Файл: Методические указания по выполнению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Зав.отделением ГАПОУ ТО «АТК»
_____________/И.В. Иволгина/
«_____»_________20____ г.
Методические указания
к практическим занятиям
по учебной дисциплине
ЕН.02 Экологические основы природопользования
по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
2020
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии
Протокол № ___ от ___________ 2020года
Составитель: Иволгина И.В., преподаватель
Методические указания предназначены для систематизации и углубления знаний студентов. Методические указания содержат пояснительную записку, цели и задания, критерии оценки, список основной и дополнительной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Результаты освоения практических занятий | 4 |
3 | Перечень практических занятий | 5 |
4 | Методические указания по выполнению практических занятий | 6 |
5 | Литература | 7 |
-
Пояснительная записка
Методические указания предназначены в качестве методического пособия для проведения практических занятий по дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем ЕН.02 Экологические основы природопользования.
-
результаты освоения практических занятий
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 6.3-6.4 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ОК 11 | анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; -использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; -соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности | принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания. -особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду; -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; -принципы и методы рационального природопользования; -методы экологического регулирования; -принципы размещения производств различного типа; -основные группы отходов их источники и масштабы образования; -понятия и принципы мониторинга окружающей среды; -правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; -принципы и правила международного сотрудничества области природопользования и охраны окружающей среды; -природоресурсный потенциал Российской Федерации; -охраняемые природные территории. |
3. Перечень практических занятий
№ п/п | Наименование работы | Кол-во часов |
Практическое занятие №1 | Развитие человечества, экологические проблемы, пути их решения | 2 |
Практическое занятие №2 | Рациональное использование природных ресурсов. | 2 |
Практическое занятие №3 | Анализ современного экологического положения и аргументация решения экологических проблем | 4 |
Практическое занятие № 4 | Составление схемы органов управления и надзора по охране природы | 2 |
Практическое занятие № 5 | Моделирование ситуации и составление искового заявления по возмещению ущерба здоровью | 2 |
| итого | 12 |
-
методические указания по выполнению практических занятий
Практическое занятие №1
Тема: Развитие человечества, экологические проблемы, пути их решения
Цель: выявить сущность и специфику глобальных проблем человечества, их взаимосвязи и общие пути решения.
Оборудование: таблицы, презентация, учебники и тетради для выполнения практических работ.
Ход работы:
-
Теоретическая часть
Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества. Важнейшие глобальные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, следующие: загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, истощение «озонового слоя», фотохимический смог, кислотные дожди, деградация почв, обезлесевание, опустынивание, проблемы отходов, сокращение генофонда биосферы и др. Парниковый эффект – это нагрев внутренних слоев атмосферы Земли, обусловленный прозрачностью атмосферы для основной части излучения Солнца (в оптическом диапазоне) и поглощением атмосферой основной (инфракрасной) части теплового излучения поверхности планеты, нагретой Солнцем. В атмосфере Земли излучение поглощается молекулами Н2О, СО2, О3 и др. Парниковый эффект повышает среднюю температуру планеты, смягчает различия между дневными и ночными температурами. В результате антропогенных воздействий (сжигание топлива и промышленные выбросы) содержание углекислого газа, метана, пыли, фторхлоруглеродных соединений (и других газов, поглощающих в инфракрасном диапазоне) в атмосфере Земли постепенно возрастает. Смесь пыли и газов действует как полиэтиленовая пленка над парником: хорошо пропускает солнечный свет, идущий к поверхности почвы, но задерживает рассеиваемое над почвой тепло – в результате под пленкой создается теплый микроклимат. Не исключено, что усиление парникового эффекта в результате этого процесса может привести к глобальным изменениям климата Земли, таянию ледников и повышению уровня Мирового океана. Кислотные дожди – это атмосферные осадки (в т. ч. снег), подкисленные (pH ниже 5,6) из-за повышенного содержания в воздухе промышленных выбросов, главным образом SO2, NO2, HCl и др. В результате попадания кислотных дождей в поверхностный слой почвы и водоемы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и др. водных организмов, сказывается на плодородии почв, снижении прироста лесов и их усыхании. Кислотные дожди особенно характерны для стран Западной и Северной Европы, для США, Канады, промышленных районов Российской Федерации, Украины и др. Истощение запаса энергетических ресурсов. Важнейшим фактором, ограничивающим
развитие промышленной деятельности человека, является энергетический лимит. Современное мировое энергопотребление человечества составляет около 10 ТВт Основой энергетики сегодня является ископаемое топливо: уголь, нефть, газ и уран-235. Рост мирового потребления энергии во времени имеет экспоненциальный характер (также, как и рост численности населения Земли). Промежуток времени между освоением первых 10% и разработкой последних 10% запаса невозобновимого ресурса называют полезным периодом использования сырьевого источника. Проведенные расчеты показали, что, например, для газа полезный период продлится 20 — 25 лет, для нефти -30 — 40 лет, для угля — до 100 лет. Таким образом, в основу своей энергетической стратегии человечество положило явно не тот вариант, который мог бы обеспечить достаточно продолжительное стабильное развитие человечества. В настоящее время альтернативным и, возможно, единственным выходом из сложившейся ситуации представляется разработка неисчерпаемых (и к тому же экологически чистых) источников энергии, потенциал которых весьма значителен. Биосфера загрязняется различными химически инертными органическими веществами, пестицидами, гербицидами, тяжелыми металлами (ртутью, свинцом и др.), радиоактивными веществами и т.д. Загрязняется нефтью и нефтепродуктами Мировой океан, планктон которого обеспечивает 70% поступающего в атмосферу кислорода. Масштабы загрязнения столь велики, что естественная способность биосферы к нейтрализации вредных веществ и самоочищению близка к пределу. К числу важнейших проблем, затрагивающих существование человечества в целом, относится быстрый прирост и изменение структуры населения Земли, а также вопрос о последствиях и возможности предотвращения термоядерной войны. Нельзя сказать, что оба эти вопроса не интересовали философов прежде. По крайней мере второму из них они уделяли внимание всегда, ибо войны известны с тех пор, как человечество обрело свою определенность и вступило на путь социального, экономического и культурного развития. Предельной же остроты оба эти вопроса достигли в последние четыре десятилетия, когда начался так называемый демографический взрыв, а крупнейшие страны мира приступили к созданию атомного и ракетного оружия. В чем сущность демографической проблемы, какое место занимает она в контексте других глобальных проблем? Еще в XVIII в. английский экономист Т. Мальтус в книге «Опыт о законе народонаселения...» (1798) обрисовал сложную ситуацию, которая в наши дни получила название демографической проблемы. Мальтус видел ее в том, что население растет в геометрической прогрессии, т. е. увеличивается с невероятной скоростью, тогда как прирост необходимого для его прокормления продовольствия осуществляется по арифметической прогрессии.
2. Практическая часть: Обучающиеся делятся на 4 группы и каждая группа работает над своим видом проблемы, конспектируя в таблицу, Один из участников группы делает рисунок глобальной проблемы человечества. По итогу каждая группа защищает свою проблему и конспектирует другие в оставшиеся столбики.
Задание: заполните таблицу из статистических материалов, и по группам защитите свою проблему.
Сделайте вывод о путях решения экологических проблем в общем.
Сфера загрязнения | Источники загрязнения | Сущность загрязнения | Пути решения |
Атмосфера | | | |
Литосфера | | | |
Гидросфера | | | |
Мировой океан. | | | |
Практическое занятие №2
Тема: Рациональное и нерациональное природопользование
Цель: Изучить основные проблемы рационального использования природных ресурсов и энергетического равновесия окружающей среды. Научиться составлять графики и схемы по данной теме.
Задание: Выполнить словарную работу, составить схемы и графики к данной теме, ответить на вопросы тестирования по вариантам.
Вариант 1.
1. Словарная работа. Дайте определение понятию «особо охраняемые территории». Приведите примеры.
2. Составьте схему особенностей использования пищевых ресурсов для экономически развитых и развивающихся стран. Приведите примера.
3. Запишите в виде диаграммы долю регионов в населении мира и потреблении продовольствия в начале XXI в. в % по следующим данным (по 2 прямоугольные диаграммы на каждый регион):
Регион | Население | Потребление продовольствия и калорийность питания на душу населения в день |
1. Зарубежная Европа | 12 % | 43 %; более 3200 ккал. |
2. Англия и Северная Америка | 5 % | 30 %; более 3200 ккал. |
3. Латинская Америка | 9 % | 8 %; 2000 - 2800 ккал. |
4. Прочие (Африка, Азия и др) | 74 % | 19 %; менее 2000 ккал. |
Ответьте на вопросы по диаграмме:
1). Какие страны – экономически развитые ли развивающиеся больше потребляют продовольствия?
2). Выявите регионы, в которых калорийность питания населения значительно превышает медицинскую норму, если норма – 2800 ккал/день, недоедание – 1800/день, голод – 1000 ккал/день.
4. Тестирование:
1. Зеленые растения превращают энергию солнечного луча в химическую энергию в результате процесса…
а) водообмена
б) фотосинтеза
в) дыхания
г) роста
2. Человек является частью…
а) тропосферы
б) техносферы
в) биосферы
г) литосферы
3. Зеленые насаждения в городах выполняют функции…
а) снижение запыленности
б) увеличение запыленности
в) накопление вредителей
г) выделение ядовитых веществ
4. Особо охраняемая территория, включенная в международную сеть ЮНЕСКО, называется
а) заповедником направленного режима
б) биосферным заповедником
в) национальным парком
г) заказником
5. Основным энергетическим ресурсом начала 21 века является…
а) водородное топливо
б) нефть, природный газ
в) геотермальная энергия
г) биологическое топливо
6. Экологический кризис – это:
а) необратимые изменения природных комплексов.
б) усиление воздействия человека на природу.
в) обратимое изменение природных комплексов, которое характеризуется резким увеличением влияния измененной природы на общественное развитие.
7. Указать последствия использования природных ресурсов:
а) загрязнение и истощение почв
б) строительство водохранилищ
в) лесопосадки
г) строительство защитных дамб от наводнений
д) обмеление рек
Запишите вывод к проделанной работе.
Практическое занятие №3
Тема: Анализ современного экологического положения и аргументация решения экологических проблем
Цель: изучить общие экологические ситуации в условиях города, выяснить характеристики разных видов проблем, ознакомиться с возможностью решения реальных экологических проблем.
Продолжительность: 2 часа
Необходимые принадлежности
1. Раздаточный материал.
Задание
1. Вам предлагается выбрать одну из предложенных тем экологических проблем.
2. Вы должны самостоятельно разработать решение данной проблемы, используя различные доступные источники.
3. Результат работы может быть представлен в виде доклада, графика, схемы, презентации, видео/фильма (по выбору).