Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Дидактическая игра и ее роль в педагогическом процессе).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Дидактическая игра и ее роль в педагогическом процессе
2. Психолого-педагогические особенности младшего дошкольного возраста
3. Специфика процесса ознакомления с окружающим миром дошкольника
4. Применение дидактических игр в процессе ознакомления младших дошкольников с окружающим миром
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина[12], дошкольный возраст входит в период детства (Таблица-1):
Таблица-1.
Возрастной период |
Ведущая деятельность |
Сфера действительности, которая осваивается ребенком |
|
Детство |
Дошкольный возраст (3-7 лет) |
Ролевая игра |
Сфера отношений |
Младший школьный возраст |
Учебная деятельность |
Сфера способов действий с предметами |
Каждый возрастной период «представляет собой целостную структуру, а не совокупность отдельных особенностей»; его отличает специфическое новообразование «ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку личности ребенка на новой основе».[13]
Коммуникативная сфера:
Как отмечает В. С. Мухина, данный период «является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию»[14]. Ребенок овладевает «социальным пространством человеческих отношений» посредством общения с взрослыми и со сверстниками. Происходит освоение позитивных форм общения; общения посредством выразительных движений и действий, «отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения»[15].
Главной потребностью ребенка на данный момент является стремление войти в мир взрослых, действовать вместе с ними и быть одним из них. Однако, в силу того, что ребенок еще не в состоянии выполнять функции взрослых «складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и невозможностью ее реальной реализации»[16]. Данная потребность удовлетворяется посредством освоения новых видов деятельности – прежде всего, сюжетно-ролевой игры (ведущей формы деятельности для дошкольного возраста, как уже упоминалось выше). В ней ребенок берет на себя роль взрослого и его функции, формируя для себя образ «идеального» взрослого. «Идеальный» взрослый – это не конкретный человек, а обобщенный образ определенной общественной функции взрослого (папа, врач, водитель, парикмахер и т. д.).
Все виды деятельности дошкольника отличаются моделирующим характером. Ребенок моделирует отношения знакомых ему людей, разыгрывая сюжет в игре, создавая модели «отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов»[17]. Наглядной моделью реального предмета может стать также рисунок этого предмета или реальной ситуации.
Значимым моментом в развитии младшего дошкольника является сильное потрясение ребенка, переживаемое им от осознания того факта, что он не является центром мира и даже центром собственной семьи (он начинает осознавать, что его родители любят не только его, но и друг друга, и способны общаться друг с другом без его участия). Как следствия такого открытия у ребенка начинают проявляться капризы, ревность и агрессия.
Одновременно с этим ребенок приобретает элементарные культурные навыки – в процессе интенсивного овладения речью как средства общения: он учится здороваться, благодарить, делиться впечатлениями и т. д.
В процессе общения дошкольник бессознательно перенимает стиль общения своих родителей (авторитарный, либеральный, демократический).
Процесс идентификации:
В данный возрастной период ребенок начинает активно овладевать собственном телом; формируется целостный образ тела и ценностное отношение к нему; координация движений ребенка становится более развитой. Происходит формирование половой идентификации. Развивающаяся способность ребенка к идентификации себя с другими людьми распространяется также и на природные объекты, сказочные персонажи, игрушки и др. Развитие процесса идентификации сопровождается процессом одновременным обособления.
Познавательная сфера:
Процесс развития дошкольника носит неустойчивый, изменчивый характер: «Неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывается выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого»[18]. Таким образом, ребенок как бы постоянно находится под влиянием двух противоположных тенденций: стремления к познанию нового и стремления отгородиться от новой информации, «зарезервировать» собственный предыдущий опыт.
Что касается познавательной сферы, то дошкольный возраст характеризуется развитием речевой культуры ребенка, выработке символических действий; воображения и памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Наиболее заметные результаты развития познавательной сферы ребенок демонстрирует к концу дошкольного возраста. Тем не менее, период младшего дошкольного возраста также отличается развитием психических процессов.
Развитие речевой культуры младшего дошкольника проявляется в процессах словообразования и словоизменения; также ребенок начинает проявлять интерес к звуковой форме слова.
В процессе развития речевой культуры дошкольника можно выделить несколько этапов:
- «Ситуативная» речь – все объекты, как правило, заменяются местоимениями (он, они, эти и т. д.). Такая речь «привязана» к конкретной ситуации и теряет смысл для стороннего слушателя, не включенного в данную ситуацию. Для младшего дошкольного возраста особенно характерна.
- «Контекстная» речь - более полно передает ситуацию; становится понятной уже без непосредственного восприятия конкретной ситуации.
- «Объяснительная» речь – наиболее последовательная, выделяющая не только объекты и свойства, но и отношения / связи между объектами. Ребенок использует данный вид, например, при объяснении правил игры, устройства игрушки и т. д.
Одновременно происходит процесс совершенствования ориентировки дошкольника во внешнем мире предметов – в их свойствах и отношениях; во времени и пространстве.
Восприятие действительности младшего дошкольника отличается своей спецификой: так, например, ребенок воспринимает картину как продолжение действительности (загораживает нарисованного козленка от нарисованного волка; если человек на картине изображен спиной – переворачивает картину, рассчитывая увидеть там лицо этого человека; наблюдая в течение некоторого времени картину с изображенными на ней людьми, направляющимися к дому, недоумевает, почему они никак не могут до него дойти и др.). Однако в процессе развития, на собственном опыте, ребенок постепенно начинает понимать, что с нарисованными предметами нельзя обращаться как с предметами реальными. Одновременно с этим ребенок постепенно приходит к осознанию относительного постоянства предметов.
Происходит процесс формирования причинно-следственных связей в сознании младшего дошкольника. В 3 года ребенок «может обнаружить только причины внешнего воздействия на предмет (столик толкнули – он упал)», в 4 года – «начинает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка)»[19] и т. д.
При этом дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком смысло-целевой сферы человеческой деятельности и ориентации на усвоенные смыслы.
Завершение дошкольного возраста ознаменуется кризисом 7-ми лет – потеря детской непосредственности. Причина детской непосредственности, по Л. С. Выготскому, заключается «в недостаточной дифференциации внешней и внутренней жизни, когда ребенок внешне такой же, как и внутри»[20]. Потеря непосредственности – «между переживанием и поступком встает интеллектуальный момент, и тогда ребенок своим поведением нечто изобразить».[21]
Главным новообразованием к концу дошкольного возраста становится новая позиция ребенка, новый уровень осознания им собственного места в структуре общественных отношений: «Если ребенок к концу раннего детства говорит: «Я большой», - то дошкольник к семи годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей»[22].
В дошкольном возрасте ребенок осваивает уже несколько форм деятельности: игровую, бытовую, трудовую, изобразительную, конструктивную. Итогом овладения данных видов деятельности становится формирование у дошкольника, с одной стороны, навыка моделирования как ведущей умственной способности, и с другой – формирования у него системы произвольного поведения.
3. Специфика процесса ознакомления с окружающим миром дошкольника
Процесс ознакомления ребенка с окружающим миром представляет собой сложноорганизованную структуру усвоения, переработки и закрепления системы знаний и навыков в общей сфере жизнедеятельности общества и природной среды, формирование первичных представлений об окружающих предметах и явлениях, их свойствах и связях /отношениях, а также выработки ребенком собственного ценностно-мировоззренческого отношения к ним. Данный процесс происходит с опорой на различные формы мыслительных процессов: узнавание, определение, обобщение, выделение признаков, сравнения по данным признакам и т. д.
При формировании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с окружающим миром возможны следующие ошибки[23]:
- ограничение в занятиях исключительно познавательной формой;
- ограничение монологами, отсутствие двигательного компонента;
- перегрузка детей чрезмерным количеством вопросов.
Главной спецификой процесса ознакомления ребенка с окружающим миром является его широкое информационное поле, затрагивающие самые разные сферы жизнедеятельности общества и природной сферы. Образовательная программа по ознакомлению детей с окружающим миром строится с опорой на его активное участие, креативность и познавательный интерес.
Пример: Образовательная программа по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром. Материал учебного года[24]:
- Сентябрь -
Занятие-1: «Предметное окружение»
- Тема: ТРАНСПОРТ
- Программное содержание: дети учатся определять и различать транспорт, знакомятся с его видами, функциями и основными признаками (форма, цвет, конструкция, размер и т. д.).
- Материал: Картинки с изображением различных видов транспорта: самолет, автомобиль, автобус и др.
- Ход игры: Детям предлагаются загадки, необходимо отгадать, о чем идет речь, и поднять соответствующую карточку:
Что за чудо – синий дом, Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином? (Автобус) |
И т. п.
Занятие-2: «Предметное окружение»
- Тема: МЕБЕЛЬ
- Программное содержание: определение/различение видов мебели, ее основных характеристик (структура, функции, форма, величина, цвет, материал и т. д.).
- Материал: посылочный ящик, предметы игрушечной мебели (стол, стулья, шкаф, кровать, диван), игрушечные овощи и фрукты, два подноса, кукла Катя и кукольная комната.
- Ход игры: Кукла Катя (ее «озвучивает» воспитатель) получает посылку с подарками от друзей – мебелью и овощами/фруктами. Кукла обращается к детям с просьбой помочь ей во всем этом разобраться и расставить все по местам. В процессе расстановки мебели дети рассказывают про каждый предмет – его название, функции, материал и т.д. Когда мебель расставлена, на стол ставятся два подноса – на один из них дети выкладывают игрушечные овощи, на другой – фрукты.
Занятие- 3: «Явления окружающей жизни»
- Тема: ПАПА, МАМА, Я – СЕМЬЯ.
- Программное содержание: Формирование у дошкольников первичных представлений о семье; формирование интереса ребенка к собственному имени.
- Материал: Кукла Катя, фотоальбомы с семейными фотографиями детей в группе.
- Ход игры: Кукла Катя обращается к детям с просьбой рассказать им о своих родных. Для этого детям необходимо по очереди найти фотографии своих родных, назвать каждого из них, сказать его имя. Затем Катя предлагает детям вспомнить ситуации, когда родители по той или иной причине не могли им купить того, что дети хотели, и рассказать, кто как себя тогда вел. Воспитатель обращается к детям с вопросом, правильно ли они, на их взгляд, тогда поступили, и как необходимо было вести себя в действительности. Также детям предлагается вспомнить, что им дарили родители на День рождения и как ласково их называли. Затем воспитатель рассказывает про семьи, какие они бывают, из кого могут состоять.