Файл: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК МЕГАЛЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика банковской системы Российской Федерации
Роль, банковской системы в современной экономике
1.2 Роль, структура банковской системы Российской Федерации
Глава 2. Центральный банк как мегарегулятор финансовых рынков
2.1 Рекомендации по развитию банковской системы России в условиях финансовой нестабильности
2.2 Инструменты Центрального банка Российской Федерации для регулирования финансового сектора
Введение
Актуальность темы-особый случай центрального банка в банковской системе страны. Тема работы рассматривается на примере Банка России. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации[1], Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[2] и другими федеральными законами. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, акты Президента Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации могут также регулировать вопросы их организации и функционирования.
Что касается двусмысленности некоторых конституционных положений государственных органов, касающихся разделения власти, противоречий между некоторыми правовыми актами и даже несоответствия некоторых норм, содержащихся в федеральных законах и конституционных нормах Российской Федерации, то существуют серьезные трудности с определением Конституционного и правового статуса Банка России, и до сих пор не допускается точное толкование его положения в системе федеральных органов государственной власти. Кроме того, борьба с последствиями обостряет дискуссию о конституционном статусе центрального банка Российской Федерации, о степени его независимости, а также о возможных формах контроля и подотчетности законодательных и исполнительных органов.
Научная новизна данной работы заключается в попытке разработать действующие рекомендации, позволяющие усовершенствовать коммерческим банкам свою деятельность, а так же финансовых рыков.
Объектом исследования является система Банка России.
Предметом исследования является особенности регулирования Банком России финансовых рынокв.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию политики Банка России.
В соответствии с целями можно определить задачи исследования:
- определение целей и задач Банка России;
- анализ действующего банковского законодательства;
- анализ деятельности Банка России как государственного регулятора банковской деятельности;
Определены основные направления совершенствования территориально-разделительной деятельности российских банков.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее рекомендации могут быть использованы для совершенствования деятельности Центрального банка Российской Федерации как государственного органа, отвечающего за банковскую систему страны.
Глава 1. Характеристика банковской системы Российской Федерации
Роль, банковской системы в современной экономике
Под термином "система" (с греческого. - Целое, состоящее из частей; связное) понимается как совокупность элементов, во взаимоотношениях и взаимоотношениях, образующих определенную целостность, единство.[3]
Словарь определяет систему в целом, которая находится в естественном единстве взаимосвязей частей.
Трудности с определением понятия «банковская система", определением ее части и структурной части обусловлены тем, что термин «банковская система" не так уж много в законе как экономическое содержание, и эти два понятия не совпадают. [4]
Наряду с производственным и торговым секторами одной из важнейших составляющих экономики любого современного государства является банковская система. Значение банковской системы в обеспечении эффективного функционирования экономики страны трудно переоценить, и следует признать, что сегодня она является одним из банков, играющих наиболее важную и ответственную роль в экономике.
Роль банковской системы отражена в функциях, которые она выполняет, а именно: это накопление временно свободных средств для предприятий, населения и государства, условия оплаты, срочность, погашение и передача их на аналогичных условиях в сфере производства и, следовательно, за счет реализации банковской системы, механизмов распределения и переполнения капитала в сфере и секторе экономики, что позволяет добиться ее наиболее эффективного использования. В условиях рыночной экономики именно банковский механизм денежного рынка является единственно возможным и наиболее эффективным, чем механизм, функционирующий в управляемой административной экономике. Что касается систем управления и управления, то правовой статус банков соответствует той роли, которую они вынуждены играть, т. е. каналу, по которому государственные предприятия получают средства и кредиты за счет централизованных, практически свободных ресурсов. Такая ситуация не способствует развитию конкуренции между банками, что объясняет низкую эффективность их работы.
Кроме того, роль банковской системы заключается в том, что она обеспечивает государственное хозяйство расчетными и платежными средствами в объеме, необходимом для обслуживания экономических и социальных процессов, обеспечения отношений хозяйствующих субъектов в процессе воспроизводства, их передачи через расчетные, кредитные и платежные системы.
Важность банковской системы также проявляется в том, что ее стабильность оказывает значительное влияние на экономическую эффективность страны, темпы экономического роста.
Однако роль банковской системы в обеспечении деятельности государства, хозяйствующих субъектов и граждан зависит от типа экономической системы, специфики экономического поведения государства и действующего законодательства. Таким образом, в административно-командном хозяйстве, функционировании банковской системы подчиняются: планирование и строгое регулирование банковской деятельности, направленное на решение главной задачи-реализации госпрограммы. В условиях рыночной экономики банковская система играет более независимую и активную роль, однако степень ее влияния на экономическое развитие отдельных стран существенно меняется в зависимости от исторических условий, состояния кредитной и финансовой систем и национального законодательства, регулирующего деятельность банков.
1.2 Роль, структура банковской системы Российской Федерации
Трудности с определением понятия «банковская система", определением ее части и структурной части обусловлены тем, что термин «банковская система" не так уж много в законе как экономическое содержание, и эти два понятия не совпадают. 4
Разъяснить смысл слова "банковская система Российской Федерации" сегодня, на наш взгляд, такой фактор:
- Отсутствие полного правового определения в действующем законодательстве;
- Появление новых юридических лиц, осуществляющих либо индивидуальную банковскую деятельность, либо, так или иначе, способствующих развитию банковского сектора.
Остается спорным вопрос о включении этих новых субъектов в банковскую систему.
Современная банковская система России определяется реформой национальной кредитной системы, которая развивалась в период централизованной плановой экономики. Во-первых, отметим, что понятия "банковская система" и "кредитная система" не являются синонимами. На наш взгляд, понятие «кредитная система «шире, чем понятие «банковская система", оно составляет лишь часть кредитной системы и включает в себя только группу банков. В соответствии со статьей 2 Закона "О банках" банковская система Российской Федерации состоит из российских банков, кредитных организаций, а также представительств иностранных банков.[5]
Банковская система представляет собой совокупность различных коммерческих и национальных банковских учреждений, а также функций, форм и методов, направленных на выполнение финансово-экономических задач государства.
Нынешняя ситуация не может считаться удовлетворительной, поскольку любая система (включая банки) не ограничивается ее элементами, а всегда представляет что-то новое. Кроме того, проблемные определения оставляют за пределами банковской системы Российской Федерации различные юридические лица, либо обслуживающие банковскую деятельность, либо фактически осуществляющие эту деятельность.
В соответствии с действующим законодательством все кредитные учреждения подразделяются на два типа: банковские и небанковские кредитные организации.
Банк является кредитной организацией, имеющей право на проведение трех видов банковских операций: привлечение средств физических и юридических лиц на депозиты, размещение этих средств на свое имя и за свой счет, Открытие и ведение банковских счетов.
Банки могут быть универсальными, т. е. осуществлять все или практически все виды банковских операций, например, инвестиционные, ипотечные, сберегательные, промышленные и другие коммерческие банки–основные звенья двухуровневой банковской системы России.
Небанковские кредитные организации, которые в настоящее время играют важную роль в накоплении и мобилизации денежного капитала, - это кредитные организации, имеющие право осуществлять определенные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом"О банках и банковской деятельности".[6]
Можно выделить следующие виды небанковских кредитных организаций: клиринговые палаты, клиринговые центры, организованные на рынке ценных бумаг, коллекторские организации и др.
Специализированное банковское учреждение, работающее по лицензии9 брокерские и дилерские компании, инвестиционные и финансовые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы, паевые фонды, ломбарды, благотворительные организации, лизинговые и страховые компании.
Основными формами деятельности этих учреждений являются накопление сбережений населения, привлечение капитала через облигационные займы компаниям и государству, через различные акции, ипотечные и потребительские займы, а также взаимное кредитование.
Кредитные организации имеют право создавать профсоюзы и ассоциации, не преследуя цели извлечения прибыли, для решения совместных задач. Им запрещено осуществлять банковские операции. Формирование и регистрация профсоюзов и ассоциаций осуществляется в порядке, установленном законом О некоммерческих организациях (статья 3 Банковского кодекса).[7]
Как представляется, профсоюзы и Ассоциации кредитных организаций не должны быть включены в банковскую систему, поскольку они являются некоммерческими организациями, которые запрещают осуществление банковских операций.
Статья 4 Закона "О банках"[8] предусматривает создание группы кредитных организаций и холдингов. Заключение договора о формировании группы кредитных организаций для решения совместных проблем (совместная реализация банковских операций).
Холдинговая компания может осуществлять свою деятельность путем приобретения кредитной организации (базовой кредитной организации) через одну или несколько кредитных организаций, имеющих преимущественное участие в уставном капитале, или в соответствии с возможностями, заключенными с одной или несколькими кредитными организациями, с тем чтобы они могли осуществлять свою деятельность.
Несмотря на то, что банковское законодательство не содержит прямого указания на включение в банковскую систему кредитных организаций и банковских холдинговых групп, мы считаем возможным рассматривать их как элемент банковской системы.[9] Группы кредитных организаций и банков, которые не являются юридическими лицами, но не нуждаются в их признании элементами банковской системы.
Важно отметить, что кредитные организации и холдинговые группы банков формируются в рамках совместных банковских операций.
Следует согласиться с мнением авторов о том, что контроль за банковской системой должен быть наделен надзорными полномочиями в отношении основной деятельности организаций, расположенных на втором уровне банковской системы и влияния государства на банковскую систему.[10]
В связи с этим первый уровень банковской системы можно справедливо отнести к Федеральной службе по финансовым рынкам, которая в соответствии со статьей 14 Федерального закона№218-ФЗ " О кредитной истории»14 , а также положения Федеральной службы по финансовым рынкам 15 государственный контроль и надзор за деятельностью кредитных бюро.
В частности, Федеральная служба по финансовым рынкам имеет право издавать нормативные правовые акты по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые являются обязательными для бюро кредитной истории, ведения государственной регистрации бюро кредитной истории, а также контроля за соблюдением установленных требований.
Несомненным элементом банковской системы является кредитное бюро-юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и предоставляющее в соответствии со статьей 3 Закона о кредитной истории, услуги по формированию, обработке и хранению кредитной истории, а также по предоставлению кредитной отчетности и сопутствующих услуг.