ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа №4»
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Тумашева С.А.
Заречный 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы наставничества
Программа наставничества МБОУ ГО Заречный «СОШ №4»И создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
-
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление; -
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние; -
необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Решению этих стратегических задач кадровой политики будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого педагога и вновь прибывшего учителя, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная возможность любого специалиста прибывающего в МБОУ ГО Заречный «СОШ №4» получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знаний в области предметной специализации и методики преподавания.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне образовательной организации.
Программа наставничества МБОУ «СОШ №4» (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Актуальность
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.
Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Основные задачи наставничества:
-
Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а так же в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации; -
Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; -
Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица; -
Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности. -
Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.
Основные принципы организации наставничества:
-
добровольности и целеустремленности работы наставника; -
морально-психологической контактируемости наставника и подшефного; -
личной примерности наставника; -
доброжелательности и взаимного уважения; -
уважительного отношения к мнению подшефного; -
согласованности содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана по предмету и плану работы структурного подразделения; -
направленности плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
Основные виды деятельности:
-
Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей. -
Посещение уроков наставляемого специалиста и организация взаимопосещений -
Планирование и анализ педагогической деятельности -
Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы. -
Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время. -
Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе МО учителей школы. -
Демонстрация опыта успешной деятельности опытными учителями -
Организация мониторинга деятельности Наставляемого лица.
Срок реализации программы 1 год.
Начало реализации программы наставничества с 01.09.2022 г., срок окончания 31.05.2023 года.
Применяемые формы наставничества и технологии
Исходя из образовательных потребностей МБОУ ГО Заречный «СОШ №4» целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Учитель – молодой педагог».
Применяемые в программе элементы технологии: ситуационное наставничество.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым:
Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:
-
Планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений); -
консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету; -
оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем; -
посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.
Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Деятельность наставника
1-й год – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации
2-й год – основной (тренировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
3-й год – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Основные участники программы и их функции.
Наставляемые: Сель В. Е., имеющие малый опыт работы – от 1 до 3 лет, испытывающие трудности с организацией учебного процесса.
Наставник: Тумашева С.А.
Требования, предъявляемые к наставнику:
-
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; -
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; -
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения; -
знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений; -
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); -
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; -
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к молодому специалисту:
-
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности; -
выполнять план профессионального становления в установленные сроки; -
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; -
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; -
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; -
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
3.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.