Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 1993
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
- освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике, информатике;
- формирование информационной культуры школьников, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать;
- изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением а учебный процесс информационных технологий;
- подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях рвботы с электронными средствами.
Можно видеть, во-первых, что информатизация образования затрагивает такие важные компоненты образоввния, как цели и содержание. Одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника школы и вуза, становится информационная культура. Это требует не только введения специальных предметов в школе и вузе, но и пересмотра содержания трвдиционных школьных дисциплин; и характер этих изменений пока еще не ясен ученым.
Во-вторых, использование в учебном процессе автоматизированных обучающих систем и других технологий ведет к пересмотру методов и форм обучения в школе, к анализу и новому пониманию дидвктического процесса, установлению новых принципов обучения, а текже к новому взгляду на процесс обучения с точки зрения психологии.
В-третьих, информатизация образования предполагает прежде всего разработку учебного обеспечения дидвктического процесса на основе новых и традиционных информационных технологий. Следует знать, что новые информационные технологии а образовании включают а себя три составляющие: технические устройства, программное обеспеченна и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, то есть использование компьютера как средства обучения и шире -многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.
Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере, обслуживающие эту работу. Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ — обучающие программы, обучающие системы. Собственно
189
они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Они все время совершенствуются специалистами. В настоящее время имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для обучающих целей. Среди обучающих систем наиболее распространены такие: для тренировки умений и навыков; тренировочные; для формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры.
К наиболее сложным программам относятся интеллектуальные (в том числе экспертные) обучающие системы. Их особенность в том, что они диагностируют учащегося и составляют историю его обучения, модель конкретного ученика, и предлагают на этой основе индивидуальную программу обучения.
Таким образом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и другое. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить динамику обучения и развития ученика. Следует сказать, однако, что масса учителей не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. В определенной мере учителя правы: компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять дидактический процесс и, вероятно, не заменят полностью традиционные технологии обучения.
Вопросы и гадания для самоконтроля
1. Как понимать двусторонний характер процесса обучения?
2. Дайте характеристику сущности и структуры преподавания и учения.
190
3. Охарактеризуйте целостность и цикличность процесса обучения.
4. Дайте краткую характеристику функциям обучения: образовательной, развивающей и воспитательной.
5. Поставьте против каждого утверждения название вида или системы обучения, к которому это утверждение относится.
Утверждение | Система обучения |
1. Учебная деятельность осуществляется с опорой на ориентировочную основу действий. | сообщающее обучение, |
2. Знания даются мелкими дозами и тут же проверяется степень усвоения. | развивающее обучение, |
3. Знания приобретаются в процессе решения проблемных ситуаций. | технология обучения, |
4. Процесс обучения опирается на диагностично поставленные цели и воспроизводимость обучающего цикла. | теория поэтапного формирования умственных действий, проблемное обучение, программированное обучение |
5. Обучение идет на высоком уровне трудности при ведущей роли ' теоретических знаний. | |
6. Знания даются в готовом виде, их надо запомнить и воспроизвести. | • |
Проверьте себя по текстам.
6. Дополните таблицу и впишите сверху виды обучения, какие она представляет.
Действия учителя | |
обучении | |
обучении | |
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. | 1........................................... |
|
I9i
2........................................... | 2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. |
3. Организует обобщение знаний. | 3............................................ |
4............................................ | 4. Организует проверку гипотезы. |
5............................................ | 5............................................ |
Проверьте себя по текстам.
7. Заполните недостающие этапы формирования умственных действий учащихся:
1) создание мотивации учения;
2)...............................................
3) выполнение действий в материальном, материализованном виде;
4)..................................................
5) формирование действий во внешней речи "про себя";
6)..................................................
Проверьте себя по тексту.
Литература для самостоятельной работы
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Дидактика средней школы/Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982.
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. М., 1989.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
Менчинская НА. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.г
1989.
192
Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. М., 1991.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1970
Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. М., 1984.
Теоретические основы процесса обучения в советской шко-де/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1989.
Шапоринскш С.А. Обучение и научное познание. М., 1981.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности , учащихся. М., 1979.
Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.
Глава 7 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
7.1. Принципы обучения как категории дидактики
В предыдущей главе рассмотрена сущность процесса обучения, его структура, функции, действия учителя и учащихся в различных видах обучения, сущность теорий поэтапного формирования умственных действий и развивающего обучения. В настоящей главе будут рассмотрены те общие нормы организации учебного процесса, которые в дидактике принято называть принципами обучения.
Они определяют, каким образом можно добиться в процессе обучениям стоящих перед школой целей и задач обучения, какими нормативными положениями следует для этого руководствоваться учителю.
Заметим, что эта проблема всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причиной того, что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебных пособиях по курсу "Педагогика" количество
7-241
193
принципов, их формулировки значительно разнятся, а содержание чрезмерно психологизировано, логизировано и особенно идеологизировано. Видимо, о чем писал в свое время выдающийся дидакт современной Отечественной педагогики М.Н. Скаткин, это объясняется тем, что одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие — из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики детей. Это привело различных авторов к умозрительности в постулировании принципов обучения, к изолированному их рассмотрению, к отождествлению с самыми общими закономерностями, которыми учитель должен руководствоваться в ходе своей практической педагогической деятельности. Тем самым принцип обучения по сути лишается признаков общих норм педагогической деятельности, стирается граница между принципами обучения и частными методическими указаниями. Принципы обучения в этом случае перестают быть универсальными для всех учебных предметов и во всех ситуациях обучения.
В настоящей главе предпринята попытка раскрыть систему принципов обучения, дать характеристику каждому принципу в этой системе, показать, по возможности, как они определяют практическую работу учителя с учащимися, чем обусловлено возникновение их, откуда они берутся?