Файл: Современная семья в системе воспитания (Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.
1.2 Типы, функции и виды семей.
Взаимоотношения между супругами, а также родителями и детьми, изучают несколько наук и первые среди них-психология и социология.
Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:
- вступление в брак-образование семьи;
- начало деторождения-рождение первого ребенка;
- окончание деторождения-рождение последнего ребенка;
- «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
- прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Типы семей определяются по семейному стажу. Семейный стаж определяется сроком нахождения в союзе. Ключевым признаком для определения типа является количество лет, которые супруги живут совместно.
- Молодая семья - первые несколько лет в браке, для них характерна первичная адаптация, как материально-бытовая, так и психологическая.
- Среднего возраста - супруги уже свыклись друг с другом, чаще всего они занимаются воспитанием детей, то есть передают свои убеждения и взгляды потомкам.
- Пожилая - как правило, супруги уже выходят на пенсию и живут либо самостоятельно, либо со взрослыми детьми.
По количеству детей. В зависимости от того, сколько несовершеннолетних членов семьи совместно проживает с родителями, можно выделить такие категории:
Бездетные - не имеющие рожденных или усыновленных малышей.
Малодетные - в составе один или два малыша.
Многодетные - по общему правилу, такой считается группа, где одновременно проживают трое и более детей.
В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
полигамия - брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Групповой брак, полиандрия (многомужество), полигиния (многоженство).
Основными видами семьи по составу являются:
полная, традиционная – есть оба родителя и минимум один ребенок,
неполная – с малышом проживает только один родитель, второй либо отсутствует вовсе, либо в воспитании участвует частично, но не находится постоянно рядом.
Материнская - одна из разновидностей неполной, где детей воспитывают матери-одиночки.
смешанная или повторная- ситуация, при которой человек, имеющий детей, вступает во второй брак.
По качеству жизни.
Уровень жизни тоже оказывает влияние на типологию семей. Как правило, выделяют группы по классовому признаку, но есть и специально выделенные категории. В частности, к ним относятся:
безработные, где оба родителя, трудоспособные граждане, не имеют постоянной занятости и стабильного дохода;
беженцы – малые группы, приехавшие из другой страны и не имеющие социальных связей в новой местности, в большинстве случаев так же и дохода, и постоянного места жительства;
с ребенком инвалидом – особая категория. Так как в основном это полноценные члены социума, но один из родителей постоянно осуществляет уход за несовершеннолетним;
гомогенная - семья часто имеет низкое качество жизни.
Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья можно свести к следующим:
репродуктивная - воспроизводство потомства-главная функция семьи;
воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, престарелыми членами семьи;
экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;
духовно нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
социально-статусная - представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной культуры;
досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.
Вместе с тем, в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.
Годвин-брак (гостевой брак) - это раздельно проживание супругов, отсутствие общего ведения хозяйства.
Конкубинат - стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку.
Открытый брак - признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс.
Пробный брак - временно проживание партнеров. Когда они решают иметь детей, то оформляют законный брак.
1.3 Стили семейного воспитания.
Большое значение в становление личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.
Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики. За основу было взято два критерия.
- Уровень эмоционального принятия ребенка родителями.
- Уровень контроля со стороны родителей.
И вот, благодаря сочетанием этих критериев, было выделено четыре стиля семейного воспитания:
- Авторитетный
- Авторитарный
- Индифферентный
- Либеральный
Авторитетный стиль воспитания (демократический)
Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активные роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей.
Авторитарный стиль воспитания.
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права.
Индифферентный стиль воспитания.
К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Отсутствие теплоты по отношению к ребенку. Это случаи, скорей всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье.
Либеральный стиль воспитания (попустительский).
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно все, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка.
2 Семейное воспитание – сложная система
2.2 Условия успешного воспитания.
К наиболее значимым условиям семейного воспитания относятся: семейный быт, уклад, семейные традиции, эмоциональный климат семьи, общение и совместная деятельность, понимание и принятие ребенка, чувство долга и ответственность родителей за воспитание детей, их педагогическая культура, организация жизненного пространства ребенка.
Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы, помощи, вырастает таким же чутким и отзывчивым.
Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.
Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течении суток - время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитывается возраст и состояние ребенка.
Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. Слушая сказку, ребенок переживает, сочувствует, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства.
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Поэтому, как ребенок будет относится к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.
Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.
Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность.
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
Авторитет помощи.
В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Если знать жизнь своего ребенка, то можно увидеть, как поступить наилучшим образом.
К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях.
А.С. Макаренко выделял следующие виды ложного авторитета родителей.
Авторитет подавления – это самый страшный вид авторитета. Если родитель дома всегда сердит, за каждый пустяк хватается за ремень. На каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления.
Авторитет чванства.
Некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность своим детям. Дома они то и дело, что говорят о своих достоинствах, высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто – дети начинают вести себя так же.
Авторитет педантизма.
Родитель уверен в том, что дети должны каждое родительское слова выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, они немедленно становятся законом.
Авторитет любви.
Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на ребенка в избыточном количестве. Такой вид авторитета выращивает неискренних и лживых эгоистов.
Авторитет доброты.
В этом случае детское послушание организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль, они замечательные родители. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями.