Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Дидактическая игра и ее роль в педагогическом процессе).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Дидактическая игра и ее роль в педагогическом процессе
2. Психолого-педагогические особенности младшего дошкольного возраста
3. Специфика процесса ознакомления с окружающим миром дошкольника
4. Применение дидактических игр в процессе ознакомления младших дошкольников с окружающим миром
● «ПЛАНЕТА В ОПАСНОСТИ[28]»: Дети отправляются в путешествие - знакомятся с основными географическими понятиями (Земной шар, океан, материк, лес и т. д.). Вдруг дети узнают, что планете угрожает опасность, так как ее природная среда регулярно загрязняется человеком. Детям предлагается придумать, что может спасти планету. Постепенно, при помощи воспитателя, они приходят к убеждению, что для спасения планеты необходимо бережное отношение к ней. Рассматриваются разные варианты проявления такого отношения к планете.
● «КРАСНАЯ КНИГА»: Принцип такой же, как и в предыдущей игре. Только объектом защиты выступают редкие животные и растения, занесенные в Красную книгу, а детям предлагается подумать, как можно защитить их от полного исчезновения с Земли. В процессе таких игр у дошкольников не только формируется общее представление об окружающей среде, но и начинает вырабатываться собственное отношение к ее проблемам, желание чем-то помочь, как-то защитить ее (основы этического воспитания).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно заключить, что дидактическая игра в педагогическом процессе является универсальным методом, затрагивающим не только познавательную сферу дошкольника, но также и эмоциональную, коммуникативную и нравственно-ориентационную. Особая атмосфера игры (в той или иной степени сохраняющаяся и в форме дидактической игры) позволяет ребенку почувствовать себя в наиболее знакомой и комфортной ему обстановке, так как игра является ведущей формой деятельности дошкольника.
Широкий спектр возможностей дидактическая игра предоставляет и для самого воспитателя в процессе внедрения образовательных идей и принципов, прежде всего в коммуникативной сфере: «Для педагога, работающего в социо-игровой стилистике, учебный материал – это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (..укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогики не передача знания, а формирование поколения. начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества..»[29].
Тем не менее значимая роль дидактических игр в педагогическом процессе по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, в свою очередь, требует тщательной работы со стороны воспитателя по организации и проведению игры. Так как неправильный подход к дидактическим играм (чрезмерное давление на детей, либо, напротив, демонстрируемая незаинтересованность воспитателя в процессе игры; несоответствие изучаемого материала или способов его подачи возрастным особенностям ребенка и т. д.) могут не только нивелировать все положительные свойства дидактической игры, но также привести к негативным последствиям в психологическом развитии ребенка.
В связи с этим на воспитателя как инициатора и организатора проведения дидактических игр накладывается серьезная ответственность, осознание которой очень важно для успешного построения педагогического процесса.
Литература:
- Абрамесян Л. А. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. – М.: Рольф, 2006.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
- Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997
- Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Ч.1-2. – М.: Баласс, 1999.
- Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
- Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
- Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. – М.: Начальная школа, 2002.
- Гаврина С. Е. Рисуй, играй, смекай. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Герасимова А. С. 50 обучающих игр. – М.: Олма-Пресс; СПб.: Изд. дом Нева, 2000.
- Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г. Программа развития и обучения дошкольника, 4 года. – М.: Олма-Пресс; СПб.: Изд. дом Нева, 2000.
- Говорова Р. и др. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание, 1988, №2.
- Давидчук А. Н., Ивашко И. Н. Планирование образовательной работы в ДОУ. Младший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Девина И. А. Учимся понимать людей. – М.: Ось-89, 2000.
- Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. Пособие для педагогов. – М.: Тандем, 1998.
- Ковалев В. Учимся играя. Для детей дошкольного возраста. – М.: Алтей-М, 2000.
- Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир!: Для самых маленьких: Пособие для дошкольников: [Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет]. – М.: Баласс, 2004.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, 1 т., М.: Педагогика, 1983.
- Логика / Аверин А., Афанасьева Г., Агафонов В., Лукичева Ю. – М.: КомТех, 1998.
- Лопухина И. С. Стихи и упражнения для развития ребенка. – СПб.: Дельта, 2000.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
- Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2007.
- Носкова Л. П. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999.
- Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2005.
- Пишумов Я. Поиграем вместе. Для детей дошкольного возраста. – М.: Алтей-М, 2000.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак; Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2001.
- Развивающие игры [Для детей дошк. возраста / Г. Крыжановский. Е. Буримова - Назрань: АСТ, 1999.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982.
- Урунтаева Г. А. Детская психология. – М.: Академия, 2006.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2005.
-
Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2007, с. 221. ↑
-
Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. – М.: Начальная школа, 2002., с. 3. ↑
-
Урунтаева Г. А. Детская психология. – М.: Академия, 2006, с. 113. ↑
-
Урунтаева Г. А. Детская психология. – М.: Академия, 2006, с. 114. ↑
-
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997, с. 4. ↑
-
Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. – М.: Начальная школа, 2002, с. 20. ↑
-
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997, с. 4. ↑
-
Урунтаева Г. А. Детская психология. – М.: Академия, 2006, с. 113. ↑
-
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997, с. 15. ↑
-
Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. – М.: Начальная школа, 2002, с. 21. ↑
-
Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2007. ↑
-
Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2005. ↑
-
Урунтаева Г. А. Детская психология. – М.: Академия, 2006, с. 25. ↑
-
Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2007, с. 219. ↑
-
Там же, с. 220. ↑
-
Урунтаева Г. А. Детская психология. – М.: Академия, 2006, с. 61. ↑
-
Там же, с. 62. ↑
-
Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2007, С. 221. ↑
-
Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2007, с. 249. ↑
-
Цит. по: Урунтаева Г. А. Детская психология. – М.: Академия, 2006, с. 62. ↑
-
Там же. ↑
-
Там же, с. 64. ↑
-
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. ↑
-
Там же. ↑
-
Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2005, с. 9. ↑
-
Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. – М.: Рольф, 2006. ↑
-
Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. Пособие для педагогов. – М.: Тандем, 1998. ↑
-
Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2005. ↑
-
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997, с. 37. ↑