном взаимодействии с клиентом и его социальным окружением (подробно это раскрывается в теме «Ценностно-нормативная основа этики социальной работы»).

Клиент — это отдельный индивид, семья, группа людей, общественная организация или определенное сообщество, в интересах которого действует социальный работник, оказывая профессиональные услуги и помощь в следующих случаях:

  • а) по просьбе или с согласия отдельного индивида, семьи, группы людей, како либо общественной организации. Такой клиент (клиенты) добровольно изъявляет свое желание и согласие на оказание услуг, клиент сам обращается с просьбой о предоставлении ему услуг (добровольный клиент);

  • б) в ситуации юридических обязательств или в соответствии с принятым судом или другой организацией юрисдикции (например, решением о предоставлении социальным работником достоверной оценки проблемной ситуации). Такой клиент не сам обратился за помощью, следовательно, он не является добровольным клиентом.

Выполнение профессионального долга в ситуации, когда клиент не самостоятельно обращается за помощью к специалистам, состоит в том, что такому клиенту
могут предоставить услуги в большем объеме, чем предписано решением. В такой ситуации клиент имеет право самостоятельно отказаться от предоставляемых ему подобных дополнительных услуг. При условии принятия клиентом оказываемых дополнительных услуг он считается добровольным участником социаль-но-помогающей деятельности.

В ситуации, если информация о клиенте собирается по предписанию юридических органов (решение суда), социальный работник, выполняя свой профессиональный долг, контактирует непосредственно с судебными органами, а тот человек, о котором предписано собрать информацию, не является клиентом. Однако социальный работник, выполняя профессиональный долг, обязан быть компетентным, уважать достоинство и индивидуальность человека.

  • 3. Ответственность социального работника перед коллективом (коллегами) заключается в соблюдении следующих позиций:

    • • поддержание стабильности и сплоченности коллектива, создание атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки;

    • • подчинение своих действий и поведения единым целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

    • • оказание взаимопомощи и взаимоподдержки между членами профессионального сообщества, содействие коллегам в достижении их целей;

• поддержание принципов и норм профессиональной морали в жизнедеятельности профессионального коллектива.

Должностные обязанности и нормативное поведение в профессиональном взаимодействии с коллегами предполагают соблюдение следующих позиций:

  • — социальный работник должен стремиться оказать помощь своим коллегам в решениях профессиональных задач, выполнении функциональных обязанностей;

  • — социальный работник не должен вмешиваться в профессиональные отношения других социальных работников с клиентом, если только клиент не обратится к нему с соответствующей просьбой;

  • — с разрешения клиента социальный работник должен делиться конфиденциальной информацией со своими коллегами, если им необходимо с ней ознакомиться в силу выполняемых профессиональных обязанностей и принятия совместного решения по проблеме клиента.

  • — специалист обязан следовать положениям профессионального кодекса в следующих ситуациях: а) в случае, если социальный работник контролирует деятельность своих коллег (других сотрудников социальных учреждений и служб); б) в случае, если социальный работник контролирует деятельность студента-практиканта факультета социальной работы.

  • 4. Ответственность и долг социального работника перед профессией.


Социальные работники в своей профессиональной деятельности не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию. Долг социального работника перед своей профессией требует реализации ее гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность в глазах общества.

Долг социального работника перед своей профессией — это:

• пропаганда знаний о профессии социального

работника;

  • • реклама социальных услуг;

  • • формирование положительного общественного мнения о деятельности социального работника;

  • • формирование престижа профессии.

Профессиональный долг и моральная ответственность перед профессией социального работника предполагают соблюдение следующих норм поведения субъектов социально-помогающей деятельности (специалист социальной работы, социальный работник):

  • — социальный работник должен руководствоваться политикой и условиями работы, оговоренными положениями профессионального кодекса (Профессионально-этический кодекс, принятый Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб, 1994 г.);

  • — социальный работник обязан информировать ассоциацию или другой регулятивный орган о всяких нарушениях положений профессионального кодекса, которые влекут за собой негативные последствия, или наносят прямой вред клиенту, либо же препятствуют оказанию эффективных социальных услуг;

  • — в случае, если какое-либо лицо, не имеющее соответствующей подготовки, навыков работы и необходимого опыта работы по решению конкретного вопроса, осуществляет практическую деятельность, социальный работник обязан информировать об этом профессиональное сообщество (свое руководство);

  • — социальный работник не должен использовать профессиональные отношения с клиентом для решения личный целей, получения взятки, личной выгоды, прибыли;

  • — социальный работник, практикующий в частном агентстве и оказывающий платные услуги, должен предлагать и оказывать услуги таким образом, чтобы его деятельность не дискредитировала саму профессию и не подрывала доверие общества;

— социальный работник не должен допускать,