Файл: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК МЕГАЛЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кредитное бюро является важной частью банковской инфраструктуры, направленной на упрощение деятельности кредитных организаций, снижение их рисков в процессе кредитования заемщиков, а также обеспечение кредитной истории добросовестных субъектов, имеющих доступ к кредитному портфелю.  

Необходимо не соглашаться с мнением автора о том, что коллекторское агентство также можно назвать организацией банковской инфраструктуры. Практика многих судов подтверждает, что этот закон не требует разрешения и не требует каких-либо особых требований в отношении долговых кредитов и суброгационной деятельности. Любое лицо, получившее соответствующее требование на основании уступки требования, может взыскать задолженность с должника. 

Неверная точка зрения заключается в том, что, например, ломбарды также могут быть включены в банковскую систему в качестве единственного элемента, но тот факт, что ломбарды в основном служат основой для быстрого предоставления краткосрочных кредитов физическим лицам.  

По нашему мнению, основным критерием отнесения хозяйствующего субъекта к элементам банковской системы должны быть полномочия соответствующих организаций на регулярное проведение отдельных видов банковских операций, предусмотренных статьей 5 Закона «О банках и банковской деятельности". 

В специализированной литературе обсуждается правовой статус таких участников банковской системы, как госкорпорация банковское развитие и внешнеэкономическая деятельность "(Внешэкономбанк)" и госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов".  

Эти субъекты занимают промежуточное положение между банковской инфраструктурой и органами управления банковской системой, поскольку их можно отнести к первому и второму уровням банковской системы Российской Федерации.20  

Банк развития и внешнеэкономической деятельности, как государственная компания, с одной стороны, оказывает влияние на банковскую систему путем финансирования инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, в том числе в сфере кредитования и кредитования.  

Однако отсутствие у Внешэкономбанка полномочий по контролю и надзору за организациями, находящимися на втором уровне банковской системы, не позволяет отнести его к верхнему уровню банковской системы.  

В то же время Государственная корпорация «банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"уполномочена в сфере управления государственными финансами. Указанные компании осуществляют бухгалтерскую деятельность, использование, обслуживание и погашение государственных кредитов и займов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, в том числе осуществляют расчетные операции. В этом случае госкорпорация Внешэкономбанк совместно с Центральным банком Российской Федерации наделяет государственные органы полномочиями по реализации государственной кредитной политики.  


В широком смысле эти функции предполагают участие государственных предприятий Внешэкономбанка в выбытии государственных финансов, поскольку эти кредиты становятся бюджетными средствами Российской Федерации.21  

Таким образом, рассматриваемая компания, в силу своего особого статуса, занимает промежуточное положение между организацией банковской инфраструктуры и органами управления банковской системы.  

Что касается госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов", то, по мнению некоторых авторов, она выполняет ряд административных функций и совместно с Банком России занимается деятельностью по стабилизации банковской системы. 

Однако компания не имеет права осуществлять прямой надзор за деятельностью кредитных организаций, проводить независимые проверки или вводить санкции.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов" не обладает необходимыми полномочиями, в частности, по контролю и надзору за деятельностью учреждений, превышающих долю кредитных организаций и банковскую инфраструктуру первого и второго уровней.  

В свою очередь Фетисов Г.Г. Указывает"... В учреждении также имеются элементы контрольно-надзорной функции. Во-первых, она имеет право издавать обязательные для кредитных организаций нормативные правовые акты по правовым вопросам, непосредственно входящим в ее компетенцию." 22  

Таким образом, агентство имеет право устанавливать тарифы и порядок расчета страховых взносов (п. 7, 2 статьи 15 и п. 2 статьи 36 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".23 Кроме того, агентство внесло свой вклад в внедрение банковского регулирования в российских банках.  

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Закона "О страховании вкладов" сотрудники агентства, участвующие в проверках кредитных организаций, проводимых Банком России, могут войти в состав временной администрации, назначенной Банком России для управления проблемными кредитными организациями. 

Таким образом, агентство выполняет ряд "квазигосударственных" функций и совместно с Банком России занимается деятельностью по стабилизации банковской системы.  

Целью государственного регулирования банковской системы является создание общей нормативно-правовой базы банковской деятельности и основы построения банковской архитектуры. Очень важно создать правовую базу для организации контроля и надзора за банковской деятельностью. Стабильное развитие банковской системы может быть достигнуто только за счет эффективного управления государственными органами.  


Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Банк России в пределах своей компетенции имеют государственное влияние на регулирование банковских отношений. Банковское законодательство предусматривает, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, банковским законодательством, банковским законодательством России, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, и это не случайно.  

Банковская система способствует перераспределению временно свободных денежных ресурсов в обществе. С помощью банка происходит временное переливание свободного капитала от собственников, вкладчиков, держателей счетов и заемщиков-держателей долговых ценных бумаг, ценных бумаг эмитента, находящихся в распоряжении Банка. Очевидно, что взаимный независимый поиск и переговоры по конкретным категориям персонала будут сопряжены со значительными трудностями, что приведет к значительному росту операционных издержек. Весьма вероятно, что перераспределение временно доступных ресурсов не произойдет. 

Интегрируя предложенное нами определение банковской системы в рамках рассмотрения различных подходов, можно сказать, что банковская система является формой организации денежных отношений, включающей объединение ряда материальных и абстрактных элементов, с целью ограничения возможности поведения участников валютных отношений, упорядочения и упрощения денежно-кредитного и платежного оборота, а также перераспределения временных свободных ресурсов.

Глава 2. Центральный банк как мегарегулятор финансовых рынков 

2.1 Рекомендации по развитию банковской системы России в условиях финансовой нестабильности 

 

Банк России в документе «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2018-20120 годов «определил три приоритетные цели развития финансового рынка России на плановый период и определил пути реализации крупных регуляторов, подчеркнув, что стабильность финансового рынка обусловлена качеством регулирования и регулирования финансовых посредников, а также инструментами Центрального банка, влияющими на рыночные процессы. Эти факторы снижают риски инвестиций и операций на финансовых рынках и позволяют участникам рынка увеличивать объемы сделок, повышать доступность и качество финансовых услуг. 


В дополнение к тем областям, которые Банк России выбрал для улучшения своей деятельности, следует затронуть вопросы, связанные с выявленными потенциальными угрозами, которые могут препятствовать внедрению крупных регуляторных механизмов, и попытаться предложить меры по их устранению. 

Первая угроза заключается в чрезмерной концентрации управленческого бремени. Ранее Центральный банк контролировал банковскую систему, и только сейчас он должен координировать деятельность, осуществляемую на всем финансовом рынке. С этим уровнем власти может быть приоритет, но в случае регулирования финансового рынка как единой системы, необходимость сохранения эффективности каждого из его компонентов и обеспечения баланса между ними крайне нежелательна. Поэтому для того, чтобы этого избежать, необходимо осуществлять власть беспристрастно.[11] 

Внедрение новых специалистов в регуляторно - надзорные структуры, способных по-новому взглянуть на деятельность Банка России, может стимулировать рост объективизации управленческих процессов. 

Из первого следует, что возникают следующие угрозы, которые включают в себя неравномерное распределение регуляторных действий по отношению к различным сегментам финансового рынка и, в частности, чрезмерное внимание к банковскому сектору. На фоне политики крупных регуляторов, избавляющихся от недобросовестных участников рынка, банковский сектор становится все более похожим на олигополистический рынок. Концентрация активов банков и финансовых компаний увеличивает системные риски на банковском рынке, одновременно расширяя его в другие сектора. Несмотря на то, что Центральный банк изучил значительные риски в банковской системе, у Банка России может не быть достаточного опыта для решения более сложных рисков. По этой причине предлагается использовать практический опыт, накопленный в предыдущих структурах ФСФР, а также повысить профессиональные навыки сотрудников различных подразделений Банка России в этот переходный период. 

Было также рекомендовано расширить механизм рефинансирования для оказания помощи участникам других секторов финансового рынка, в том числе малым и средним организациям, с тем чтобы обеспечить более справедливый подход ко всем вопросам финансового рынка. В настоящее время регулятор рефинансирует банки через аукционы, в выгодном положении находятся крупнейшие банки. 

Еще одной угрозой является конфликт интересов, возникающий в рамках системы крупных регуляторов. Банк России является регуляторным и надзорным органом, а также участником финансового рынка и акционером крупнейшей рыночной организации. Противоречия в функциях, выполняемых им, обусловлены участием в капитале финансовых организаций, входящих в категорию инфраструктурно - системного формирования. Центральный банк владеет 50% акций ПАО "Сбербанк России" и одним голосованием, а также является крупнейшим акционером ПАО "Московская биржа". 76,8% уставного капитала занимают свое место. Через крупные регуляторы АО "Московская биржа" косвенно принадлежат и иным лицам, кроме своих членов. Как собственник Банк России не может полностью объективно осуществлять свои контрольные функции. А доля Центрального банка в организационном капитале у других участников рынка явно будет иметь конкурентное преимущество.[12] 


Урегулирование этого конфликта заключается в пересмотре доли участия различных финансовых учреждений, в частности стратегических финансовых учреждений. Российский банк может сократить свою долю капитала в этих компаниях и даже отказаться от участия в их управленческой деятельности, передав свою долю в другую организацию, не обремененную полномочиями по управлению и контролю над финансовыми рынками.[13] 

В то же время существует угроза усиления зависимости от администрации, а также давление со стороны крупных финансовых активов, которые приносят свои выгоды. Поддержание независимости с таким большим количеством власти и власти проблематично. 

Однако для устранения угроз, связанных с конфликтом интересов и чрезмерной централизацией власти, предлагается радикальный подход к реализации идеи комплексного регулирования и последующих изменений в существующих системах. В частности, была выдвинута идея создания крупных регуляторов на основе бимодальной модели. При этом вместо крупного регуляторного органа будут созданы два: на базе Банка России он может выполнять функции пруденциального регулирования и системы надзора и контроля за важными организациями, а в частности, следует отметить, что такая модель является полезной, так как снижает нагрузку на регуляторные органы, снижает риск системных ошибок из-за огромного объема информации, повышает уровень мониторинга системы на разных уровнях. Эта модель является альтернативой совершенствованию комплексного надзора. 

В целом следует отметить, что анализ крупномасштабной практики глобального и внутреннего регулирования показывает, что выбор конкретных форм регулирования финансового сектора зависит от набора факторов, которые каждая страна определяет индивидуально. В любом случае, изменения в системе регулирования, в частности переход к интегрированному регулированию финансового сектора, не обеспечивают автоматической реализации финансовой стабильности. Необходимы сбалансированные решения и согласованность между регулирующими органами. Только в этом случае можно успешно обновить существующие системы и усовершенствовать механизмы крупномасштабного регулирования, не охватывая весь финансовый рынок, где происходят Шоки. 

Стремление России и ее международной интеграции, "молодежи" банковской системы, заставило использовать зарубежный опыт во многих сферах деятельности банка. 

Современная банковская система за рубежом имеет сложную многослойную структуру.[14]