Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Дидактическая игра и ее роль в педагогическом процессе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариация игры «ЧЬИ ВЕЩИ?»: Дети приносят из дома отдельные вещи своих родных. В процессе игры они должны по очереди найти их и назвать.

Таким образом строится программа и по остальным месяцам:

- Октябрь -

Занятие-1: «Предметное окружение»

- Тема: ОДЕЖДА

- Программное содержание: Умение определять и различать одежду и ее виды и признаки, группировать по этим признакам.

Занятие-2: «Предметное окружение»

- Тема: ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

- Программное содержание: Формирование у дошкольников понятия о том, что есть предметы, сделанные человеком, а есть – природные объекты.

Занятие-3: «Явления окружающей жизни»

- Тема: КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?

- Программное содержание: Дети учатся запоминать имена друг друга, обращать внимание на черты характера друг друга и особенности поведения.

- Ноябрь -

Занятие-1: «Предметное окружение»

- Тема: ТЕРЕМОК

- Программное содержание: Знакомство дошкольников со свойствами дерева и структурой его поверхности.

Занятие-2: «Явления окружающей жизни»

- Тема: ВАРВАРА-КРАСА – ДЛИННАЯ КОСА

- Программное содержание: знакомство дошкольников со спецификой труда мамы; формирование представления о том, какую любовь и заботу проявляет мама по отношению к своему ребенку и к своей семье; формирование чувства уважения к маме.

- Декабрь -

Занятие-1: «Предметное окружение»

- Тема: НАЙДИ ПРЕДМЕТЫ РУКОТВОРНОГО МИРА

- Программное содержание: формирование у детей представления о различиях в предметах рукотворного и природного мира.

Занятие-2: «Явления окружающей жизни»

- Тема: ХОРОШО У НАС В ДЕТСКОМ САДУ

- Программное содержание: Формирование у детей умения ориентироваться в отдельных помещениях здания детского сада; воспитание уважительного и доброжелательного отношения детей к сотрудникам ДОУ и их труду.

Занятие-3: «Явления окружающей жизни»

- Тема: НАШ ЗАЙЧОНОК ЗАБОЛЕЛ

- Программное содержание: Продолжение формирования представлений о той заботе, какую проявляет мам по отношению к своей семье, как заботится о заболевшем ребенке; воспитывается уважение к маме и ее труду.

- Январь -

Занятие-1: «Предметное окружение»

- Тема: ДЕРЕВЯННЫЙ БРУСОЧЕК

- Программное содержание: Продолжения формирования у дошкольников представления о свойствах дерева.

Занятие-2: «Явления окружающей жизни»

- Тема: ПРИКЛЮЧЕНИЯ В КОМНАТЕ

- Программное содержание: Продолжение знакомства дошкольников с трудом мамы дома (уборка, стирка, мытье посуды и т. д.); формирование уважительного отношения и желания помогать ей в работе.


Занятие-3: «Предметное окружение»

- Тема: РАДИО

- Программное содержание: обучение детей составлению рассказов с опорой на алгоритм (условные обозначения); навыкам обобщения (умению выделять обобщающие понятия для групп предметов).

- Февраль -

Занятие-1: «Предметное окружение»

- Тема: РИСУНОК

- Программное содержание: Знакомство дошкольников со свойствами бумаги и структурой ее поверхности.

Занятие-2: «Явления окружающей жизни»

- Тема: МОЙ РОДНОЙ ГОРОД

- Программное содержание: Формирование у детей первичных представлений о своем городе (или другом населенном пункте): название, улицы, дома, машины; воспитание уважения к нему.

Занятие-3: «Явления окружающей жизни»

- Тема: ВОТ ТАК МАМА, ЗОЛОТАЯ ПРЯМО!

- Программное содержание: продолжение формирование знакомства дошкольников с трудом мамы, а также бабушки; воспитание уважения к нему.

- Март -

Занятие-1: «Предметное окружение»

- Тема: ЗОЛОТАЯ МАСКА

- Программное содержание: Знакомство дошкольников со свойствами ткани, структурой ее поверхности.

Занятие-2: «Явления окружающей жизни»

- Тема: КАК МЫ С ФУНТИКОМ ВОЗИЛИ ПЕСОК

- Программное содержание: Формирование представлений о папином труде, о его заботе; воспитание уважения к нему и к его труду.

Занятие-3: «Явления окружающей жизни»

- Тема: ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ В ДЕТСКОМ САДУ?

- Программное содержание: Продолжение формирования у детей представления о работе сотрудников ДОУ; дети учатся различать их по имени и отчеству, обращаться на «вы»; воспитывается уважительное отношение к ним.

- Апрель -

Занятие-1: «Предметное окружение»

- Тема: ТАРЕЛОЧКА ИЗ ГЛИНЫ

- Программное содержание: Знакомство детей со свойствами глины и со структурой ее поверхности.

Занятие-2: «Явления окружающей жизни»

- Тема: НЯНЯ МОЕТ ПОСУДУ

- Программное содержание: Продолжение знакомства дошкольников с работой сотрудников ДОУ.

Занятие-3: «Предметное окружение»

- Тема: ЧТО ЛУЧШЕ: БУМАГА ИЛИ ТКАНЬ?

- Программное содержание: Закрепление у детей представлений о материале бумаге и ткани, их свойствах и качествах, текстуре; установление связи между материалом изготовления предмета и способом его применения.

- Май -

Занятие-1: «Предметное окружение»

- Тема: ПОДАРКИ ДЛЯ МЕДВЕЖОНКА

- Программное содержание: Продолжение занятий по закреплению знаний о свойствах разных материалов.

Занятие-2: «Явления окружающей жизни»


- Тема: ПОДАРОК ДЛЯ КРОКОДИЛА ГЕНЫ

- Программное содержание: Развитие интереса дошкольников к труду повара и трудовой деятельности взрослых вообще.

Занятие-3: «Предметное окружение»

- Тема: ОПИШИ ПРЕДМЕТ

- Программное содержание: Развитие умений по выделению дошкольниками значимых признаков предмета; навыки установления элементарных причинно-следственных связей между отдельными предметами.

Таким образом, педагогический процесс по ознакомлению дошкольников с окружающим миром проходит в несколько этапов, каждый из которых представляет собой комплекс элементарных знаний и навыков в определенной области (свойства предметов; профессии; семья и т.д.). Данные этапы не обязательно изолированы друг от друга – они могут иметь общие темы пересечения, позволяющие закрепить материал предыдущего этапа. Такая форма обучения имеет т. н. вид спирали: воспитатель начинает формирование представления у младших дошкольников в конкретной области с элементарных знаний, затем переходит к следующей области знаний, а через определенное количеств занятий снова возвращается к рассмотренной ранее теме, но на этот раз система знаний и навыков несколько усложняется.

При этом знания, сформированные младшими дошкольниками в процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром «интегрируются с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха»[25].

4. Применение дидактических игр в процессе ознакомления младших дошкольников с окружающим миром

Процесс проведения дидактических игр по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром начинается с прививания у детей интереса к игре.

Содержание дидактических игр для младшего дошкольного возраста в рамках раздела ознакомления с окружающим миром:

  1. знания о предметах, их качествах и назначении;
  2. знания о различных видах труда, о его общественной функции;
  3. знания об окружающих предметах и природных явлениях
  4. пространственная ориентировка.

Посредством данного содержания у дошкольников формируется правильная система представлений / отношений к объектам и явлениям окружающего мира.


Данный вид игр в своей основе имеет следующие задачи:

  1. формирование системы научных знаний дошкольников о природе и обществе;
  2. развитие умственной деятельности;
  3. развитие речевой культуры;
  4. развитие любознательности у детей.

Так, например, игра «Спрячь шарик» (ребенку надо прятать разные шарики в ладошку) имеет познавательную задачу – у дошкольников формируется представление о различной величине предметов (в данном случае шариков). Также дети в младшей дошкольной группе сравнивают предметы по форме и цвету, соотнося их друг с другом – например, прокатывая разноцветные мячи через соответствующие по цвету ворота; собирая мозаику, пирамиду (в определенной последовательности из колец разной величины и цвета пирамиду), пазлы и т. д.

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с окружающим миром проводятся в различных формах:

- игры-загадки;

- игры-беседы (диалоги);

- игры-путешествия;

- игры-предположения («Что было бы.., если…»);

- игры-поручения, и т. д.

Например[26]:

● «ПОХОД В МАГАЗИН»: Ребенка просят запомнить все необходимые покупки и отправляют в «магазин». После возвращения ребенок рассказывает, что он купил. В качестве материала, можно использовать самый разный реквизит – мяч = арбуз, пузырьки из-под лекарств = бутылки с молоком, и т. д. Игра начинается с 1-2 покупок и постепенно увеличивается до 4-5. Ролями можно меняться (сын/дочка, папа/мама, продавец, который получает заказ от покупателя и идет его выполнять. Магазины могут быть самые разные – «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Хозтовары» и др.

● «ЧТО ЗДЕСЬ НЕ ТАК?»: Детям предлагаются рисунки, где допущены содержательные ошибки (в среднем, 4-5 ошибок). Например, на картине, изображающей детей, играющих зимой в лесу – цветы, мальчик в летних шортах и т.д. Содержание и ошибки рисунка должны быть прежде всего понятны ребенку. Ответы дети дают по очереди. Постепенно можно усложнять игру – увеличивать количество ошибок на рисунке, делать их менее очевидными.

● «ЗЕРКАЛО»: Ребенок и воспитатель становятся напротив друг друга (1 – 1,5 метра); воспитатель показывает определенные движения, задача ребенка – повторить их как можно точнее. Через определенное время, когда ребенок успешно воспроизводит движения взрослого, движения заменяются последовательностью нескольких движений. Затем игра постепенно усложняется (увеличивается темп, усложняются движения, к повторению движений добавляется новое задание – повторение выражения лица взрослого). Упражнение направлено на развитие процессов восприятия другого человека и внимательности.


● «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ»: Детям предлагается комплект картинок-вывесок, на каждой из которых изображен определенный предмет (письмо в конверте, сапожок, буханка хлеба и т. д.). Моделируется следующая ситуация: ребенок находится в незнакомо городе, где жители разговаривают на неизвестном ему языке. Ориентироваться ребенок может только по вывескам. Ему предлагаются картинки – необходимо определить, что они могут означать. Также можно использовать обратный порядок: детям предлагаются названия магазинов (мастерские, больницы, гостиницы и т. д.) – необходимо определить, как могут выглядеть их вывески.

● «ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ»: Знакомство дошкольников с противоположными характеристиками предметов (слова-антонимы). Например, ребенку надо пройти через ворота различной высоты: через высокие он проходит легко, а чтобы пройти через маленькие, ему необходимо пригнуться (понятия «высоко-низко»); надо принести сумку, пакет, игрушку и т. д., различающиеся по весу («понятия тяжело-легко»); пройтись с разной скоростью («быстро-медленно»). И т. д.

● «ВО ЧТО ЭТО МОЖНО ПРЕВРАТИТЬ?»: Детям предлагаются различные предметы (коробочки, палочки, камешки, шарики и т. д.); необходимо придумать, чем бы могли стать эти предметы и какие бы функции они тогда выполняли. Так, например, палочка могла бы «превратиться» в удочку, ручку или градусник. Обязательным условием игры является сходство воображаемых предметов с их реальными «прототипами». Также возможен и обратный порядок игры: детям предлагается самим определить, какие из предложенных предметов могли бы «стать», например, машинкой, кроваткой для куклы и т. д.

● «КТО Я?»: Воспитатель при помощи жестов и мимики показывает детям какой-нибудь предмет, который надо угадать. Через некоторое время ведущим становится кто-нибудь из детей.

● «УЗНАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ»[27]: Детям предлагаются карточки с изображением металлофона, бубна и угольника. Сами инструменты находятся за ширмой – так, чтобы дети не могли их видеть. Когда звучит один из инструментов, необходимо поднять карточку с его изображением. Также возможен следующий вариант игры: дети строятся в 3 колонны (по количеству музыкальных инструментов – их может быть и больше 3-х), каждой из колонн соответствует один инструмент. Когда начинает звучать какой-либо из инструментов, дети, чья колонна ему соответствует, начинают бегать по комнате. Как только звучит следующий инструмент, дети из предыдущей колонны останавливаются и начинают бегать дети из другой колонны. Бег можно чередовать с другими видами двигательной активности (прыжки, приседания и т. д.). Для усложнения задачи можно время от времени играть на 2-х инструментах одновременно.