Файл: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК МЕГАЛЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика банковской системы Российской Федерации
Роль, банковской системы в современной экономике
1.2 Роль, структура банковской системы Российской Федерации
Глава 2. Центральный банк как мегарегулятор финансовых рынков
2.1 Рекомендации по развитию банковской системы России в условиях финансовой нестабильности
2.2 Инструменты Центрального банка Российской Федерации для регулирования финансового сектора
Всестороннее участие России в глобальных процессах глобальной банковской системы требует учета тенденций трансконтинентализации и превращения последних в одно из важнейших стратегических направлений развития российского банковского сектора. Поиск эффективных механизмов реализации требований данной стратегии, в свою очередь, является глубоким исследованием мирового опыта формирования и развития транснациональных банковских структур и их адаптации к условиям российской экономики.
Поиск новых, адаптированных к условиям глобализации мировых экономических форм деятельности, позволяющих извлечь максимальную пользу из этого процесса и обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности, привел к возникновению транснациональных структур. Эти структуры, путем переплетения формирования капитала, слияний и поглощений компаний в других странах, создания совместных предприятий, привлечения средств из иностранных банков, установления долгосрочных международных отношений, опираются на потенциал мировой экономики в целом, добываются, обладают масштабами деятельности, широкой и многогранной диверсификацией, а также преимуществами совместного использования рисков.
Необходимость интеграции российской банковской системы в мировое банковское сообщество объясняется рядом причин. Основная задача должна заключаться в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков. Однако такая консолидация невозможна, и фундаментальный сдвиг современной банковской системы России, концепция развития и модель национальной банковской системы, адекватные рыночным отношениям. Интеграция национальной банковской системы в мировое сообщество не является самоцелью, но является важным фактором укрепления геополитической позиции России.
В современных экономических условиях, несмотря на санкционное давление на отечественную финансовую систему, сохраняется проблема соблюдения финансовых рынков и глобальных финансовых стандартов. Развитые и динамичные развивающиеся страны мира стараются в полной мере применять эти стандарты в национальном законодательстве, а не потому, что они опасаются международных правовых ограничений, а скорее потому, что они "смотрят" на международные финансовые процессы.
Степень интеграции Национального банковского сектора в глобальную финансовую систему может быть проанализирована на основе различных критериев, в том числе.
2.2 Инструменты Центрального банка Российской Федерации для регулирования финансового сектора
При рассмотрении инструментов регулирования финансово-экономического сектора особое внимание следует уделять действиям центральных банков в новом статусе крупных регуляторов. В каждом сегменте финансового рынка можно определить основные виды деятельности.
Особенностью банковской системы в структуре финансового сектора России является лидирующая роль, что подтверждается статистикой Банка России, согласно которой активы банковской системы в конце 2017 года составляют активы всей финансовой системы, что является одной из основных причин сегрегации банковского регулирования, а также мер, принимаемых государством для обеспечения стабильной и безопасной работы банковской системы через Банк России или другие регулирующие органы. Меры системы относятся к разработке и изданию конкретных правил или директив на основе действующего законодательства и определения структуры и методов банка в стране.[15]
Как уже отмечалось, в современных условиях банки являются важнейшим инструментом влияния на макроэкономические процессы. В этом случае целью надзора является приведение деятельности кредитных организаций в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов.[16]
Деятельность Центрального банка Российской Федерации по надзору в следующих областях: установление обязательных стандартов деятельности кредитных организаций; Открытие необходимых для банка резервов на корреспондентских и специальных счетах; рефинансирование кредитных организаций; регулирование ликвидности путем осуществления банковских операций на открытом рынке; установление правил ведения банковских операций, бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Правовая база обеспечивает целостность всей системы надзора за деятельностью кредитных организаций, которая включает в себя создание законодательных актов, регулирующих деятельность субъектов и объектов, функции и полномочия контролирующих органов.
Банк России имеет право проверять соответствие кредитных организаций законодательству Банка России, обязательным экономическим стандартам и нормативным правовым актам, но не имеет права вмешиваться в его предпринимательскую деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Контрольная деятельность кредитных организаций осуществляется на основании двух федеральных законов: «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10. 07. 2002№86-ФЗ;"О банковской и банковской деятельности" дата банковского регулирования также основана на базельском комитете по банковскому надзору, принятом в соответствии с Базельским принципом 1 эффективного банковского регулирования.
Основные положения стандарта Базель III предусматривают ужесточение требований к первичным формам капитала, которые включают в себя только обыкновенные акции и нераспределенную прибыль. Капитал первого уровня должен быть увеличен с нынешних 4% до 6% активов, взвешенных по риску (требования Базельского соглашения о капитале II). Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также должны быть увеличены с 2% до 4% от активов, взвешенных по риску. 5%. Кроме того, есть более высокие процентные резервы и стабильный капитал, который должен иметь каждый банк. Есть два специальных буферных капитала и антициклические резервы. Резерв должен быть активом 2. 5%, антициклический буферный капитал, введенный в случае перегрева экономики во время кредитного бума, может варьироваться от 0 до 2. 5%.
Требования, изложенные в постановлении Базельского соглашения III, представляются весьма строгими (реализация которого поставит большинство банков в затруднительное положение), однако сроки, установленные для приведения показателей деятельности банков в соответствие, являются достаточно длительными, что позволит кредитным учреждениям бесконечно наращивать свой капитал. В то же время многие российские банки сталкиваются с трудностями не только с базельскими стандартами II, но и с переходом на международную систему финансовой отчетности. Только крупнейшие государственные банки-Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, а также дочерние банки-Райффайзенбанк, Росбанк, Дойче банк, Европейский кредитный банк и Absolut Bank-отвечают требованиям Базеля III[17]. В то же время, к 2020 году позиции иностранных банков могут увеличиться в отдельных сегментах банковского рынка, в частности, на рынке кредитования для крупных корпоративных клиентов и населения.
Структура банковской системы Российской Федерации определяется федеральным законом «О банках и банковской деятельности", Статья 2 которого предусматривает"... В состав банковской системы Российской Федерации входят российские банки, кредитные организации, а также представительства иностранных банков". Судя по этой формуле, современная российская банковская система представляет собой единую двухуровневую систему, в которой:
- Первый (верхний) уровень представлен Центральным банком Российской Федерации, который отвечает за управление всей системой;
- Второй (нижний) уровень определяется банковскими и небанковскими кредитными организациями в частной, корпоративной и муниципальной собственности.
На рис. 1 показана современная структура банковской системы Российской федерации.
Рисунок 1-структура банковской системы Российской Федерации.
Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и полномочий на всех уровнях.
Банковская система, как и любая другая социальная система, - это организация, которая должна иметь какие-либо полномочия, превышающие другие элементы системы руководящих органов. Центральный банк Российской Федерации всегда был таким центром власти, который организует основные управленческие процессы в банковской системе России.
Несмотря на то, что Банк России имеет право осуществлять законодательную консолидацию всех видов банковских операций, его основной функцией является надзор за коммерческими банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время наибольшая концентрация банковских операций в стране на рынке финансовых услуг.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности «кредитная организация является юридическим лицом, которое на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.[18]
Следует также отметить, что, по оценкам KPMG, почти половина банков в настоящее время не отвечают новым требованиям. Более 300 миллиардов рублей. Не хватило топ-50 российских банков для удовлетворения требований "Базеля III" к капиталу, при этом трудности с их исполнением могут возникнуть в двадцати крупнейших отечественных банках. Поэтому, конечно, переход на новый Базельский стандарт потребует времени и финансовых затрат.
Задачи по реализации следующего комплекса мер, предусмотренных Базельским соглашением, решаются надзорными органами на основе анализа готовности национальной банковской системы. В то же время Центральному банку следует трезво оценивать текущее состояние финансового сектора страны и мировых рынков, с тем чтобы быть готовым к использованию инструментов оценки рисков и принципов надзора, предусмотренных Базельским соглашением III.
Если говорить о методах и инструментах банковского регулирования, то существует множество различных классификаций и подходов. Одна группа ученых считает, что в процессе банковского регулирования предполагается использовать два основных метода: 1) регуляторный (пруденциальный, дистанционный, документарный надзор), предполагающий представление данных кредитными организациями на основе данных, предоставленных банковским надзором России; 2) ревизионный (инспекционный, инспекционный, инспекционный "на местах"), при котором контролирующие органы Банка России проводят проверку кредитных организаций с целью выявления недостатков в их деятельности.
Реализация этих методов предусматривает наличие полномочий и инструментов управления банковского надзора по систематизации и анализу отчетности и статистических данных коммерческих банков; наличие у надзорных органов инструментов для независимой оценки данных отчетности путем проведения ревизий на местах или внешних проверок; установление органами надзора пруденциальных правил и требований к ним и их представление коммерческим банкам; и наличие органа банковского надзора, обязывающего свои решения.
Технически в процессе надзора предполагается использование двух основных инструментов: получение отчетных документов из банка и их удаленный анализ; проверка банка на местах.
Руководящий орган наблюдательного совета банка, который должен быть главным организатором надзорной деятельности конкретного банка-создание системы раннего предупреждения на основе модели развития ситуации в кредитной организации и внедрение этой системы в деятельность наблюдательного совета банка.[19]
На Рисунке 3 представлено количество кредитных организаций и количество отозванных лицензий на начало каждого года, дополнительно приведены данные по состоянию на 01.05.2016 г. За 2014 и 2015 гг. наибольшее количество банков лишились своих лицензий. В 2014 г. количество организаций сократилось на 9,64%, в 2015г. – на 12,11%. На конец первого квартала 2016 г. Банк России уже лишил лицензий 37 банков, что составляет почти треть от числа лицензий, отозванных за 2015 г.
Рисунок 3. Количество действующих кредитных организаций и количество отозванных лицензий с 01.01.2017 г. по 01.05.201943
Следует отметить, что банки прекратили свою работу как в столичном регионе, так и во всех других регионах страны. Банки оптимизируют свои расходы за счет сокращения количества своих подразделений, в сочетании с исчезновением многих региональных банков, что приводит к увеличению обращений к микрофинансовым учреждениям, которые не очень внимательно следят, а это, в свою очередь, повышает уровень незащищенности клиентов.