Файл: Практическая работа Адаптируйте предложенный ниже текст статьи для обучающихся 5 класса. Географические открытия хх века Авторы статьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа

1. Адаптируйте предложенный ниже текст статьи для обучающихся 5 класса.
Географические открытия ХХ века

Авторы статьи: Аркадий Тишков (Аркадий Александрович Тишков — член-корреспондент РАН, доктор географических наук, заместитель директора и заведующий лабораторией биогеографии Института географии РАН.), Долорес Асоян (Долорес Самвеловна Асоян — кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории картографии Института географии РАН). «Природа» № 2, 2020.
Что же такое географическое открытие? Известный советский и российский историк географии В.И. Магидович считал, что это все, что «вносит существенный вклад в создание физической картины Земли», а именно: первое доказанное посещение, выявление пространственной связи (сухопутной или морской) между известными ранее элементами земной поверхности, обнаружение географических объектов на суше и на дне океанов и морей с помощью специальных приборов при дистанционном зондировании и т.д. В науке открытием считается достижение в процессе познания. В географии же открытие приобретает и вполне конкретное материальное выражение: его чаще всего можно нанести на карту, измерить, определить набор качеств. За счет географических открытий выстраивается целостное представление об устройстве Земли.

Открытия в географии возможны не только на местности или, как говорят, «в поле». Опыт развития геологии, геоморфологии, океанологии и гляциологии в последние десятилетия показал, что географические открытия «за письменным столом» — не расхожий журналистский оборот, а вполне сложившаяся практика. Например, по аэрокосмическим снимкам исследователям удалось обнаружить на земной поверхности кольцевые структуры, а при изучении моренных комплексов — установить последовательность плейстоценовых оледенений. Определяющая роль вертикальных и горизонтальных тектонических движений в формировании земной коры, ее молодой возраст (мезозой — кайнозой) на дне океана, роль глубинных разломов — все эти знания появлялись благодаря изучению фундаментальных закономерностей, анализу полевых данных, пространственному синтезу, в том числе картографии и ГИС-технологиям.


Очень много географических открытий в последние десятилетия было сделано в связи с изучением происхождения Северного Ледовитого океана и Антарктиды. Большинство открытий ХХ в. так или иначе связаны с полярными и приполярными регионами, глубоководными участками океанического дна и подледными территориями. А среди методов исследований многие ученые ставят на первое место дистанционное зондирование. Возросла роль космических аппаратов, мощных ледоколов, приборов для изучения морского дна и т.д.

ХХ в. — уникальное время в познании многообразия окружающего мира — Земли и околоземного пространства.



Географические открытия в ХХ в.

Масштаб 1:150 000 000

Составители — Д.С. Асоян, А.А. Тишков, Т.А. Новичкова
Условные обозначения: 1 — хребты, нагорья, плато, ледники (а — региональные, б — локальные) на континентах, 2 — зоны линеаментов, 3 — центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову, 4 — центры срединно-океанических хребтов (а) и Антарктическое циркумполярное течение (б), 5 — возвышенности и плато в океане, 6 — глубоководные желоба, 7 — разломы, 8 — банки, 9 — границы архипелагов, подводных возвышенностей и плато. Цифрами на карте показаны объекты, открытые в ХХ в. (1–19 — на континентах, 20–37 — в океане): 1 — Канадский Арктический архипелаг, 2 — Северная Земля, 3 — ледники гор Бырранга, 4 — хребет Черского, 5 — Корякское нагорье, 6 — ледники Полярного Урала, 7 — хребет Кодар, 8 — Алданское нагорье (Чульманское плато), 9 — Долина гейзеров на Камчатке, 10 — исток р. Амазонки (р. Апуримак), 11 — зоны линеаментов в Северной Африке (А-А — Бахадор-Бахария, Б-Б — Леврие-Зоруг, В-В — Гир-Джадо), 12 — исток Нила (р. Белый Нил), 13–19 — центры происхождения культурных растений (13 — Южноазиатский, 14 — Восточноазиатский, 15а — Переднеазиатский, 15б — Среднеазиатский; 16 — Среднеземноморский, 17 — Абиссинский, 18 — Южномексиканский и Центральноамериканский, 19 — Андийский), 20 — плато Брокен, 21 — желоб Обь, 22 — плато Кергелен, 23 — банки Обь и Лена, 24 — Южно-Сандвичев желоб, 25 — Оркнейский желоб, 26 — морфоструктурный комплекс Маккуори с желобами Маккуори и др., 27 — возвышенность Шатского, 28 — разлом Шатского, 29 — Императорский разлом, 30 — Алеутский желоб, 31 — Курило-Камчатский желоб, 32 — Марианская впадина, 33 — Филиппинский желоб, 34 — желоб Кермадек-Тонго, 35 — Перуанско-Чилийский желоб, 36 — Центральноамериканский желоб, 37 — желоб Пуэрто-Рико.



2. На основе текста, предложенного в п. 1, составьте два учебных задания для обучающихся основной школы.

Заполните характеристику (см. таблицу ниже) для каждого составленного задания.


Тип задания




Максимальный балл




Ответ, критерии оценивания




Особенности использования




Формируемые результаты

Личностные результаты




Метапредметные результаты

Познавательные действия




Коммуникативные действия




Регулятивные действия




Предметные результаты







Класс(-ы), тема