Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 2037
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
13.4. Неуспеваемость учащихся
В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска.
Исследования установили три группы причин школьных неудач.
1. Социально-экономические — материальная необес печенность семьи, общая неблагополучная обстановка семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное — недостатки семейной жизни.
2. Причины биопсихического характера — это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые 364
возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.
3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя — решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям — психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении — грубый брак в работе учителя.
Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учебе:
— жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей;
— единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
— неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
— пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.
Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.
Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.
1. Педагогическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанский предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
365
3. Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Пре- ,; имущества последних в том, что занятия в них проводятся ; по результатам серьезной диагностики, с подбором груп- <: повых и индивидуальных средств обучения. Их ведут спе- j циальные учителя, посещение занятий обязательно. !
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в ] учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с не- | успевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Конечно, неуспеваемость — это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты Комплексным должно быть и ее решение.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Допишите предложения.
Виды контроля составляют текущий, ..., ... . К методам контроля относятся наблюдение........, дидактические ..., метод... работ.
2. Дайте определение понятий: проверка знаний, дидактический тест, оценка знаний, неуспеваемость, педагогическая запущенность.
3. Перечислите причины неудач в учебе.
4. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспеваемости: щ
— педагогическая профилактика,
Щ
— педагогическая терапия,
Литература для самостоятельной работы
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. Ингеншмп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М., 1991. Кпарш М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. Kynuceem Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., 1989.
J66
РАЗДЕЛ IIIТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Глава 14
ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
14.1. Понятия "воспитание", "самовоспитание"^ "перевоспитание"
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие "воспитание". От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином яв-ления.Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению.
Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание" - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бесхитростном значении слова, процесс воспитания свойственен и животным, - "питают" своим молоком млекопитающие; детеныш кенгуру "воспитывается" матерью, жеребенок, встав на ножки после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади - "воспитываться", вскармливаться.
Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Дети быстро взрослели, "воспитания" уже не требовалось. Вспомним: некрасовский "мужичок с ноготок" (мальчик пяти лет) заявляет, что в семье мужиков двое - "отец мой да я", - себя расценивает как взрослого члена семьи. Воспитание завершилось для этого ребенка, оно исчерпало себя очень быстро.
Однако следует отметить, что никогда данный термин не ограничивался своим лексическим значением.
Даже в мире животных мы наблюдаем, как, наряду с вскармливанием, мать (а иногда и отец) осуществляет научение малыша:
367
птица-rara сажает на крылья своего птенца и осторожно спускает в воду, страхуя первый заплыв; медведица, совсем квк человеческая мама, шлепает медвежонка, если тот провинится; белоголовый орел бросает для подрастающих орлят в воздух добычу, приучая детей к охоте. Вскормленный детеныш животного довольно скоро уходит от матери, иногда она самв его прогоняет. Детеныш человеческий еще долго будет находиться при родителях - "пища" социальная, духовная, столь необходимая для личностного развития и вхождения в общество, займет основное место в процессе воспитания человеческого детеныша.
Термин "воспитание" переосмыслился, расширив свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают "питание", а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.
Такого преображения мы нв находим в английском языке: "education" подразумевает "образование", передачу знаний, приобщение к науке, освоение системы знвний. Термина, идентичного русскому "воспитанию", нет в английском языке. Немецкое "Erziehung" ближе по смыслообразованию русскому "воспитанию": оно идет от слова "тянуть", "взращивать" и тоже включает в себя личностное взращивание. Французское понятие "education", пожалуй, равно значению русского слова "воспитвние".
Задолго до научного осмысления складывалось, практиковалось, развивалось воспитание детей в житейско-обыденной повседневности, опыт воспитания передавался через традиции, обычаи, общественное мнение. Воспитательная практике была такой нехитрой, что считалось, будто здрввого смысле вполне доствточно, чтобы воспитывать детей. В XIX веке К.Д. Ушинский развенчивает иллюзорную уверенность педагогического невежества, отмечая жестко, что тот, кто мало что знает о воспитании, больше всего уверен, что о воспитвнии знает все. Чем более человечество продвигалось в изучении столь простого предмета, как воспитание, тем больше раскрывалась головокружительная глубина и сложность его. Знаменитый физик А. Эйнштейн, выслушивая психолога по вопросу детской игры, сквжег. строение атома - это детсквя игрв по сравнению с детской игрой. Тем самым признавалась высочайшая мерв сложности процесса становления и развития личности. Термин "воспитание" двлеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признвть, что опора нв смысловой исток сохраняется до сих пор. Мы говорим: "дети насыщаются чувствами", или "ребенок не может переварить большую дозу информации", или "ученики впитывают культуру". "Питание", в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. "Питание", в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького человека, вхождение его в культуру и усвоение того, что вырвботано культурой.
В переосмыслении педагогического термина нет ничего удивительного после того, как подобное переосмысле ние уже произошло со словом "педагог". Греческое "раб
368
ведущий ребенка в школу" преобразовался в профессионала, "вводящего ребенка в жизнь".
Снимем наносное значение понятия "воспитание", вульгаризированное плохо организованной воспитательной практикой. Обыденное сознание относится к "воспитанию" одиозно, потому что понимает под ним "нравоучение", "наставление", "длинное и нудное морализирование". При таком понимании человек использует слово "воспитание" как посягательство на его свободу, он говорит, защищаясь от пустых сентенций: "Не воспитывай меня!" - плохо отдавая себе отчет в том, что там, где истинное воспитание, не может быть скучных поучений, а там, где пышные и длинные поучения, нет воспитания.