Файл: Конспект урока по технологии Класс 4 Тема урока Вышивка крестом. История возникновения вышивания. Цели урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по технологии

Класс: 4

Тема урока: «Вышивка крестом. История возникновения вышивания.»

Цели урока: 

Образовательная: формировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.

Развивающая: развивать творческие способности, память, воображение и фантазию.

Воспитательная: воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусства – вышивке; воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Личностная: самостоятельное определение и высказывание своих чувств и ощущений, возникающих в результате созерцания, обсуждения наблюдаемого объекта.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: восприятие и анализ текстовой и зрительной информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, творческое использование знаний и умений в практической работе.

Регулятивные: умение принимать учебную задачу, работать с информацией, определение наиболее рациональных способов выполнения изделия.

Коммуникативные: владение диалогической формой речи, осуществление взаимного контроля и оказание взаимопомощи, проявление доброжелательности и такта, слушая другого, в оценке работы товарища.

Предметные: соблюдение правил техники безопасности, владение инструментами для ручных работ, овладение технологией выполнения изделия.

Оборудование: презентация, канва, нитки-мулине, игла, пяльцы, ножницы, схема.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2.Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, какие виды декоративно-прикладного творчества вам знакомы?
(вышивка, вязание, аппликация и т.д.)

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел - рукоделие "Вышивка крестом".

3. Изучение нового материала.

История вышивки крестиком.

Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.

Так как одежду шили из домотканого полотна, естественно появлялось желание ее украсить. Вышивку располагали по вороту, рукавам и подолу, и неслучайно, она служила оберегами от зла. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым. Вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Народная вышивка была связана с традициями, обрядами, передавалась из поколения в поколение. А городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Девочек обучали вышивке с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была не только сшить своими руками приданное, но и украсить его вышивкой.

Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент.

Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.

Какие же материалы и инструменты нам необходимы для вышивки счетными швами:

Материалы:

  • Канва - специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом;

  • Нитки мулине

Инструменты:

  • Игла

  • Пяльцы

  • Ножницы

  • Наперсток

4.Правила техники безопасности на рабочем месте.

Иглы

1. Для вышивки крестом используют гобеленовые иглы с тупым концом.

2. Иглы с позолоченным ушком быстро "истираются", позолота "уходит",

оставляя шершавость, что мешает легкому скольжению по материалу.

3. При вышивке больших работ надо чаще менять иглы или применять несколько игл, так как при длительном пользовании они окисляются от контакта с пальцами.

4. Не оставляйте иглы длительное время в канве, так как могут оставаться ржавые следы.

5. Не бросайте иглы, где попало, храните с ниточкой, так как это делает их более заметными и легко искать при потере.

6. Каждый раз пересчитывайте количество рабочих игл. Если не досчитаетесь хотя бы одной иголки, ищите незамедлительно, пока не забыли про ее потерю.

7. Хорошо иметь магнит, упавшую иглу вы быстрее найдете, даже если она без ниточки.

8. Не держите иголку в зубах. Нечаянный вдох - и вы можете ее проглотить.

9. Не вкалывайте иголки в одежду, кресла, диваны, не оставляйте на обеденном столе. Это опасно.

Ножницы

1. Должны иметь острые и плотно сомкнутые концы.

2. Используйте пару ножниц - одни для разрезания нитей мулине, другие для резки канвы или другого материала. Это послужит их длительному применению.

3. Никогда не используйте ваши ножницы для других целей, так как даже резка бумаги их затупляет.

5. Практическая работа "Выполнение простого шва крестиком".

Работа по инструкционной карте "Простой шов крестиком".

Стежок простым крестиком

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками.

Существует два способа выполнения стежка.

Первый способ - стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.

Второй способ - первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд (по горизонтали, как правило), а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков.

Направление вторых стежков всегда должно быть одно и тоже, начиная с первого стежка и заканчивая последним.

Учитель показывает выполнение стежков "крест"

Учащиеся, получают инструкционные карты с видами швов, подготавливают ткань, впяливая ее в пяльцы и приступают к выполнению швов, используя карты, как наглядное пособие по этим операциям.


6.Итог работы и уборка рабочих мест.

- Итак, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились на уроке.

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы сегодня научились?

Ученики убирают свои рабочие места и демонстрируют, получившиеся работы.

7. Рефлексия.

- Что у вас получилось на уроке?

- В чем вы испытывали трудности?