Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 2015
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Коллективная работа снимает напряженность, страх, а осознание полноправного участия в процессе обучения создает необходимый деловой настрой. Групповая познавательная деятельность развивает потребность учить других. Педагог должен суметь использовать это стремление детей, организовать его, направить в нужное русло. Происходит сложение сил учащихся и учителей.
Конечно, намного легче преподносить готовый материал, как это делается в традиционной дидактической системе, чем вовлечь класс и каждого ученика в отдельности в настоящий, творческий познавательный процесс. Учителю придется организовать кропотливое, трудное и длительное дело — перестройку мышления обучаемых от схемы: "услышал — запомнил — пересказал" к схеме: "познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) — осмыслил — сказал — запомнил". Уроки, предполагающие конструктивную деятельность учителя и учени-
126
ка, не всегда блещут красотой, ответы менее отшлифованы, чем ответы — пересказ, не всегда сопровождаются желанием всего класса ответить на тот или иной вопрос, потому что мыслительный процесс не завершается молниеносно и одновременно у всех, потому на таких уроках не услышишь тишины. И самое главное, чтобы ученики стали соратниками учителя, нужен труд, граничащий с искусством. Именно поэтому, как справедливо отмечает Ч.Ку-писевич, представители современной дидактики, отвергая и представления Дьюи и его последователей о том, что учитель является только "наблюдателем и советчиком" учеников и концепцию Гербарта, согласно которой учитель является лишь передатчиком знаний учащимся, утверждают руководящую роль учителя в новой нарождающейся дидактической системе, признавая одновременно исключительную роль самостоятельной работы в личностном формировании учащегося. Так современная дидактика постепенно, но неуклонно переходит от рецептивно-отражательного к" конструктивно-деятельностному построению обучения. Это и есть сущностная особенность современной дидактической системы. Речь здесь идет о личностно ориентированном обучении.
Ориентация на личность в практике означает прежде всего смену стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и, как следствие, уважение к другим людям.
Ориентация на личность в педагогической науке связана в первую очередь с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально, формулируются психологией (дающей ответ, например, на вопрос о характеристиках творческой деятельности, к которой предстоит приобщить школьника) и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание образования и методы обучения. (В.В. Краевский).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Выберите правильный ответ.
Предметом общей дидактики являются: а) социальные условия формирования и образования учащихся; б) принципы, цели, содержание, процесс обучения, образования; в) психологическое
127
развитие личности в процессе обучения; г) теория обучения отдельному предмету; д) взаимосвязь преподавания и учения. (Правильный ответ: д.)
Вставьте нужные слова.
2. Задачи дидактики как науки: — описывать и объяснять...; — разрабатывать более совершенную организацию... обучения, новые... системы.
3. Обучение как целенаправленная педагогическая деятельность предполагает взаимосвязь двух процессов: ... — управляющей деятельности учителя, ... - учебно-познавательной деятельности ученика.
4. Современная дидактика предусматривает не выработку ... учащихся, но общее их ..., а также ... интеллектуальных и других умений учеников.
(Слова для вставки: процесс обучения, процесса, обучающие, преподавания, учения, знаний, развития, формирование).
5. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактику: а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей; б) обучение понимается как взаимосвязанная деятельность преподавания — учения, в которой преподаватель опирается на активность ученика; в) обучение сводится к передаче готовых знаний учащимся; г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения; д) процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности; е) структуру процесса обучения образуют: сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.
(Правильный ответ: традиционная — в.е. Педоцентристская — а.г. Современная — б.д.).
6. Охарактеризуйте черты современной дидактической системы: демократизм, гуманизация.
7. Сравните два подхода к обучению: традиционный, при авторитаризме учителя и современный, сочетающий руководство с инициативой и самостоятельностью ученика.
Литература для самостоятельной работы
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. М., 1977.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1991.
128
Буржуазная педагогика на современном этапе: критический анализ/Под ред. З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона. М., 1984.
Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. М., 1990.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы: Учебное пособие. М., 1991.
Педагогический поиск/Сост. Баженова И.Н. М., 1987.
Глава 6 ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
6.1. Понятие и сущность обучения
Об обучении написано и сказано много: оно и "протекает", и "осуществляется", и "реализуется, оно и "передача" человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и "целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся", в ходе которого решаются задачи образования учеников, "целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений" (И.Ф. Харламов). Оно и "процесс деятельности преподавания и учения" и "познание или вид познавательной деятельности", и "совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности" и др. Иногда сущность обучения видят в том, что это руководимый или организованный процесс познания.
Разумеется, каждое из перечисленных определений имеет право на существование, так как выступает в качестве отдельных попыток, этапов к раскрытию сущности обучения. Но взятые в отдельности эти и другие анало-
5-241
129
гичные определения 'обучение" не раскрывают его сущность. Доказательством тому может служить хотя бы попытка охарактеризовать обучение как передачу человеку, ребенку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд это утверждение может показаться верным: до обучения у ребенка знаний не было, после обучения они появились. Откуда взялись знания? От учителя. Он их дал обучающемуся.
Но знания, умения, навыки — не физические предметы, их передать просто нельзя. Они могут возникнуть в голове ребенка, человека только в результате собственной активности. Их нельзя просто получить, они должны получаться в результате психической активности обучающегося и прежде всего мышления. Значит отношение "учитель — ученик" не может быть сведено к отношению "передатчик — приемник".
Вряд ли можно согласиться и с другим определением понятия процесса обучения, согласно которому "процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников" ("Педагогика"/ Под ред. Ю.К. Бабанского, изд. 2-е. М., 1988. С. 339). Смысловая нагрузка в этом определении падает на "целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся". Но легко заметить, что указанное взаимодействие весьма неопределенно, аморфно, так как не указывает на механизм его реализации, а, следовательно, обходит саму сущность обучения как целостного педагогического явления. Вот почему составители сборника "Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО". М., 1989, пытаясь избежать этого недостатка в определении понятия "обучение", предложили свое, которое сводится к следующему: "Процесс обучения на современном этапе... - это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика" (с. 3). В этом определении акцвнт переносится не на учителя и учащихся как субъектов деятельностей, личностей, их взаимодействие, а на их целенаправленные, взаимосвязанные, последовательно развивающиеся деятельности. Обучение в этом определении выступает как деятельность, а процесс обучения как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми. Однако, сделав акцент на содержании самого процесса обучения, авторы упускают в этом определении одно существенное обстоятельство, а именно, что система деятельности в
обучении не только создается самими людьми, но и существует не отдельно от них, а реализуется ими и через них. Она существует постольку, поскольку нужна для выпол-
130
нения определенных общественных целей. (Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина. - Изд. 2-е, М., 1982. С. 129).
Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владеет полностью или частично обучаемый (см. В.К. Дьяченко. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. С. 44). Например, ученик овладевает каким-то ремеслом: столярным, плотницким, слесарным и другим. Работа столяра, плотника или слесаря для него становится целью и содержанием учения. То же можно сказать об овладении ребенком техникой написания букв, счетом, таблицей умножения и т.п. Сама по себе эта деятельность — какой-то конкретный вид труда. Работа столяра, делающего табуретку, скамейку, стол, ящик, или методиста, составляющего дидактические материалы по русскому языку, математике, не является обучением. Но этот труд может стать целью и содержанием обучения, если столяр берет ученика и обучает его столярному делу или учитель-методист становится за учительский стол и обучает ребенка технике написания букв, счету, таблице умножения, составлению обучающих программ для ЭВМ. Тогда непосредственно к тому практическому делу, которым занимались и занимаются столяр и учитель-методист, присоединяется еще одна забота — обучение ребенка, подростка. Обучение — это то, чего непосредственно в столярном деле или деле методиста (ученого-методиста, методиста-практика) не было, и оно, на что справедливо указывает В.К. Дьяченко, отличается от столярного дела, дела методиста только тем, что включается еще общение их с учеником. Учитель, наставник, как справедливо их следовало бы теперь назвать, показывают, объясняют, ставят вопросы, дают задания своим ученикам, проверяют их, отмечают недостатки и ошибки, корректируют движения, действия, снова показывают, как нужно работать тем или другим инструментом, карандашом или ручкой, показывают образцы программ и т.д.
В приведенном примере обучение ремеслу включается в непосредственную трудовую деятельность. Сущность этого обучения, как и обучение грамотности или другому любому учебному предмету, выражается в педагогическом общении того, кто обучает, и того, кто учится. "В любом