Файл: Методические указания по выполнению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предлагаемые темы экологических проблем:
-
Автозаправочная станция в жилой зоне города. -
Транспортная проблема большого города. -
АЭС (Атомная электростанция). -
Детские оздоровительные учреждения. -
Продукты питания. -
Городская автостоянка. -
Фермерское хозяйство. -
Птицефабрика. -
Рекреационные зоны -
Лекарственные средства
Оформление отчета
1. Задание переписать в тетрадь для практических занятий по очереди отвечая на данные вопросы.
2.Сделать вывод по практическому занятию.
Контрольные вопросы
-
Как сделать автозаправку экологически чистой? -
Можно ли освободить большой город от «пробок»? -
Какие источники энергии экологически надежны? -
Сможет ли специальная компьютерная программа решить проблему «пробок» на дорогах? -
Как правильно выбирать пищевые продукты? -
Возможна ли экологическая самоизоляция одной семьи? -
Как избежать возможности ДТП: пешеходы под землей-транспорт над землей или наоборот? Какие Ваши предложения? -
Какие экологические претензии к фермерским хозяйствам? -
Почему нам продают «ножки буша», а где грудки? -
Какие лекарства принимать, а какие нет?
Практическое занятие №4
Тема: Составление схемы органов управления и надзора по охране природы
Цель: закрепить знания об органах управления и надзора по охране окружающей природной среды
Оборудование: задание, ручка, тетрадь.
Теоретическая часть Заложенная в Законе РФ об охране окружающей природной среды структура органов управления в области охраны окружающей природной среды исходит из установившегося в практике подразделения органов на две категории: общей и специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции. К государственным органам специальной компетенции относятся те органы государства, которые в соответствии с положениями о них, утвержденными Правительством, либо отдельным принятым правительственным актом специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции. По объему и характеру своей специальной компетенции они подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные органы выполняют все задачи или блок природоохранительных задач. В их
состав входят Госкомэкологии России, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Госкомсанэпиднадзор и Госкомгидромет.Отраслевые органы осуществляют охрану и использование отдельных природных объектов. В их состав входят: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный земельный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, Рослесхоз и Федеральная служба геодезии и картографии России. Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов. В их состав входят: Госгортехнадзор, МВД и Федеральная пограничная служба Российской Федерации. В своей деятельности государственные природоохранные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а так же международными договорами Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей Среды (Госкомэкология России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России осуществляет государственную политику в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия и несет ответственность за оздоровление окружающей среды и улучшение ее качества и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, и осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно через свои территориальные органы, подведомственные ему организации. Основными задачами Министерства природных ресурсов, в части охраны окружающей среды Российской Федерации, являются: разработка и проведение совместно с другими федеральными органами исполни тельной власти государственной политики и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства и охраны природных ресурсов; управление государственным фондом недр и охраной водного фонда; организационное обеспечение государственной системы лицензирования водопользования; проведение государственного контроля водных объектов. Таким образом, Министерство природных ресурсов Российской Федерации является специально уполномоченным государственным органом в области охраны вод и водных объектов. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в агропромышленном комплексе и продовольственном обеспечении страны. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в следующих областях: охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, а также среды их обитания в части влияния на рыбные запасы; использование, охрана, защита участков лесного фонда и воспроизводство лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям. Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и входящие в его состав бассейновые управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства являются специально уполномоченными государственными органами по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Федеральная служба геодезии и картогра ии России (Роскартогра ия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции при проведении геодезических, астрономо-геодезических, гравиметрических, топографических, топографа-геодезических работ в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий, картографических, картоиздательских и кадастровых работ, создании цифровых, электронных карт и геоинформационных систем. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей Среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения народного хозяйства и обороны страны, мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды, работ по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы. Основными задачами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды являются:- гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти, населения и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов; - оценка климатических изменений на территории Российской Федерации и ее субъектов.
-
Составить таблицу. Используя положения статей 5-10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" распределите полномочия по органам власти.
Федеральные органы государственной власти | Региональные органы государственной власти | Органы местного самоуправления |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
2. Установите какие органы управления должны осуществлять надзор по следующим случаям:
- незаконная вырубка лесов
- охота на зверей в заповеднике
- пожар в заповеднике
- нарушение границ лесной зоны
- купание в запрещенной зоне
Контрольные вопросы:
1. как подразделяются органы специальной компетенции?
2. какие органы управления входят в систему общей компетенции?
3. перечислите основные задачи министерства природных ресурсов РФ?
Практическое занятие №5
Тема: Моделирование ситуации и составление искового заявления по возмещению ущерба здоровью
Цель: обобщить, закрепить теоретические знания по теме: «Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду»
Задание:
Смоделируйте ситуацию и составьте исковое заявление о возмещении ущерба здоровью или имуществу, причиненного вследствие загрязнения окружающей природной среды (на примере приведенного образца заявления)
Образец искового заявления. Форма 7 (образец)
В ________________________________________________________________
(указывается наименование суда, арбитражного суда)
Истец ____________________________________________________________
(указывается наименование потерпевшей стороны, адрес)
Ответчик _________________________________________________________
(указывается наименование виновной стороны, адрес)
Цена иска ______________________________________________ тыс. руб.
(указывается прописью)
__________________________________________________________________
(дата подачи заявления)
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
__________________________________________________________________
(дата и время причинения вреда, наименование региона,
__________________________________________________________________
предприятия, причинившего вред)
В результате несоблюдения ________________________________________
__________________________________________________________________
(указать причину, повлекшую
__________________________________________________________________
вредное воздействие: нарушение природоохранительного
__________________________________________________________________
законодательства, требований при использовании
__________________________________________________________________
природных ресурсов;
__________________________________________________________________
невыполнение обязательств и др.)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
причинен вред и убытки ___________________________________________
__________________________________________________________________
(природным ресурсам,
__________________________________________________________________
имуществу)
__________________________________________________________________
(Указать, кому нанесен вред. Наименование региона,
__________________________________________________________________
района)
Вред, причиненный природным ресурсам, выразился в виде: __________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
а) нарушения качественного состояния природных ресурсов
__________________________________________________________________
(состав воздействия, масса загрязняющих веществ,
__________________________________________________________________
продолжительность воздействия);
__________________________________________________________________
б) уничтожение или гибель природных ресурсов;
__________________________________________________________________
в) изменение экологического баланса и др.
Убытки выразились в виде: ________________________________________
__________________________________________________________________
а) стоимость поврежденного или уничтоженного имущества;
__________________________________________________________________
б) неполученные доходы (упущенная выгода);
__________________________________________________________________
в) дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных
__________________________________________________________________
последствий и др.
Сумма убытков составляет ____________________________ тыс. рублей.
При определении размера вреда, причиненного виновной стороной,
использовались:
__________________________________________________________________
(указать методики, использовавшиеся для подсчета величины
__________________________________________________________________
причиненного вреда, либо указать, что его размеры были
__________________________________________________________________
определены исходя из учета всех необходимых фактических
__________________________________________________________________
затрат для ликвидации последствий причинения вреда,
__________________________________________________________________
а также воспроизводства природных ресурсов и восстановления
__________________________________________________________________
их качественного состояния (указывается, получен ли ответ
__________________________________________________________________
на претензию, и мотивы, по которым отклоняются доводы
__________________________________________________________________
ответчика, изложенные в ответе на претензию))
При оценке убытков использовались ________________________________
(указать методики,
__________________________________________________________________
использовавшиеся для подсчета суммы убытков, либо указать,
__________________________________________________________________
что размеры убытков были определены исходя из учета всех
__________________________________________________________________
необходимых фактических затрат для ликвидации последствий
__________________________________________________________________
вредного воздействия, а также воспроизводства природных
__________________________________________________________________
ресурсов и восстановления их качественного состояния)
__________________________________________________________________
На основании вышеизложенного прошу взыскать с ____________________
__________________________________________________________________
(указать наименование виновной стороны)
________________________________________________________ тыс. руб.
(указать сумму прописью)
Приложения:
1. Документы, содержащие фактические данные, подтверждающие факт
совершения экологического правонарушения, в том числе
фотодокументы, картосхемы, акты об отборе и анализах проб,
заключения о массе загрязняющего вещества, иные документы,
содержащие количественную оценку гибели и заражения биоты,
повреждения растительного и почвенного покрова.
2. Имеющиеся свидетельские показания.
3. Заключения экспертов по оценке косвенного ущерба от
экологического правонарушения.
4. Расчеты убытков, причиненных негативным воздействием на