Файл: Протокол 1 от 2019 года утверждаю.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТО» на заседании педагогического совета протокол № 1 от « » _____________
2019 года
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий ГБДОУ № 76
______________ Олейник И.Е.
« » _____________2019 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 76 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста со сложным дефектом второго этапа обучения на 2019 -2020 учебный год
Составитель: Степанова Мария Андреевна учитель-дефектолог

2
Оглавление
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………….3 1.2Цели и задачи рабочей программы…………………………………………...5 1.3. Принципы и подходы к формированию программы………………………6 1.4.Психофизические особенности развития детей дошкольного возраста со ложной структурой дефекта……………………………………………………...7
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы…………………………8 2.2.Долгосрочные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования………………………………………………………………………..9 2.3.Примерное годовое тематическое перспективное планирование…………………………………………………………………….10 2.4. Тематическое планирование для группы со сложным дефектом на 2019-
2020г………………………………………………………………………………11 2.5. Взаимодействие педагогического коллектива группы с семьями дошкольников……………………………………………………………………33
3.Организационный раздел
3.1. Прогнозируемые результаты реализации программы……………………36 3.2. Методическое обеспечение программы…………………………………...37 3.3 Перечень нормативных и нормативно-методических документов…….. 39
Приложение
Приложение №1 …………………………………………………………………41

3
1.Целевой компонент
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа для детей со сложным дефектом является локальным актом ГБДОУ детский сад № 76 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга, разработанным в соответствии с законами РФ:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации с документами Министерства образования и науки РФ

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» с документами Федеральных служб

постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» с региональными документами

Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга
2011-2020 «Петербургская Школа 2020»; с локальными документами

Уставом государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 76 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа разработана на основе следующих образовательных программ:

Л. Б. Баряева «Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью», «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития»;

Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Программа дошкольных образовательных учреждений,

Л. Б. Баряева, Т.В.Волосовец «Адаптированая примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»,


4

Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО»
Рабочая программа определяет содержание и организацию коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста со сложной структурой дефекта.
По данной программе обучаются 5 человек -4 мальчика со сложным дефектом , 1 девочки –со сложным дефектом.

5
1.2.Цели и задачи рабочей программы
Целью данной Программы является построение системы коррекционно- развивающей работы в коррекционных группах для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
В рамках реализации цели обозначены следующие
задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.

6
1.3 Психофизические особенности развития детей дошкольного возраста
со сложным дефектом
Дети со сложным дефектом — это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием – интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота — имеют одно или несколько системных нарушений. В нашем случае это нарушения опорно-двигательного аппарата и интеллектуальная недостаточность.
Двигательные нарушения у детей данной группы имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д. ) . Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений. Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность восприятия. Восприятие характеризуется замедленным темпом — требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Из-за умственного недоразвития с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами. Восприятие недостаточно дифференцировано. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Большую трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте. Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями. Все мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ дети проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части, затрудняются определить связи между частями предмета. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов.
Недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.
Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно


7 развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих).
Так как развитие речевой моторики, так же как и общей, замедлено, запаздывает развитие артикуляционных движений.
2. Содержательный раздел

8
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание системы комплексной помощи воспитанникам с интеллектуальной недостаточностью лёгкой степени и задержкой психического развития освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, коррекцию речевых нарушений, социальную адаптацию.
Основными задачами являются:

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;

накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;

формирование представлений о здоровом образе жизни.

повышение уровня сенсорного и умственного развития;

обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

9
2.2. Долгосрочные целевые ориентиры на этапе завершения усвоения
программы:
• здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании;
• благодарить за услугу, за подарок, угощение;
• адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;
• проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;
• проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;
• адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
• проявлять интерес к познавательным задачам (производить анализ проблемно-практической задачи; выполнять анализ наглядно-образных задач; называть основные цвета и формы);
• сопоставлять и соотносить текст с соответствующей иллюстрацией;
• выполнять задания на классификацию картинок;
• быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;
• знать и выполнять некоторые упражнения из комплекса утренней зарядки или разминки в течение дня;
• самостоятельно участвовать в знакомой подвижной игре;
• самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;
• положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль в детском саду и дома;
• проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
• уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам.


10
2.3. Примерное годовое
перспективно-
тематическое
планирование

11
2.4Тематическое планирование для группы со сложным дефектом на
2019-2020г.
Месяц
Число
Тема
Сентябрь
3-14 17-28
Адаптация
Диагностика
Октябрь
1-5
«Осень. Грибы»
8-12
«Осень. Овощи»
15-19
«Осень. Фрукты, ягоды »
22-26
«Осень. Деревья, листочки»
29-2
«Перелетные и зимующие птицы»
Ноябрь
5-9
«Дикие животные и их детеныши »
12-16
«Домашние животные»
19-23
«Домашние птицы»
26-30
Каникулярная неделя «Неделя дружбы»
Декабрь
3-7
«Время года зима»
10-14
«Зимние забавы»
17-21
«Одежда»
24-29
«Новый год»
Январь
9-11
Обобщение «Новый год»
14-18
Дом, квартира
21-25
Бытовая техника
28-1
«Мебель»
Февраль
4-8
Каникулярная неделя «В гостях у сказки»
11-15
«Зоопарк»
18-22
«Семья. Папин праздник»
25-1
«Улица, дом, город»
Март
4-7
«Семья. Мамин праздник»
11-15
«Весна пришла»
18-22
«Посуда, продукты питания»
25-29
«Народная игрушка»
Апрель
1-5
«Человек. ЗОЖ»
8-12
«Космос»
15-19
Транспорт
22-30
ПДД

12
Май
6-8
День Победы
13-17
«Первоцветы »
20-24
Диагностика
27-31
День города
Июнь
3-7
«Здравствуй, лето»
10-14
«Цветы, насекомые»
17-21
«Рыбы »
24-28
«Береги природу»

13
Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим миром и речевому развитию для детей со сложной структурой дефекта первого этапа обучения
Месяц
Лексическая тема
Задачи первый год обучения
Сентябрь
1.Адаптация
2.Диагностика
3.Детский сад
4.Игрушки
3. Уточнение, расширение представлений о своём детском саде, о работниках в нём.
Проведение экскурсии с целью знакомства с помещениями сада, с его персоналом ( кухня, медицинский кабинет, кабинет заведующего, другие группы. Уточнение и расширение словаря ( воспитатель, няня, повар, мед. сестра, помощь, забота, уход).
4. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалов из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия «игрушки». Уточнение и расширение словаря по теме ( игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый.)
Октябрь
1.Осень. Грибы.
2.Осень. Овощи
3.Осень. Фрукты, ягоды
4. Осень. Деревья, кустарники
5. Перелетные и зимующие птицы
1. Знакомство детей с признаками осени. Познакомить детей с грибами (съедобными и ядовитыми), с лесными ягодами, о месте их произрастания, отличительных особенностях. Уточнить и расширить словарь по теме( искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом). Обучение ответам на вопросы простой фразой.
2. Расширение представлений об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря( овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зелёный, красный, жёлтый). Учить различать овощи на вкус и на ощупь .Обучение ответам на вопросы простой фразой.
3. Уточнение, расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря( фрукты, : яблоко, грушу, апельсин, банан, слива, лимон, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно). Обучение ответам на вопросы простой фразой. Учить собирать разрезную картинку из 3-4 частей.
4.Закрепление знаний о признаках осени. Формирование понятия «осень». Знакомить детей с деревьями: берёза, дуб, клён, рябина, тополь, осина, ель, сосна. Уточнить и расширить словарь по теме.
5. Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках.


14
Уточнение и расширение словаря по теме ( птица, стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать.
Ноябрь
1.Дикие животные и их детеныши
2.Домашние птицы и их детеныши.
3.Домашние животные и их детеныши.
4 Каникулярная неделя. «Неделя дружбы: эмоции, дружба, толерантность»
1.Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных и их детенышах. Уточнение и расширение словаря по теме ( медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый).
Формирование обобщающего понятия «дикие животные». Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Закрепить признаки осени (ранней и поздней), видеть отличия между сезонами: лето-осень.
Познакомить с особенностями обитания лесных животных поздней осенью и зимой.
2. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц и их детенышей. Формирование обобщающего понятия « Домашние птицы».
Уточнение и расширение словаря по теме ( петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, гусь, гусёнок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый).
3. Формирование представлений о домашних животных и их детенышах, об их внешнем виде, образе жизни. (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза) и их детенышах; из каких частей состоит их тело; чем питаются; какую пользу приносят.
Отметить различия между домашними и дикими животными. Формирование обобщающего понятия « Домашние животные». Уточнение и расширение словаря по теме.
4. Формировать представления о дружбе, взаимовыручке и взаимопомщи.
Декабрь
1.Зима. Время года.
2.Зима. Зимние забавы
3.Одежда: нижняя, верхняя, повседневная, праздничная
4.Новый год, Елка.
1. Уточнять и расширять знания детей о времени года зима, о явлениях живой и неживой природы зимой, о зимней одежде. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением «зима». Уточнение и расширение словаря ( снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Учить составлять простое предложение.
2. Уточнять и расширять знания о зимних забавах: лепка снеговика, катания на лыжах и санках. Уточнять и расширять активный и пассивный словарь (лепка снеговика, катаемся на санках) .
3Формировать знания детей об одежде: какая бывает одежда, из чего она делается, для чего нужна одежда. Пополнять активный и пассивный словарный запас (куртка,