Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 1972
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Содержание урока. Тематическая направленность и научность объяснения педагога. Устанашшвается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекается ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли и увлекательно объяснение, применяются ли наглядность, чертежи, схемы, модели.
Каково содержание ответов учащихся, качество их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки.
3. Воспитывающая роль урока. Использует ли содержание материала в воспитательных целях, приводятся ли яркие примеры из жизни нашего государства.
Важно выяснить систему требований к учащимся: приучены ли они к труду, самостоятельной работе, выполнению правил поведения. Обращает ли внимание учи-
20-24!
609
тель на поведение учащихся, их отношение к работе, коллективизм, дружбу, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину.
4. Методическая сторона урока.
а) Руководитель обращает.внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на время, затраченное на опрос, способы совершенствования знаний в процессе опроса.
б) Тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: обеспечивает ли преподаватель должную степень внимания, как привлекается класс к работе, какими приемами добивается развития мышления учащихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, принимаются ли меры к запоминанию и усвоению на уроке нужного материала, умело ли и достаточно эффективно используются возможности современных методов преподавания, привлекается ли учебник, раздаточный материал и т.д.
в) Как применяются наглядность и различные технические средства. Умело ли проводятся опыты и практические работы.
г) Способы закрепления знаний, как проводятся выполнение упражнений, решения задач, самостоятельных заданий.
д) Техника задания и проверка домашних заданий.
е) Ведение рабочих тетрадей, записи учащихся, как ведется проверка этих тетрадей и как проводится обучение технике составления конспектов, записей, чертежей, схем, формул, решения задач и т.д.
5. Особенности поведения преподавателя на уроке.
Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учащимися.
Таким образом, наблюдение за уроком носит всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы.
Нельзя урок анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применение всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все "элементы" — значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.
610
Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мер следующие конкретные обстоятельства:
а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет на добности применять наглядные пособия или технически средства, вызывать учащихся, работать с книгой и т.д.;
б) возможности школы, наличие кабинетов, техниче ских средств, наглядных пособий, нужных книг в библио теке, пришкольных участков и т.д. Анализируя урок, важ но обратить внимание, все ли использовал учитель дл углубленного раскрытия материала и вместе с тем предь являть реальные требования;
в) состав данного класса, уровень развития и способ ностей учащихся. Известно, что нередко мнение об урок составляется на основе ответов учащихся, контрольны работ, подготовки класса;
г) индивидуальность учителя, его стаж работы, уро вень подготовки, особенности характера, состояние здо ровья, прежние результаты работы.
Сама техника разбора неоднократно освещалась в печг ти. Наиболее рациональна следующая схема: сам педагс рассказывает о своем уроке, что ему, по его мнению, удг лось, что нет; затем руководитель раскрывает положитель ные стороны урока; только после этого следует разбор отри цательных моментов; наконец, делаются предложения, ка ликвидировать недостатки; в конце разбора педагогу вное предоставляется слово для выражения своего мнения, прс водится творческий диспут и беседа.
Контроль за воспитательным процессом. Осуществляет ся прежде всего в ходе учебного процесса. Основная взс питательная работа проходит именно на уроке, это важн знагь каждому руководителю. Нужно решительно бороть ся с отрывом воспитания от обучения. Обучение и воспи тание — единый процесс, органически взаимосвязанные При посещении уроков важно выяснить, в какой мер развиваются страсть к знаниям, трудолюбие, чувство oi ветственности, нравственные качества, художественны вкус, культурные запросы, чувство патриотизма и интер национализма, уважение к человеку, к свободе, презрени к подлости, нетрудовым доходам, шовинизму.
Однако такого контроля недостаточно.
Заметное место в контроле за воспитательным процес сом занимает изучение внеурочной работы классного р> ководителя, деятельность детских общественных органи
20*
61
заций, клубов, кружков, секций, а также общие результаты этой работы
Прежде всего контролируется сам воспитательный процесс, планирование воспитательны работы и выполнение планов, качество проведения коллективных мероприятий; дежурство, качество уроков культуры, уроков мужества, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, спортивные мероприятия.
Особое внимание уделяется трудовому воспитанию школьников, их участие в общественно-полезном производительном труде, самообслуживании, работе на производственных участках и т.д.
Обращается внимание на связь с родителями учащихся, организацию совместной работы школы и семьи в воспитании детей. Не меньшее значение имеет организация индивидуальной работы с учащимися: помощь отстающим, так называемым "трудным" подросткам и т.д.
Изучая работу классных руководителей, важно учитывать, как развивается инициатива и самостоятельность учащихся. Классный руководитель не исполнитель, а организатор. Если он все делает сам, предоставляя учащимся лишь роль статистов и наблюдателей, то и самые эффективные мероприятия не имеют воспитательной ценности. Лишь привлекая актив класса, давая самим учащимся проявить себя, что-то придумать, организовать, классный руководитель выполняет свои обязанности. Несмотря на всю важность воспитательного процесса, руководители школ не могут ограничить контроль только его изучением. Нас интересует результативность воспитательного процесса, уровень воспитанности учащихся.
Следует установить степень ответственности учащихся за выполнение общественных поручений, предприимчивость, инициативность, их заинтересованность в работе.
Показателем воспитанности является посещаемость учебных занятий, систематическая подготовка к урокам, высокое качество знаний, чтение дополнительной литературы по предметам — все это показатели ответственного отношения к учебным занятиям.
Одним из показателей воспитанности учащихся является их отношение к трудовой деятельности, качество выполнения трудовых заданий, участие школьников в общественно-полезной работе, отношение к общешколь-
612
ной собственности, сохранности школьного имущества, сознательный выбор профессии. Важно и то, как ребята относятся к выполнению трудовых поручений, как осуществляют самообслуживание: дежурство, соблюдение необходимого порядка в коридорах, в столовой, в библиотеке, на территории школы и т.д.
Показателем воспитанности учащихся является сознательная дисциплина, поведение их вне школы, вежливость, корректность, приветливость, выполнение правил поведения. Важно установить, есть ли случаи снижения оценки по поведению за четверть или за год, имеются ли учащиеся, которые взяты на учет детской комнатой милиции, как на случаи нарушения дисциплины реагируют сами дети, как ведут себя они вне школы, в общественных местах.
Показателем эстетической культуры учащихся может быть участие детей в кружках, во внеклассных и внешкольных мероприятиях по искусству, чтение популярной литературы, расширяющей знания об искусстве, чтение и обсуждение лучших произведений художественной литературы, посещение музеев, выставок, театров, кино, их знания в области искусства и культуры. Признаком воспитанности является физическая подготовка детей, занятие спортом, туризмом, военно-спортивной работой.
Администрация школы для изучения уровня воспитательной работы использует следующие методы:
1. Просмотр документации (планов, стендов, отчета, докладов).
2. Непосредственное наблюдение: а) за ходом учебного процесса и качеством уроков; б) за проведением собраний, мероприятий, соревнований; в) за состоянием мебели, пособий, книг, групповых помещений; г) за дисциплиной учащихся на уроках, во время перемен, в общественных местах.
3. Специальные проверки: а) осведомленности учащихся о важнейших событиях в стране и за рубежом; б) отношения учащихся к выполнению общественных поручений; в) проведения классных часов; г) санитарного состояния; д) активности работы в кружках и т.д.
4. Анкетирование (устанавливается крут интересов учащихся, их занятия и увлечения).
5. Беседы с учащимися, преподавателями, родителями.
613
/
6. Отзывы руководителей предприятий, общественных организаций о поведении учащихся.
Планирование внутришкольного контроля. Эффективным средством педагогического контроля является комплексное планирование внутришкольного контроля с предварительным предупреждением всеу учителей о сроках и формах контроля. Обычно в виде графической схемы вывешивается в учительской план с указанием, когда и каким способом администрация и представители общественности будут просматривать документацию, проверять внеклассную работу, работу методических секций, осуществлять контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся, за организацией и проведением практических и лабораторных работ и факультативных занятий. В этом отношении полезно наметить наиболее важные темы программного материала по всем предметам и именно по этим темам проверять навыки и знания учащихся. При этом сообщаются и методы контроля: устная проверка, работа учителя, комплексное изучение отдельных классов, параллельное посещение уроков, тематическое посещение уроков, указываются сроки бесед с учителями и классными руководителями по всем основным вопросам обучения и воспитания за определенный период. Такой план дисциплинирует и учителя и руководителей школ, предупреждает стихийность, неритмичность работы. Приведем схему такого плана внутришкольного контроля и руководства учебно-воспитательным процессом на четверть.
| Календарные числа | ||||
Класс | 13-18.1 | 20-25.1 | 27.1-1.II | 3-8.II | 10-15.11 и т.д. |
1-3 кл. | Проверка техники | _ | Проверка устного | -- | Директорские кон- |
| чтения. Отв. | | счета. Отв. | | трольные работы по русскому языку. Отв. |
614
4 кл. | Состояние преподавания биологии по новым программам. Отв. | | Состояние преподавания географии по новым программам. Отв. | Санитарное состояние классных комнат. Сохранность мебели. Отв. | |
5 кл. | | Состояние преподавания английского языка по всем программам. Отв. | | Комплексное изучение 6-х классов. Посещение 5 уроков подряд. Отв. | |
Такое планирование исключает недостатки усиленного "случайного" контроля за работой одних учителей и "забвение" других, равномерно распределяется контроль, применяются различные средства контроля Предупреждение о контроле, гласность мобилизует учителей к своевременному выполнению главных, ведущих сторон в учебной и воспитательной работе, что является решающим обстоятельством во всей организации школьной жизни.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Как подготовить педагогический совет?
2. Определите принципы организации и деятельности предметных методобъединений.
3. Как изучать и обобщать передовой опыт?
4. Каковы правила и способы внедрения передового опыта и результатов научных исследований в практику работы школы.