Файл: Методические указания по выполнению практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предлагаемые темы экологических проблем:

  1. Автозаправочная станция в жилой зоне города.

  2. Транспортная проблема большого города.

  3. АЭС (Атомная электростанция).

  4. Детские оздоровительные учреждения.

  5. Продукты питания.

  6. Городская автостоянка.

  7. Фермерское хозяйство.

  8. Птицефабрика.

  9. Рекреационные зоны

  10. Лекарственные средства

Оформление отчета

1. Задание переписать в тетрадь для практических занятий по очереди отвечая на данные вопросы.

2.Сделать вывод по практическому занятию.

Контрольные вопросы

  1. Как сделать автозаправку экологически чистой?

  2. Можно ли освободить большой город от «пробок»?

  3. Какие источники энергии экологически надежны?

  4. Сможет ли специальная компьютерная программа решить проблему «пробок» на дорогах?

  5. Как правильно выбирать пищевые продукты?

  6. Возможна ли экологическая самоизоляция одной семьи?

  7. Как избежать возможности ДТП: пешеходы под землей-транспорт над землей или наоборот? Какие Ваши предложения?

  8. Какие экологические претензии к фермерским хозяйствам?

  9. Почему нам продают «ножки буша», а где грудки?

  10. Какие лекарства принимать, а какие нет?


Практическое занятие №4

Тема: Составление схемы органов управления и надзора по охране природы

Цель: закрепить знания об органах управления и надзора по охране окружающей природной среды

Оборудование: задание, ручка, тетрадь.

Теоретическая часть Заложенная в Законе РФ об охране окружающей природной среды структура органов управления в области охраны окружающей природной среды исходит из установившегося в практике подразделения органов на две категории: общей и специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции. К государственным органам специальной компетенции относятся те органы государства, которые в соответствии с положениями о них, утвержденными Правительством, либо отдельным принятым правительственным актом специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции. По объему и характеру своей специальной компетенции они подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные органы выполняют все задачи или блок природоохранительных задач. В их
состав входят Госкомэкологии России, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Госкомсанэпиднадзор и Госкомгидромет.Отраслевые органы осуществляют охрану и использование отдельных природных объектов. В их состав входят: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный земельный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, Рослесхоз и Федеральная служба геодезии и картографии России. Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов. В их состав входят: Госгортехнадзор, МВД и Федеральная пограничная служба Российской Федерации. В своей деятельности государственные природоохранные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а так же международными договорами Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей Среды (Госкомэкология России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России осуществляет государственную политику в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия и несет ответственность за оздоровление окружающей среды и улучшение ее качества и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, и осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно через свои территориальные органы, подведомственные ему организации. Основными задачами Министерства природных ресурсов, в части охраны окружающей среды Российской Федерации, являются:  разработка и проведение совместно с другими федеральными органами исполни тельной власти государственной политики и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства и охраны природных ресурсов;  управление государственным фондом недр и охраной водного фонда;  организационное обеспечение государственной системы лицензирования водопользования;  проведение государственного контроля водных объектов. Таким образом, Министерство природных ресурсов Российской Федерации является специально уполномоченным государственным органом в области охраны вод и водных объектов. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в агропромышленном комплексе и продовольственном обеспечении страны. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в следующих областях:  охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;  охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, а также среды их обитания в части влияния на рыбные запасы;  использование, охрана, защита участков лесного фонда и воспроизводство лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям. Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и входящие в его состав бассейновые управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства являются специально уполномоченными государственными органами по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Федеральная служба геодезии и картогра ии России (Роскартогра ия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции при проведении геодезических, астрономо-геодезических, гравиметрических, топографических, топографа-геодезических работ в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий, картографических, картоиздательских и кадастровых работ, создании цифровых, электронных карт и геоинформационных систем. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей Среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения народного хозяйства и обороны страны, мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды, работ по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы. Основными задачами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды являются:- гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти, населения и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов; - оценка климатических изменений на территории Российской Федерации и ее субъектов.



  1. Составить таблицу. Используя положения статей 5-10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" распределите полномочия по органам власти.




Федеральные органы государственной власти

Региональные органы государственной власти

Органы местного самоуправления









































































































































2. Установите какие органы управления должны осуществлять надзор по следующим случаям:

- незаконная вырубка лесов

- охота на зверей в заповеднике

- пожар в заповеднике

- нарушение границ лесной зоны

- купание в запрещенной зоне

Контрольные вопросы:

1. как подразделяются органы специальной компетенции?

2. какие органы управления входят в систему общей компетенции?

3. перечислите основные задачи министерства природных ресурсов РФ?

Практическое занятие №5

Тема: Моделирование ситуации и составление искового заявления по возмещению ущерба здоровью

Цель: обобщить, закрепить теоретические знания по теме: «Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду»

Задание:

Смоделируйте ситуацию и составьте исковое заявление о возмещении ущерба здоровью или имуществу, причиненного вследствие загрязнения окружающей природной среды (на примере приведенного образца заявления)



Образец искового заявления. Форма 7 (образец)
В ________________________________________________________________

(указывается наименование суда, арбитражного суда)

Истец ____________________________________________________________

(указывается наименование потерпевшей стороны, адрес)

Ответчик _________________________________________________________

(указывается наименование виновной стороны, адрес)

Цена иска ______________________________________________ тыс. руб.

(указывается прописью)

__________________________________________________________________

(дата подачи заявления)
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
__________________________________________________________________

(дата и время причинения вреда, наименование региона,

__________________________________________________________________

предприятия, причинившего вред)

В результате несоблюдения ________________________________________

__________________________________________________________________

(указать причину, повлекшую

__________________________________________________________________

вредное воздействие: нарушение природоохранительного

__________________________________________________________________

законодательства, требований при использовании

__________________________________________________________________

природных ресурсов;

__________________________________________________________________

невыполнение обязательств и др.)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

причинен вред и убытки ___________________________________________

__________________________________________________________________

(природным ресурсам,

__________________________________________________________________

имуществу)

__________________________________________________________________

(Указать, кому нанесен вред. Наименование региона,

__________________________________________________________________

района)

Вред, причиненный природным ресурсам, выразился в виде: __________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

а) нарушения качественного состояния природных ресурсов

__________________________________________________________________

(состав воздействия, масса загрязняющих веществ,

__________________________________________________________________

продолжительность воздействия);

__________________________________________________________________

б) уничтожение или гибель природных ресурсов;

__________________________________________________________________

в) изменение экологического баланса и др.

Убытки выразились в виде: ________________________________________

__________________________________________________________________

а) стоимость поврежденного или уничтоженного имущества;

__________________________________________________________________

б) неполученные доходы (упущенная выгода);

__________________________________________________________________

в) дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных

__________________________________________________________________


последствий и др.

Сумма убытков составляет ____________________________ тыс. рублей.

При определении размера вреда, причиненного виновной стороной,

использовались:

__________________________________________________________________

(указать методики, использовавшиеся для подсчета величины

__________________________________________________________________

причиненного вреда, либо указать, что его размеры были

__________________________________________________________________

определены исходя из учета всех необходимых фактических

__________________________________________________________________

затрат для ликвидации последствий причинения вреда,

__________________________________________________________________

а также воспроизводства природных ресурсов и восстановления

__________________________________________________________________

их качественного состояния (указывается, получен ли ответ

__________________________________________________________________

на претензию, и мотивы, по которым отклоняются доводы

__________________________________________________________________

ответчика, изложенные в ответе на претензию))

При оценке убытков использовались ________________________________

(указать методики,

__________________________________________________________________

использовавшиеся для подсчета суммы убытков, либо указать,

__________________________________________________________________

что размеры убытков были определены исходя из учета всех

__________________________________________________________________

необходимых фактических затрат для ликвидации последствий

__________________________________________________________________

вредного воздействия, а также воспроизводства природных

__________________________________________________________________

ресурсов и восстановления их качественного состояния)

__________________________________________________________________

На основании вышеизложенного прошу взыскать с ____________________

__________________________________________________________________

(указать наименование виновной стороны)

________________________________________________________ тыс. руб.

(указать сумму прописью)
Приложения:

1. Документы, содержащие фактические данные, подтверждающие факт

совершения экологического правонарушения, в том числе

фотодокументы, картосхемы, акты об отборе и анализах проб,

заключения о массе загрязняющего вещества, иные документы,

содержащие количественную оценку гибели и заражения биоты,

повреждения растительного и почвенного покрова.

2. Имеющиеся свидетельские показания.

3. Заключения экспертов по оценке косвенного ущерба от

экологического правонарушения.

4. Расчеты убытков, причиненных негативным воздействием на