ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ Масштабные преобразования в обществе, реформирование системы образования, сложные социально-экономические условия в современном мире требуют необходимости поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования [77] семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимoдействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами. В законе «Об образовании в Российской Федерации» определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования» [91]. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [72, подпункт 9, подраздела 1.6 раздела 1]. Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного образовательного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы представителей ДОУ и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника. От качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, исходя из этого, и уровень семейного воспитания детей. Перед ДОУ стоит важная задача – использовать большой воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия. 3 Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое. Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему (в данном случае – систему воспитания, обучения, развития ребенка-дошкольника), включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны.
Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей. Современная семья является одним из главных институтов формирования личности ребенка дошкольного возраста. Деятельность представителей семьи (не только родителей, как таковых) и педагогов ДОУ в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать дошкольника, увидеть его в разных ситуациях, понять, прочувствовать, а значит, наметить свою идеальную траекторию развития любимого малыша. Актуальность исследования заключается в том, что взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений. 4 Вопросы педагогического взаимодействия интересовали многих ученых:М. Г. Агавелян, И. В. Гребенниковым, А. Ф. Амендом, В. Д. Семеновым, А. С. Коповой, А. С. Федотовой, Ю. В. Гладкову и др. [1, 22, 24, 27, 49]. В ходе исследования были выявлены противоречия между необходимостью взаимoдействия педагогов с родителями воспитанников, как достижение целевых ориентиров развития ребенка, и недостаточной разработанностью способов, методов и принципов осуществления такого взаимодействия. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в том, что без обеспечения эффективного взаимодействия ДОУ и семьи не будут достигнуты целевые ориентиры развития ребенка дошкольного возраста. Выделенные противоречия и проблема позволили нам сформулировать тему исследования: «Взаимодействие воспитателя и родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения». Степень разработанности проблемы. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались такие педагоги и психологи: Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина [5, 32, 59, 16, 48, 87]. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагогов с семьями (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина). Объект исследования: процесс взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников. Предмет исследования: эффективное взаимодействие воспитателя и родителей воспитанника в ДОУ. 5 Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность взаимодействия воспитателя с родителями для достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме взаимодействия воспитателя с родителями в системе ДОУ. Определить значение взаимодействия воспитателя с родителями. 2. Выявить современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя и родителей в образовательном процессе ДОУ. 3. Выявить формы и методы взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ. 4. Провести анализ процесса взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ № 71. 5. Составить программу, направленную на повышение эффективности взаимодействия воспитателя и родителей в ДОУ № 71 6. Разработать методические рекомендации воспитателю ДОУ по организации взаимодействия с родителями. Гипотеза исследования: Формулируется следующим образом: - если обеспечить эффективное

взаимодействие воспитателя и родителей воспитанника, то будет достигнуты основные целевые ориентиры в развитии ребенка дошкольного возраста. База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения – детского сада № 71 Ленинского района г. Екатеринбурга (бульвар Денисова-Уральского, 10). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие: 2 воспитателя и 52 родителя 28 детей.