Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 1996
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда сохранять трехканальность своего методического замысла, так чтобы в одном групповом деле, в одном индивидуальном акте поведения ребенка соединились разум, эмоции, действие как формы выражения складывающегося и развивающегося отношения ребенка к ценностному объекту мира.
18 3. Система методов педагогического воздействия
Иначе выглядит система методов воспитательного воздействия, методов тактического плана. Исходным для обнаружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отношение, корректирует, инициирует отношение, придает формам его культурные контуры.
471
— Как ты себя чувствуешь? - обращается педагог к ученику.
— Я в порядке.
— Не понял, прости. В порядке бывает шкаф, чемодан, бумаги, вещи...
— Я хорошо себя чувствую.
— Спасибо, - завершает диалог учитель.
Так как отношение имеет три формы своего существования (субстанции), то естественным и логичным является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, аппелирующее к разуму. Практиче-ско-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие.
Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому значению.
Метод убеждения выступает в виде следующего:
— суждение педагога (например: "Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия");
— аргументация педагога (например: "В транспорте мальчикам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее");
— мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии (например: "Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы");
— сообщение об общепринятом в культуре (например: "Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки");
— раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например: "Теперь мы не сможем основательно все выполнить
, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою");
— диалог педагога с детьми (например: "Я так считаю, а что думаете Вы?");
472
— дискуссия, спонтанго либо специально организуемая педагогом (например: "Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из нас...");
— обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например: "На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь-явно мордашка..."),
— совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии (например: "Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки").
Метод упражнения- это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.
В поступке соединяется внутреннее и внешнее отношение, но, чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:
— примером педагога (например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);
— просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например: "Пожалуйста, отнеси диапроектор малышам");
— просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например: "Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до нашего прихода");
— показом - инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (например: "Протяните, юноши, руку девушке - вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться");
— специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, урок этикета);
— игрой с этико-психологическими правилами (например, "честно играть" в прятки или слышать другого в "эстафете смыслов");
— традиционным оформлением некоторых правил поведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу: "Спасибо" - "Спасибо");
473
— приказ к действию в особых случаях, .от экстремальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смертоносному предмету).
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка — наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.
Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилении меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку - наказанием. Поощрение организуется:
— одобрением - предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово "хорошо");
— похвалой - развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: "Замечательно! Теперь всем будет комфортно");
— материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка - символ, лакомство);
— благодарностью - персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком;
— присвоением звания - признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.
Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.
В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогическое оценки, имеющей следующее выражение:
— "Я - сообщение", оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных с жизненным явлени-
474
ем (например: "Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы");
— "Ты - сообщение", оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: "Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же, стыдно?..");
— "естественное последствие" как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: "Разлил? - Неси тряпку!" или "Не сделал? Значит, надо сделать!");
— возложение оценочных полномочий на ребенка (например: "Что ты скажешь? Как ты расцениваешь свои действия?");
— оттянутая во времени оценка (например: "Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя...") и другие.
Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Учитель намеревается повесить таблицу на стену, обращается к детям: "Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее повесить". Оцените обращение учителя с точки зрения метода воздействия.
2. В школе принято собираться раз в месяц на Большой Круг, когда идет обсуждение наиболее важных вопросов школьной жизни. Что Вы сказали бы о методах воспитания, отраженных в этом традиционном акте?
3. Замечали ли Вы, что матери обычно говорят ребенку одно и то же несколько раз, а тот не исполняет просьбы. Отцы обращаются один раз, и этого оказывается довольно для ребенка. В чем тут педагогический секрет? Отыщите его с точки зрения методов воздействия.
4. Педагога смущает грубое и вульгарное поведение девочек в группе. Он хотел бы, чтобы его ученицы имели красивые манеры, изящные движения, добрые слова и постоянную доброжелательность в общении с людьми. Что Вы могли бы посоветовать педагогу в достижении задуманной цели?
5. Представьте мысленно педагогически запущенного школьника, воспитанием которого никто не занимался. Как Вы
475
считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной неблагоприятной ситуации?
Литература для самостоятельной работы
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.
Головин В.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
Голуб КБ., Розенталь Ф.Е. Секреты хорошей речи. М., 1993.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М, 1998.
Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение. Соч.: в 7 т. Т. 5.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1977.
Глава 19
СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
19.1. Средства воспитательного процесса
Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельностного процесса.
Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, природное сырье, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и прочее. В этом длинном ряду нет только человека. Он, будучи субъектом деятельности, не может выполнять роль средства - таков принцип современной культуры. Хотя в прошлом, и не столь далеком, человека использовали как средство: каннибалы поедали в качестве пищи; рабами откармливали рыб; холопов для
476
увеселения наряжали шутами. Впрочем, перечень духовного каннибализма был бы нескончаем. Он тянется и к нашим дням, но уже, как правило, вызывает протест, гнев, борьбу.
Многомерный и многообразный мир лежит перед мысленным взором педагога в качестве бесконечного ряда потенциальных средств, которые могут быть привлечены к воспитанию и включены в систему организуемой жизнедеятельности детей. Педагогическая проблема заключается не в их отсутствии или скудности, а в их адекватности воспитательной задаче. Средства не ищут, за ними не ездят, их не приобретают, потому что они в великой пестроте своей вокруг педагога. Средства выбирают, отбирают, отвергают, подбирают - оставляя единственно пригодное для задуманной цели. Французский скульптор О.Роден объяснял тайну ваяния так: берется кусок мрамора, отбрасывается лишнее, и то, что остается, есть скульптура. Перефразируем шутку великого скульптора, скажем, педагог из всего многообразия жизни, отвергнув самые удивительные средства, избирает то, что остается, является самым сильным по реализации педагогической функции в той или иной конкретной педагогической ситуации.
Предположим, педагог замышляет поговорить с детьми о социальной роли мужчины и женщины в обществе: что может послужить наглядной опорой для детей в описании роли "сильного" и "слабого"? Пересмотрены живописные полотна, поэтические портреты, фрагменты драматургических произведений, перетасованы житейские ситуации и эпизоды выдающихся персон - все отвергнуто. Вдруг глаз педагога останавливается на парном портрете супругов Гиршман кисти Серова... - вот с этого будет начат разговор с детьми. И практика подтвердит большие возможности избранного средства в соответствии замыслу педагога найти различие социальных ролей мужчин и женщин.