Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 1966
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа, а школьный компонент - специфику отдельно взятого образовательного учреждения.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
— описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
— требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
— максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
— владение базовыми понятиями, т.е. умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержание понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;
— знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
— умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
— иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
— знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, про-
220
изводственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.;
— владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников.
Разумеется, изложенные подходы к стандартизации образования со временем будут претерпевать изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы школьного образования по ходу накопления опыта использования стандарта как нормативного документа. Но сам факт введения образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому ученику обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.
Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план - уровню теоретических представлений; учебная программа - уровню учебного предмета; учебная литература - уровню учебного материала. Рассмотрим эти нормативные документы в той последовательности, которая соответствует уровням проектирования содержания образования.
8.4. Учебный план средней
общеобразовательной школы
Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам
221
обучения и количество часов на каждый предмет. Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой - сами являются предпосылкой для реализации.
В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов: Базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы и учебный план конкретной школы.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством общего и профессионального образования. Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством общего и профессионального образования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:
— собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. В качестве такого учебного плана могут служить примерные учебные планы из примерных, предложенных в ка-
222
честве приложения к базисному учебному плану для начальной школы, основной школы с русским родным языком обучения, средней общеобразовательной по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплексной школы, общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и с обучением на русском языке (неродном) и др.; (см. "Вестник образования", 1998, № 4).
— рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно советом школы.
Разработка учебных планов общеобразовательной школы и их совершенствование ведется по двум направлениям:
1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в общественной жизни.
2. Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Ведутся поиски баланса между разными компонентами образования - обязательными и элективными, между циклами учебных предметов.
Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон РФ об образовании дает школам право составлять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предметов, выражающее некоторую специализацию по направлениям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору (факультативы). Дифференцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, поскольку напрямую влияет на развитие личности и полноту образования.
Учитывая тот факт, что базисный нормативный документ коренным образом отличается от всех предыдущих вариантов учебных планов, по которым работали наши школы многие десятилетия, помещаем новый вариант Базисного учебного плана, утвержденного Министерством общего и профессионального образования 9 февраля 1998 г.
223
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Представленный Базисный учебный план свидетельствует о том, что содержание образования учебного заведения любого типа отражает деление образования на ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ. Эти две линии образования пронизывают процесс обучения и различно проявляются в нем в зависимости от специфики учебного заведения и этапа обучения. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки. Ее особенность состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части. В этом заключается первая особенность рассматриваемых учебных планов.
Второй особенностью является то, что образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое. На их пересечении находится такая форма организации учебного процесса как лабораторно-прак-тические занятия. Однако в Базисном плане основной школы большинство видов учебных и производственных практик отсутствует. Они могут появляться только на старшей ступени школы при начальной профессиональной подготовке в виде производственной практики школьников.
В структуре учебного плана выделяются ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника, и ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности.
Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:
— обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
— обязательные занятия по выбору:
— факультативные занятия.
В учебном плане выделяются ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ и ШКОЛЬНЫЙ (МЕСТНЫЙ) компоненты.
8-241
125
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык,математика, информатика, физика и астрономия, химия).
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
— описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
— требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
— максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
— владение базовыми понятиями, т.е. умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержание понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;
— знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
— умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
— иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
— знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, про-
220
изводственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.;
— владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников.
Разумеется, изложенные подходы к стандартизации образования со временем будут претерпевать изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы школьного образования по ходу накопления опыта использования стандарта как нормативного документа. Но сам факт введения образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому ученику обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.
Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план - уровню теоретических представлений; учебная программа - уровню учебного предмета; учебная литература - уровню учебного материала. Рассмотрим эти нормативные документы в той последовательности, которая соответствует уровням проектирования содержания образования.
8.4. Учебный план средней
общеобразовательной школы
Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам
221
обучения и количество часов на каждый предмет. Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой - сами являются предпосылкой для реализации.
В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов: Базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы и учебный план конкретной школы.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством общего и профессионального образования. Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством общего и профессионального образования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:
— собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. В качестве такого учебного плана могут служить примерные учебные планы из примерных, предложенных в ка-
222
честве приложения к базисному учебному плану для начальной школы, основной школы с русским родным языком обучения, средней общеобразовательной по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплексной школы, общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и с обучением на русском языке (неродном) и др.; (см. "Вестник образования", 1998, № 4).
— рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно советом школы.
Разработка учебных планов общеобразовательной школы и их совершенствование ведется по двум направлениям:
1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в общественной жизни.
2. Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Ведутся поиски баланса между разными компонентами образования - обязательными и элективными, между циклами учебных предметов.
Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон РФ об образовании дает школам право составлять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предметов, выражающее некоторую специализацию по направлениям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору (факультативы). Дифференцированное обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического и практического плана, поскольку напрямую влияет на развитие личности и полноту образования.
Учитывая тот факт, что базисный нормативный документ коренным образом отличается от всех предыдущих вариантов учебных планов, по которым работали наши школы многие десятилетия, помещаем новый вариант Базисного учебного плана, утвержденного Министерством общего и профессионального образования 9 февраля 1998 г.
223
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Образовательные области | Образовательные компоненты | Количество часов в неделю | |||||||||||||
| | I | II | III | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
Филология | Русский язык как государственный Языки и литература | 3 6 | 3 5 | 3 5 | 3 6 | 3 6 | 3 5 | 3 5 | 3 8 | 3 7 | 3 7 | 3 5 | 3 5 | 4 | 4 |
Математика | Математика Информатика | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Обществознание | История. Обществознанне. География | | | | | | | | 2 | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 | 5 |
| Окружающий мир | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | | | | | | | |
Естествознание | Биология. Физика, Химия | | | | | | | | 2 | 2 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Искусство | Музыкальное и изобразительное искусства | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | | | |
Физическая культура | Физическая культура. ОБЖ | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Технология | Технология. Трудовое обучение. Черчение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия (6-дневная учебная неделя) | 5 | 5 | 5 | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 12 | 12 | |
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 6-дневной учебной неделе | 25 | 25 | 25 | 22 | 25 | 25 | 25 | 31 | 32 | 34 | 35 | 35 | 36 | 36 | |
Обязательные занятия по выбору, факультативные. индивидуальные и групповые занятия (5-дневная учебная неделя) | 2 | 2 | 2 | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | 9 | |
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе | 22 | 22 | 22 | 20 | 22 | 22 | 22 | 28 | 29 | 31 | 32 | 32 | 33 | 33 |
Представленный Базисный учебный план свидетельствует о том, что содержание образования учебного заведения любого типа отражает деление образования на ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ. Эти две линии образования пронизывают процесс обучения и различно проявляются в нем в зависимости от специфики учебного заведения и этапа обучения. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки. Ее особенность состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части. В этом заключается первая особенность рассматриваемых учебных планов.
Второй особенностью является то, что образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое. На их пересечении находится такая форма организации учебного процесса как лабораторно-прак-тические занятия. Однако в Базисном плане основной школы большинство видов учебных и производственных практик отсутствует. Они могут появляться только на старшей ступени школы при начальной профессиональной подготовке в виде производственной практики школьников.
В структуре учебного плана выделяются ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника, и ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности.
Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:
— обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
— обязательные занятия по выбору:
— факультативные занятия.
В учебном плане выделяются ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ и ШКОЛЬНЫЙ (МЕСТНЫЙ) компоненты.
8-241
125
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык,математика, информатика, физика и астрономия, химия).
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).