Файл: Направление подготовки экономика профиль Финансы и кредит Ценовая и неценовая конкуренция экономических стратегий российского бизнеса курсовая работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра менеджмента и экономики

Направление подготовки: ЭКОНОМИКА

Профиль: Финансы и кредит

Ценовая и неценовая конкуренция экономических стратегий российского бизнеса

КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнил:

Студент 2 курса

заочной формы обучения

Поршина Александра Владимировна

Руководитель: кпн, доцент Малютина Е.Л.

Итoгoвая oценка ______________________________

Пoдпись ______________________________



Коломна – 2022г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…31. Конкуренция как элемент рыночного механизма……………...………….…5

1.1. Понятие конкуренции…………………………………………………...…...5

1.2. Подходы к классификации конкуренции……………………...……………8

1.3. Виды конкуренции: ценовая и неценовая, их применение на практике...10

2. Развитие ценовой и неценовой конкуренции на современном этапе………………………………………………………………………………14
2.1 Особенности ценовой и неценовой конкуренции экономических стратегий………………………………………………………………………....14
2.2 Конкурентоспособность российской промышленности: ценовые и неценовые факторы……………………………………………………...………17
2.3 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере производства и обслуживания…………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………….……26

Список использованной литературы…………………………………………...29

Введение

В данной курсовой работе рассмотрена ценовая и неценовая конкуренция экономических стратегий российского бизнеса.

В российских условиях конкуренции подходы к соперничеству между предприятиями на рынке различных сфер деятельности должны основываться на сочетании методов и форм ценовой и неценовой конкуренции. В современных условиях очень важно различать эти методы, уметь выбирать приемы, отвечающие особенностям развития конкретного бизнеса. Для понимания конкуренции нужно разбираться в причинах и источниках преимуществ конкурентов. Эффективность выбора методов и форм ценовой и неценовой конкуренции, выявление тенденций развития российского бизнеса предопределили актуальность темы моей курсовой работы.
Она главным образом заключается в том, что в современном мире ценовая конкуренция утратила значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы.

Таким образом, целью курсового исследования является изучение и обоснование применения методов ценовой и неценовой конкуренции в секторе российского бизнеса.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

- изучение теоретических основ конкуренции - понятие, теории, виды;

- выявление эффективных методов и форм ценовой и неценовой конкуренции, используемых в тенденции российского бизнеса;

- рассмотрение роли конкуренции в рыночной экономике;

- анализ особенностей конкуренции в России;

- определение особенностей ценовой и неценовой конкуренции на российском рынке.

Объектом исследования является конкуренция как элемент рыночного механизма.

Предметом курсового исследования выступает ценовая и неценовая конкуренция экономических стратегий российского бизнеса.

При написании курсовой работы использовалась различная методическая и научная литература пo изучаемым вoпрoсам.

1. Конкуренция как элемент рыночного механизма

1. Понятие конкуренции

Конкуренция – это экономический процесс взаимодействия и взаимосвязи между предприятиями на экономическом рынке, с целью сбыта своей продукции.

В конкуренции присутствует борьба за выгодные условия хозяйствования, что координирует движение всех участников через спрос, предложение и цену, а также издержки. Конкурентные отношения существуют между всеми субъектами рыночной экономики, между государством, потребителем, домашними хозяйствами, предприятиями. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят такие процессы рыночной экономики, как снижение издержек производства, снижение цен на продукцию, повышение потребительских свойств товара, наделение новыми, более совершенными качествами и достоинствами, и все это определяется моделью конкуренции, типом рынка.

Закон конкуренции более сильно действует на поведение конкурентов в сравнении с законом спроса и предложения. В экономике принято разделять конкуренцию на ценовую и неценовую (то есть на основе цены и качества). На разных рынках своя конкуренция.

Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени, соответствующей тенденциям развития ситуации на рынке и наилучшим образом использующей сильные и слабые стороны деятельности организации. Обобщение практики конкуренции позволяет выделить пять базовых стратегий, на основе которых реализуются конкурентные отношения между компаниями:



- Стратегия снижения себестоимости продукции. Стимулом стратегии является значительная экономия на масштабе производства и привлечения большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором при покупке. Стратегия основана на ориентации на массовый выпуск стандартного продукта, что обычно более эффективно и требует меньших удельных издержек, чем изготовление небольших партий разнородной продукции. В этом случае экономия переменных издержек достигается за счет высокой специализации производства. Компании, которые придерживаются стратегии снижения себестоимости, ориентируются на изготовлении недорогих, но качественных изделий массового потребления. Стремление быть лидером в области достижения малой себестоимости в отрасли требует оптимальных размеров производства и сетей реализации продукции, захвата большой доли рынка, использование ресурсосберегающих технологий, четкий контроль за издержками.

- Стратегия дифференциации продукции. Стратегия основана на изготовлении особой продукции, являющейся модификацией стандартного изделия. Продукция доводится до совершенства, изменяются ее качественные характеристики, техническое совершенствование. Основная идея дифференциации состоит в сосредоточении усилий на производстве пользующейся ограниченным спросом продукции, что позволяет уклониться от ценовой конкуренции с более мощными предприятиями, но дает возможность конкурировать с ними за специфические группы потребителя. Наиболее привлекательным способом дифференциации товара является использование приемов, менее всего похожих на приемы конкурентов, что приносит на рынок разнообразие. Имитация- губительный путь при реализации данной стратегии. Унификация так же может испортить имидж компании, который предприятие создает не один год.

- Стратегия сегментирования рынка. Если первые две стратегии конкуренции основаны на обслуживании всего рынка, то стратегия сегментирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном, часто в единственном сегменте рынка. Основная идея стратегии состоит в том, что предприятие может обслуживать свой узкий целевой рынок более эффективно, чем конкуренты, которые рассредоточивают свои ресурсы на всем рынке. Создается преимущество над конкурентами либо дифференциацией товара на основе более полного удовлетворения нужд целевого рынка, либо путем достижения меньших издержек при обслуживании выбранного сегмента. Компании основываются на рыночных тенденциях, достигая результатов в своем целевом сегменте.


- Стратегия внедрения новшеств. Мировой опыт конкуренции доказал, что большинство монополий возникло на базе открытий, изобретений, и других новшеств, позволивших создать новый, до этого неизвестный рынок с возможностями и перспективами роста. Современные лидеры в авто, -авиа, -электронной промышленности возникли из небольших фирм – пионеров. Такой сектор производства, который основывается на стратегию внедрения новшеств, не связывают себя необходимостью снижать себестоимость продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредотачивают усилия на поиске на принципиально новых, эффективных технологий, проектирование необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, метод организации производства, приемов стимулирования сбыта и т.п. Главная цель – определить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или мала. Подобная революция рынка является источником больших объемов продаж и сверхприбыли, однако, в большинстве случаев заканчивается банкротством из-за неготовности рынка принять новшества, технической или технологической недоработки нового продукта, занятости каналов распределения, отсутствие опыта тиражирования нововведения.

- Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка. Наличие платежеспособного спроса на конкретный вит товара лишь в теории автоматически создает его предложение. На практике большинство предприятий не в состоянии заниматься деятельностью, не соответствующей их профилю. Но есть организации, которые реализуют стратегию немедленного реагирования на потребности, они нацелены на максимально быстрое удовлетворение возникающих потребностей в различных отраслях бизнеса. Основной принцип поведения состоит в выборе рентабельного рыночных текущих условиях. Предприятия, нацеленные на быстрое реагирование готовы к немедленной переориентации производства, изменению его масштаба с целью получения максимальной прибыли в короткий промежуток времени, несмотря на высокие удельные издержки, так как отсутствует какая-либо специализация производства.

Большинство современных компаний, имеющих широкую номенклатуру выпускаемого товара, или разные сферы бизнеса, одновременно используют несколько стратегий конкуренции для различных групп товаров, регионов или периодов своего развития. Главным критерием выбора стратегии является адаптация своих возможностей к конкретным условиям рынка.
1.2. Подходы к классификации конкуренции


Классифицировать конкуренцию в зависимости от соотношения спроса и предложения (товаров, услуг) можно на:

- Чистую конкуренцию;

- Монополистическую конкуренцию;

- Олигополию;

- Чистую монополию.

Чистая конкуренция характеризуется множеством мелких фирм, однородностью продукции, отсутствием барьера на вход и выход из отрасли, свободным доступом к информации. Но на практике все эти условия не могут выполняться в полном объеме, и если отсутствует хотя бы один момент, то конкуренцию назвать чистой (совершенной) уже нельзя.

Монополистическая конкуренция —конкуренция, при которой множество мелких продавцов предлагают дифференцированный продукт множеству мелких покупателей.

Олигополия — тот вид рынка, на котором небольшое число крупных продавцов предлагают однородную или диверсифицированную продукцию, присутствует множество покупателей.

Формирование монопольного ранка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена. Монополия — это тот тип рынка, который характеризуется господством одной крупной компании, предлагающей продукцию без «заменителей» на данном рынке. Нужно отметить, что монополия несет некоторые негативные моменты, так как злоупотребляет своим положением в экономике.

Экономическая наука имеет дело с рыночной конкуренцией – борьбой производителей за каждого покупателя. Спрос на этом рынке ограничен платежеспособностью потребителей, а борьба ведется всеми законными способами: ценовыми и неценовыми.

Рыночная конкуренция бывает:

- внутриотраслевой:

- межотраслевой;

- межнациональной.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между производителями или продавцами, работающими в одной отрасли. Они производят или продают товары-аналоги, различающиеся по цене, модельному ряду, качеству. Причем внутриотраслевая конкуренция может быть:

- предметной;

- видовой.

Предметная конкуренция – та, при которой фирмы-соперники выпускают идентичный товар. Он может лишь незначительно отличаться по качеству.

Видовая конкуренция – тип соперничества, при котором компании производят товар одного вида: обувь, одежду, мебель, но при этом он различается по каким-либо серьезным параметрам.

Межотраслевая или функциональная конкуренция – это борьба представителей разных отраслей.

Межнациональная конкуренция – конкурентная борьба двух стран. Ее целью может быть не только завоевание как можно более обширного рынка сбыта, но и престиж на мировой арене.