ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Битва на реке Куре имела большие и тяжелые последствия и прежде всего отразилась на торговых сношениях Джучидов и Хулагидов. По словам персидского историка Вассафа (1257— 1327), Хулагу отдал приказание, «чтобы купцов Берке-Огула, которые были заняты торговлей и торговыми сделками в Тебризе и которые имели огромные и бесчисленные богатства, всех казнили, а все имущество, которое у них было найдено, отобрали в казну. Многие из их числа держали свои вклады и ценности в руках именитых граждан Тебриза. После их истребления те упомянутые богатства остались в руках держателей вкладов. Берке-Огул, в свою очередь, стремясь к возмездию, убил купцов их ханского царства. Дороги въезда и выезда и путешествие купцов, как и работы людей большого мастерства, — были разом стеснины.Вскоре Хулагу умер. В 1265 г. на престол вступил Абага (1265—1282). В первое время, казалось, наступил мир между враждующими сторонами. Джучиды даже получили кое-какие доходы с Тебриза и Мераги. Однако Берке хан этим не удовлетворился. Разгневался Абага и уничтожил фабрики (мастерские).1 На почве длительной и упорной борьбы Берке хана с Хулагу и Абагой и выросли интенсивные дипломатические сношения между Золотой Ордой и отдаленным Египтом, находившимся во второй половине XIII и в XIV в. под властью мамлюкских султанов. Начались эти сношения при энергичном участии как самого Берке хана, так и особенно мамлюкского султана ал-Мелика аз-Захыр-Рукн-ад-дина Бейбарса (1260—1277). Египет кровно был заинтересован в росте и благополучии далекого от него Улуса Джучи при условии, конечно, продолжающейся и даже усиливающейся вражды с хулагидским Ираном.,
Что может быть более действенным средством, чем вражда двух монгольских государств? Вот почему основной задачей всей внешней политики мамлюкского Египта и являлось — всячески поддерживать, а если можно, и усилить эту вражду. На этой почве и возникли частые обмены послами между Беябарсом и Берке ханом. Исключительные по своему богатству подарки, которые отправлялись из Каира (столица Египта), и, наконец, настойчивые предложения о скорейшей исламизации Золотой Орды. С именем Берке хана связано начало исламизации золотоордынского общества. Принятие Берке ханом ислама вызвано было, по-видимому, политическими соображениями. С одной стороны, связь Золотой Орды с Булгаром, с ремесленно-торговыми и культурными городами Средней Азии Ургенчем, Бухарой и другими, откуда в Сарай Бату и Сарай Берке приезжали ремесленники, купцы, художники, ученые и разнообразные представители тогдашней феодально-мусульманской интеллигенции. С другой настойчивые предложения мамлюкского Египта, дружба с которым была так выгодна Золотой Орде, принять ислам, — несомненно, ставили золотоордынских ханов в положение покровительства политике исламизации страны. Однако сколько Берке хан ни старался углубить исламизацию, последняя при нем захватила только верхние слои господствующего класса, да и то только те, которые были близки к ханскому двору. Об обращении Берке хана в ислам характеризуют его как расчетливого политика. Мусульманское духовенство, держа в своих руках не только религиозный авторитет, но и огромные богатства, состоящие в доходах как с поместий, так и с недвижимого имущества в городах, стремилось захватить в свои руки побольше власти, для чего старалось всеми способами подчеркнуть свое превосходство в некоторых случаях над светской властью. Из этого следует что Берке хан был настолько умен и дальновиден, что был фактически распорядителем всей политической жизни в областях между Аму-дарьей и Сыр-дарьей, да и дальше. Судя по русским летописям, Берке хан был суровым правителем, требовавшим беспрекословного себе повиновения.При Берке хане в 1257 г. была произведена в русских феодальных княжествах перепись, имевшая задачей выявить и учесть все население, подлежавшее обложению податями и повинностями. Как сама перепись, так и установившаяся практики сбора повинностей через баскаков с их отрядами вызывала не раз со стороны покоренного населения взрывы возмущения. Известно, что новгородцы в 1259 г. встретили организованную Берке ханом перепись восстанием.
Через три года, в 1262 г., восстание вспыхнуло в Ростове, Суздале, Ярославле и других городах. Есть все основания думать, что это освободительное движение возникло при участии самого Александра Невского.
Времена смуты в Золотой Орде
В царствование Берке хана в жизни Монгольской империи произошли события, которые имели огромные последствия как для самой империи, так, в частности, и для Золотой Орды. В 1259 г. умер Мункэ хан. Смерть его вызвала смуты, каких еще не знала монгольская империя. Борьба за каанскую власть началась между сыновьями Мункэ, Хубилаем и Аригбугой. Оба брата были провозглашены каанами: Хубилай в Северном Китае, а Аригбуга в Монголии. Борьба эта ослабила империю в целом. Два дома — Чагатая и Угэдея, — при Мункэ игравшие второстепенную роль, воспользовались смутой и вернули прежние свои владения, вследствие чего Джучиды потеряли вся кое влияние в Мавераннахре и должны были покинуть со своими военными отрядами и чиновниками его пределы. Борьба между братьями закончилась победой Хубилая, который покинул Монголию и перенес столицу из Каракорума в Северный Китай, в Пекин, получивший монгольское наименование Хан балык (ханский город). Все это произошло еще при жизни Берке хана. События эти привели почти к полному распаду монгольской империи.Каан Хубилай был далеко в Пекине, и управлять оттуда обширной империей было почти невозможно. Что же касается Золотой Орды и других владений, то они жили своей собственной жизнью, имели свои интересы, и ханы их искали максимальной самостоятельности. Фактически в конце своего царствования Берке хан лишь номинально признавал великого хана Хубилая. Золотая Орда стала фактически независимым государством.Берке хан умер в 1266 г. во время похода на Кавказ против Хулагидов, по дороге из Тбилиси. И гроб с его телом был отправлен в Сарай Бату, где его и похоронили. Ханом в Золотой Орде стал теперь Менгу-Тимур, царствовавший с 1266 по 1280 г.1 С. Менгу-Тимуром ничего яркого в политической и культурной жизни Золотой Орды не связано. Так же как и Берке-хан, он воюет с Хулагидами в лице Абага-хана (1265—1282), причем без активной помощи мамлюкского султана ал-Мелика аз-Захыра Бейбарса.С именем Менгу-Тимура связан и поход татар Золотой Орды на Константинополь в 1271 г.2 Поводом к этому походу были следующие факты. Византийский император Ласкарис не хотел усиления ни Золотой Орды, ни мамлюкского Египта и старался поддержать Хулагидское государство. Ласкарис всячески старался препятствовать союзу Джучидов с мамлюкскими султанами. И задерживал обмен послами между последними, что имело место, например, в конце царствования Берке хана.Поход Менгу-Тимура увенчался, успехом, так как Ласкарис не принял сражения и попросил мира. Стремясь продолжать политику Берке хана в отношении к русским княжествам, Менгу-Тимур провел там вторую перепись населения. Ко времени Менгу-Тимура относятся несколько важных фактов в истории золотоордынского общества. С одной стороны, это появление генуэзской торговой колонии в Кафе (теперь Феодосия), сыгравшей огромную роль в дальнейшей судьбе Крыма, и, с другой стороны, появление на политической сцене такой примечательной фигуры, как Ногай.
Темник Ногай
Впервые с этой личностью мы знакомимся при Берке хане, когда Ногай, благодаря близким родственным связям с ханским двором, и удачному командованию отрядами монголов в качестве темника во время битвы с войсками Хулагидов, выдвинулся на первые места в государстве. Большие организаторские способности, твердость характера, склонность прибегать к жестоким, а иногда и просто коварным средствам открыли пород его жадной до власти и богатства натуре. В течение четырех десятилетий Ногай играл такую крупную роль в политической жизни Золотой Орды, что иностранные государи принимали его за хана, посылали к ному посольства и царские подарки, встречали его послов как послов царских и т. д. Официально Ногай был только темником и правителем западных областей от Дона и до Днепра, к каковым землям при Токте (1290—1312) он получил еще власть и над Крымом с его богатыми торговыми городами. При Менгу-Тимуре и особенно при Тудаменгу (1280-1287) и в начале царствования Токты (1290—1312) он играл роль всемогущего временщика, который в полном смысле сменил одного из ханов. Собственно говоря, своим постоянным вмешательством в политические дела Золотой Орды Ногай внес много раздора, положил начало феодальным распрям, которые после полу столетнего перерыва в первой половине XIV в. при Токте и Узбек-хане (1312—1342) вновь возродились но в второй половине XIV в., пока наряду с другими причинами не привели Золотую Орду к полному упадку и политическому распаду. Царствования Тудаменгу (1280—1287) и Тулабуги (1287—1290) в известной мере были несостоятельными. Во всяком случае понять их без учета роли Ногая нельзя. Короткое царствование Тулабуги (1287—1290) было временем феодальных смут, когда самый авторитет ханской власти в Золотой Орде был под большой угрозой. Деятельным участником этих распрей и вдохновителем всех интриг и был темник Ногай. Он сумел разбудить у ближайших родственников Тулабуги столько страсти, столько ненависти у одних к другим. Столько надежд, что можно было ожидать в любой момент дворцового переворота. У Менгу-Тимура было десять сыновей, Ногай сумел направить Токту с его влиятельной группой против Тулабуги. Происшедшее столкновение привело к убийству Тулабуги и передаче ханского престола в руки Токты. Ногай сделался таким образом полным хозяином политической жизни в Золотой Орде. Но стать официальным ханам он не мог. В те времена авторитет имени Чингисхана и его рода был настолько велик, что не находилось лица, которое решилось бы пойти против укоренившегося представления, что ханом может быть только лицо из рода Чингисхана. Насколько это представление крепко держалось в политическом сознании XIII—XIV вв., можно видеть хотя бы из того факта, что знаменитый Тимур (Тамерлан) (1370—1405) не принял титула «хан», называл себя эмиром и гордился тем, что может себя именовать «Гурган» и таким образом считаться в родственных отношениях с Чингисидами. В первое время царствования Токты. Ногай действительно был полновластным хозяином, и Токта целиком и беспрекословно выполнял его предписания. Ногая в истории Золотой Орды: «С одной стороны, он,
будучи опытным в военном деле, увеличил владения орды; с другой — он содействовал ее расчленению чем, нанес, конечно не намеренно, первый удар ее же могуществу».2 После смерти Ногая Токта мог, наконец, считать себя независимым ханом. На последние годы жизни Ногая происходят события, разыгравшиеся в Крыму между монголами и генуэзцами в городе Кафе (Феодосия).
Хан Токты
Враждебные отношения с генуэзцами продолжались, и при хане Токте (1290—1312). После победы над Ногаем в 1300 г. Токта мог считать себя полновластным государем Золотой Орды. Токта начал править в очень трудной и сложной политической обстановке. Борьба с Ногаем отняла много сил и средств. Победа досталась ему после долгой и упорной борьбы. В том же 1300 г. в Золотой Орде началась засуха, продолжавшаяся около трех лет. За засухой «последовал, падеж лошадей и овец, дошедший до того, что у жителей нечего было есть и они продавали детей и родичей своих купцам, которые повезли их в Египет и другие местах. <3> Несмотря на все эти трудности, именно на начало XIV в. подъем производительных сил Золотой Орды. К этому времени государственные и общественные порядки оформились в военно-феодальную систему. К этому же времени оба Сарая —
Сарай Бату и Сарай Берке стали крупными и богатыми ремесленно-торговыми городами. Согласно большинству источников, Токта не был мусульманином,а придерживался язычества,1 повидимому, был буддистом, что не мешало ему проводить покровительственную политику в отношении мусульман.Как и перед его предшественниками, перед Токтой стоял вопрос об отношениях с династиями Ирана. Царствованию Токты соответствуют у династий: правление Кейхату (1291— 1295), Вайду (1295—1295), Газан-хана (1295—1304) и Улч-жайту (1304—1316). Одно время отношения между двумя монгольскими государствами прояснились, и кавказская дорога, которая в течение долгих лет была закрыта для купцов и их товаров, вновь открылась. При Токте продолжались и обмены посольствами с мамлюкским Египтом. Однако посольства эти не были так часты, а подарки так богаты, как прежде. У Египта в это время был мир с династиями Ирана.
Хан Узбек
С начала XIV в., как уже было отмечено, в Золотой Орде начался подъем производительных сил, и последние годы царствования Токты были в этом отношении подготовительными к тому периоду расцвета военного могущества Золотоордынского государства, которое по времени связывается с именем Узбек-хана (1312—1342). При вступлении своем на престол Узбек-хан имел от роду тридцать лет. «Он исповедовал ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой».3Узбек был сыном Тогрулджи, внуком Менгу-Тимура. Прав на золотоордынский престол не имел. Узбек при помощи одного из влиятельнейших эмиров (нойонов) Кутлуг-Тимура убил сына Токты Ильбас мыша и захватил золотоордынский престол.
С первых же дней Узбек хан взял определенный и твердый курс. Посадив Узбека на престол, Кутлуг-Тимур начал играть большую роль в государственной жизни страны, прежде всего в качестве наместника Хорезма. В первое время он «распоряжался управлением государства, устройством дел его и сбором податей его».<2> Благодаря советам Кутлуг Тимура, Узбек хан быстро освободился от ряда соперников и врагов, убив самым коварным образом наиболее опасных из них. Как Берке хан, Узбек твердо и решительно повел политику исламизации, стараясь в этом отношении решить задачу в возможно быстрые сроки. Через два года после прихода своего к власти Узбек-хан сообщил египетскому султану ал-Мелику, ан-Насиру Мухаммеду," что в его государстве осталось очень немного неверных. Это, конечно, не соответствовало действительности. Узбек хан имел и виду не народные и тем более кочевые массы трудящихся, а господствующие классы. Огромное значение Узбек хан придавал городской жизни. С его именем связаны новые постройки, рост и украшение Сарая Берке, куда он официально и перенес столицу Золотой Орды из Сарая Бату. Несомненно, что шаг этот был чрезвычайно благоприятен для дальнейшего подъема производственной и культурной жизни Сарая Берке. С Узбек ханом связано огромное строительство. Но его приказанию возводились в Сарае Берке мечети, медресе, мавзолеи, дворцы, от которых остались, к сожалению, только скрытые еще кое-где в земле фундаменты да главным образом элементы декоративного убранства — мозаичные и расписные глазированные изразцы. Узбек хан строил не только в Поволжье, но и в Крыму. До наших дней в Старом Крыму (Солхате) сохранилась мечеть с великолепным резным каменным порталом, с датой постройки и именем самого Узбек-При нем в Ургенче строил и его родственник, всемогущий наместник Хорезма Кутлуг Тимур. Во внешней политике Узбек хан продолжал старую традицию. Как и при его предшественниках, Золотая Орда была в постоянных торговых, культурных и дипломатических сношениях с мамлюкским Египтом. Сношения эти ничего нового по сравнению с предшествующим периодом не представляли, и интересным в них является лишь длительная история сватовства и женитьбы египетского султана ал-Мелика, ан-Насира на одной из золотоордынских царевен из рода Чингисхана. Не раз темой дипломатических переговоров Узбек-хана с египетским султаном ал-Меликом аы-Насиром были столкновения с династиями. Войска Узбека в разных комбинациях действовали не только на границе