Файл: Современная семья в системе воспитания (Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Что такое семья? Этот термин изучают самые разные науки, и каждая из них дает свое толкование. В социологии данное понятие обозначает нескольких людей, которые объедены кровным родством либо узами брака. В юриспруденции - это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака. Закон РФ трактует семью как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью. Психологи базируют понятие семьи на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания и преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленных по закону. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными. Смена приоритетов произошла по практическим соображениям - надежный мужчина мог обеспечить питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее. Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее. Историки же трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По их мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело назвать ячейкой общества.

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи межу поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и полные семьи.


Еще семья играет большую роль в формировании личности ребенка. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка. Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научат своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых - «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

Когда малыш появляется на свет, мы хотим, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только значительно позже, задумавшись о том, каким человеком он станет, мы начинаем формировать личность.

В России семья стала объектом изучения лишь в середине XIX в. Источниками исследований служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н.Дубакин, М.М.Ковалевский и другие представители анализа семейно-брачного союза в Древней Руси. К настоящему времени отечественная семейная психология накопила огромный исследовательский материал, направленный на решение чрезвычайно важных проблем в воспитании детей. И я считаю, что семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности, общества, в котором мы живем, и наше будущее. Именно это я хочу раскрыть в данной работе.

Объект исследования: Современная семья в системе воспитания.

Предмет: Процесс формирования личности в семье.

Цель: Рассмотреть понятие семейного воспитания, методы, стили воспитания.

Задачи:

1.Определить типы и функции современной семьи в системе воспитания.

2.Определить стили семейного воспитания.

3.Рассмотреть понятие «неполные семьи». Их влияние на становление личности ребенка.

Гипотеза: Семейное воспитание является основой формирования личности ребенка.

1.Теоретические аспекты семейного воспитания.

1.1 Характеристика понятия «семья»

Человек - живой организм. Организм, имеющий множество потребностей. Так же, как и другие звери, мы вынуждены добывать пищу и воду, искать кров и возможность продолжить род. Но в отличие от большинства животных, люди не наделены острым слухом и зрением, цепкими когтями или маскирующим окрасом. Испокон веков выживание человека зависело от других представителей его вида. Стая приматов или первобытная родовая община могли добыть больше еды, чем каждый из них по отдельности. Объединенная родственными узами группа обеспечивала своим количеством защиту от хищников и безопасность развивающемуся потомству. Семья позволила человечеству занять место в этом мире. Социальная сторона жизни породила множество новых потребностей: в любви, воспитании, эмоциональном тепле и принятии. И хотя между примитивным и современным человеком лежат миллионы лет эволюции, нечто осталось неизменным - в моменты острой нужды мы обращаемся к родным. Можно сказать, что все человеческое общество родилось в семье. Но что же такое семья? «Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни.»[1]


Значение семьи в жизни человека столь велико, что невозможно дать ее характеристику, при взгляде только, с одной стороны. Несмотря на распространенность этого слова в повседневной жизни, его значения широко рознятся. К примеру, сказав, что семья - это брачный союз, мы будем правы, но упустим кучу деталей, не упомянув детей, родителей, да и вообще, что делает эта семья. Так, взрослый человек оценивает семью, как микрогруппу, в которую входит, и как структуру, способную удовлетворять материальные и духовные потребности. Хотя пребывание в ней и предусматривает множество требований, это окупается своими субъективными выгодами.

При произношении слова «семья», как правило, представляется два человека, которые дают друг другу возможность комфортного сосуществования друг с другом. Почему-то первое, что приходит в голову-это шаблонный образ русской современной семьи. Он - перед телевизором или в телефоне, она - на кухне варит борщ. Воскресенье. Дети заняты собой или подражают поведению отца. И в общем-то кажется, что жизнь удалась. Но всегда «природа», «стихия», «энергия», по-русски говоря, нечто берет верх и появляются события, которые заставляют проверить семью на прочности, а также понять - что же это такое? Семья….

А семья - это чувства!

Как бы то ни было, но если бы не было вообще никаких чувств, то семья (гражданский брак или зарегистрированный в отделе ЗАГСа отношения) не появилась бы на свет. Ну вот не было бы ее, если бы мужчина не захотел обнять и прижать к себе женщину, а женщина на интенсивном уровне не хотела бы родить ребенка этому самому мужчине. И даже так называемый брак «по залету» (как бы грубо и неуместно это звучало) основан на чувствах, симпатии, страсти…. Дети, простите, от святого духа в 21 веке не рождаются, а значит было что-то, что привело двух взрослых к процессу зачатия….

Чувства - это основа семьи. Но на мой взгляд, роль любви в создании семьи сильно преувеличена. Я имею в виду ту влюбленность-страсть, которую сейчас принято называть любовью. Логика такова - я в него влюбилась, значит нам нужно быть вместе. Потом обнаружилось, что любовь ушла, стало некомфортно, скучно, проблемно. А любви-то хочется! Значит, нужно искать ее где-то еще.

Эта логика основана на представлении о том, что отношения и семья нам нужны для счастья. И во многом это верно. Проблема в том, что в данном случае неверно понимается сама идея счастья. Кажется, что счастье будет от того, что я буду получать от отношений. И если я этого не получаю, счастье не получается, а отношения начинают восприниматься как проблемные. Делается вывод - партнер оказался не такой, как хотелось, произошла ошибка и нужно искать любовь в следующих отношениях.


На самом деле отношения и семья нам нужны для правильного проживания жизни и для развития. Для того, чтобы реализовать свою роль мужчины или женщины, отца или матери. Чтобы научиться безусловно любить и принимать партнера.

Для прочности семьи важны не столько страсть и влюбленность, сколько уважение друг к другу и ответственность за свой выбор. Если мужчина и женщина решают жить вместе, то обязаны понимать, что у них есть некий долг, обязанности, определенные задачи. И не важно, осознается это или нет, но в любом союзе заложена некая цель - научиться нести ответственность, заботиться, понимать, помогать в развитии, дать жизнь детям и передать им знания о жизни, улучшить карму рода и так далее.

В соответствии с этим женщина должна выполнять свой долг, а мужчина-свой. Как ни удивительно это звучит, понимание этого долга и следование ему обеспечивает не только прочность семьи, но и семейное счастье.

Для создания и существования семьи нужна любовь. А это состояние души, до которого нужно дорасти.

Поэтому, если кажется, что «любовь ушла», нужно не новую любовь искать, а работать над собой, учиться любить и принимать партнера по-настоящему. Этому нас нигде не учат, но именно знание о том, как сохранять любовь и как любить безусловно определяет наше счастье в отношениях и семье.

Конечно, люди сходятся для того, чтобы им в отношениях было комфортно, но не тут-то было… Комфорт-это то, что искажается в процессе построения быта в отношениях. Ведь никто на «берегу» не договаривается о том, как ему будет комфортно в семье. Так копятся собственные обиды, которые в один прекрасный момент превращаются в крупную ссору или доводят до развода.

Семья - это поддержка, это тот случай, когда близкий и нужный тебе человек верит в тебя и дает тебе «крылья».

Так или иначе мы нуждаемся в поддержке. Даже самый заурядный эгоист. Слова, действия, объятия близких людей – какой-либо знак или сигнал поддержки означает для нас, что мы движемся в верном направлении. Мы движемся и развиваемся за счет взаимной поддержки в паре.

Одна из важных проблем и причина разводов - это когда что-то хочется разделить. И вот она-самая главная ошибка семьи. Когда ты делишь увлечения на «твои» и «мои», наращивая тем самым дистанцию между собой и любимым для тебя человеком. Семья-это одно увлечение. Если увлекаться, чем-то-то вместе.

Если партнер перестает получать удовольствие в семье-он обязательно найдет, где его получить. Если Вы не испытываете удовольствие от своего партнера и от общения с ним-обсудите моменты, которые мешают Вам получать все и даже больше от Вашей семьи. Не бойтесь выглядеть как-то «не так» … Вы уже выглядите «не так», если умалчиваете о своих проблемах.


Работа тоже бывает любимой! Но семья-это хрупкий мир, который нуждается во взаимной работе со стороны двух любящих и уважающих друг друга людей. Ведь, отношения меняются, время-меняется, социальная роль взрослых меняется. Соответственно, отношения будут так же претерпевать изменения. Нужно работать над ними.

Ребенок расценивает семью иначе чем взрослые. На вопрос что такое семья-определение для детей будет рассмотрено, с другой стороны. Для них это первая социальная среда, в которой происходит развитие психически, эмоциональных и интеллектуальных функций личности. Мать и отец являются для ребенка образцами поведения и ролевыми моделями того, какими являются мужчины и женщины. Опыт, полученный в детстве в семье, несет с собой всю оставшуюся жизнь.

По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Но изначально, семья, как правило, держится на чувстве любви: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда-замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит-различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быт воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. И не смотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Семья - важнейший институт социальной личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.