Файл: Идеологические ценности представителей эпохи Зар Заман.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

краткосрочный план для педагога организаций среднего образования

Школа

№ 42

Раздел:

Развитие общественно-политической мысли

ФИО педагога




Дата

30.03.2023

Класс: 7 В, Г

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Идеологические ценности представителей эпохи «Зар Заман»

Цели обучения

11.3.1.4-Разъяснить представления представителей эпохи «Зар-Заман» об исторической судьбе казахской национальной государственности;

11.3.1.2 - Оценить вклад исторических личностей в развитие общественно-политической мысли в Казахстане.

Цели урока

- анализ взглядов представителей эпохи «Зар заман» об исторической судьбе казахской национальной государственности;

- определение вклада исторических деятелей в развитие общественно-политической мысли в Казахстане.

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока
(5минут)


Организация: создание позитивной атмосферы

Повторение «Верно / Неверно»

Послушайте видеоматериал и ответьте на вопросы

1. Какие вопросы подверглись критике?

2. Как они предлагали решать проблему колонизации?

3. С чем поэты сравнивают правителей?


Выполняют задание урока «Верно / Неверно»

учащиеся отвечают на вопросы .

За верные ответы 1 балл

ФО.




Середина урока
(15минут)


Задание1. Составьте представление об общественно-политических взглядах представителей эпохи«Зарзаман».В поэме «Три эпохи» («Үш қиян») Мурат Монкеулы разоблачает колониальную политику царского правительства, описывает тяжелое положение народа, свои мечты и надежды на его улучшение.

Поэты и жырауы и их взгляды на общественно-политическую жизнь казахского народа.

Задача: заполнить таблицу, ответив на вопросы.

1. В чем заключалась цель поэтов эпохи «Зар заман»?

2. «Зар заман» - борьба за казахскую государственность »

3. Есть ли в современной литературе влияние поэтов «Зар заман»?


Работают с учебником, отвечаю на вопросы, самостоятельно длают выводы, заполняя таблицу










Учитель знакомит учащихся с пистелями и акынами эпохи «Зар Заман"

Мурат Монкеулы – акын, жырау Западного Казахстана. С детства начал сочинять стихи, его прозвали «мальчик-акын». В 1860 году начинает участвовать в айтысах. Одержал победы над Бала Оразом (1863 г.) и Жаскеленом (1868 г.).

В произведениях Монкеулы ярко отражен протест бедного народа против царских властей. Поэт использовал традиционные формы стиха, внес вклад в развитие литературного языка. Сохранились черновики произведений «Письмо парню, который вернулся с учебы» («Оқудан қайтқан жігітке хат»), «Написаное народу» («Еліне жазғаны»), «Одному другу» («Бір досқа»). Благодаря поэту дошли до нас стихи Махамбета Утемисова.

Преобладающей тенденций в настроениях казахов в период «Зар заман» становится горе, плач по ушедшим временам независимости. Народ теряет веру в возможность вернуть права и былую свободу.


Какой вывод неверен? Удалите лишнее из предложений

Поэты эрохи "Зар Заман" мечтали вернуться в прошлое

Поэты эпохи "ЗарЗаман" критиковали негативные последствия колониальной политики

Поэты эпохи "ЗарЗаман" поддержали политику царского правительства.

Поэты эпохи "ЗарЗаман" требовали улучшения жизни казахского народа.










Конец урока

2мин

Рефлексия

2 мин

Дом задание: дать описание биографии одного представителя эпохи «Зар Заман»



«Методом пяти пальцев» проводится рефлексия.


ФО





Задание. Вопросы:
1. Какие факторы повлияли на  формироваание общественно- политических взглядов Зар- заман
 2.Какую идею отражают в своих произведениях представители поэзии «Зарзаман»

Основной идеей произведений поэтов эпохи «Зар заман» является целостность народа и государства, где основополагающими считаются понятия «единство» («бірлік») и «государство-народ» («ел»). На этом пути поэты видели сохранение особой ментальности и национального характера степняков, а вместе с тем – казахов как народа.

Отмена ханской власти, введение в 1867-1868 гг. царского "Положения об управлении киргизами" фактически ликвидировали казахскую государственность и подорвали традиционные устои казахского кочевого общества, сделали казахскую землю колониальной окраиной России. Своим плачем об утрате независимости поэты выражали протест против колониализма, крушения родовоо строя, утери прав народа.
Основные идеологические ценности поэтов течения "Зарзаман" - это ислам, кочевая традиция, кочевая государственность, сильная ханская власть, независимость. 
3. Запишите название произведение представителей эпохи «Зар- заман», укажите основную сюжетную линии 
Мурат Монкеулы
Дулат Бабайтаулы
1.
2.
2

Сборники стихов Абубакир Кердеры до 1917 года издавались дважды в Казани и были хорошо известны в Казахстане и Средней Азии. В 1993 году в Алматы был издан сборник стихотворений «Мои казахи: стихи, размышления, айтысы, жыры» (каз. «Қазағым»).

Абубакир Боранкулулы (1858–1903 гг.) – выходец рода Кердери Младшего жуза. В его творчестве отражены простые человеческие ценности. Он описывал ярмарочную жизнь, которая в то время в этих местах была достаточно бурной, упоминал о значении просвещения, науки и искусства в жизни казахов. Абубакир Кердери учился в школах и медресе Оренбурга и Троицка. Работал учителем в населенных пунктах в окрестностях Соль-Илецка, Уральска, Актобе, Орска и Оренбурга. В своем творчестве подчеркивал важную роль просвещения, науки и искусства в жизни местных жителей. Поэт призывал к светскому образованию, овладению техникой и искусством. Особо подчеркивал роль знаний в жизни общества: «Если бай без знаний, то он станет бедным». В своих произведениях уделял большое внимание религиозным вопросам, хотя не отрицал проблем светской жизни. Он признавал «культурную миссию» России. Он считал, что «белый царь» заботится обо всех народах страны. По его взгляду, передовая экономическая жизнь России окажет позитивное влияние на хозяйство казахов. Не знающие искусства, говорил он, должны терпеть в жизни неудачи.