Файл: Защита права собственности (Право собственности как правовая категория).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
Необходимо помнить, что правомочия пользования или пользования и владения одной и той же вещью не могут быть одновременно переданы разным лицам. Арендодатель, передав имущество в аренду, остается собственником имущества, но лишается прав пользования и владения переданным имуществом на срок действия договора аренды. Таким образом, арендодатель не вправе повторно передать права пользования и владения имуществом другому лицу по новому договору аренды (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2008 года №18АП-7293/2008) [7].
Право пользования представляет собой обеспеченную законом возможность извлекать из вещи ее полезные свойства. Форма пользования зависит от конкретных свойств вещи. Обычно вещь используется по своему прямому предназначению.
Право распоряжения представляет собой обеспеченную законом возможность определять юридическую судьбу вещи. Распоряжение осуществляется посредством совершения юридических актов, т.е. действий, направленных на достижение юридических последствий. Распоряжаясь вещью, собственник ее продает, дарит, передает в аренду и т.д. Иногда право распоряжения имуществом может принадлежать и несобственнику. К примеру, арендатор в случаях, прямо предусмотренных ГК РФ, имеет право сдать арендованное имущество в субаренду (ст. 615 ГК РФ). Но несобственник никогда не наделяется правом распоряжения вещью в полном объеме.
Согласно норме п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений обладают равными с иными участниками гражданских правоотношений правами. Главная особенность государственной и муниципальной собственности – это публичный характер, т.е. она должна обеспечивать публично-правовые задачи государственного или муниципального образования.
Только сами публично-правовые образования в отличие от иных субъектов гражданских правоотношений управомочены на принятие нормативно-правовых актов.
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому издавать нормативные акты, затрагивающие непосредственно режим права собственности, может только Российская Федерация. В то же время ее субъекты в пределах своего ведения и муниципальные образования также вправе издавать нормативные акты по вопросам, входящим в их компетенцию, например по вопросам управления государственной (муниципальной) собственностью. Эти акты могут оказывать косвенное правовое воздействие и на содержание режима права собственности.
Иным отличием является наличие особых оснований возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности. Подобными основаниями можно считать реквизицию (ст. 242 ГК РФ), конфискацию (ст. 243 ГК РФ), приватизацию (ст. 217 ГК РФ) или обращение имущества в доход государства (ст. 169, п. 2 ст. 179 ГК РФ) [14, с. 219].
У муниципального права собственности присутствуют специфические ограничители. У муниципалитета в собственности имеет право находиться только исчерпывающий перечень имущества. Основная информация по данному перечню отображена в ч. 1 ст. 50 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]. Такое имущество, предназначается для:
- решения вопросов местного значения;
- осуществления государственных полномочий, которые были переданы органам местного самоуправления;
- обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
- решения вопросов, право решения, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения [24, с. 84].
В ч. 2-4 ст. 50 Закона о местном самоуправлении исчерпывающе перечисляются виды имущества, которое предназначено для исполнения главного назначения местного самоуправления, а также решения вопросов местного значения соответственно поселений, муниципальных районов и городских округов.
В этом случае полный перечень объектов, которые имеют право находиться в муниципальной собственности, считается не только ориентиром для муниципальных образований. В соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона о местном самоуправлении в случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, которое не предназначено для реализации отдельных государственных полномочий, которые были переданы органам местного самоуправления с целью обеспечения деятельности органов местного самоуправления, а так же должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, или не относящееся к видам имущества, которые предназначены для решения вопросов местного значения, указанное имущество подлежит отчуждению или перепрофилированию. К сожалению, на законодательном уровне не определен порядок осуществления указанной процедуры. И если с порядком отчуждения ситуация понятна (в силу абз. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации), то порядок инициирования процедуры отчуждения или перепрофилирования законодателем полностью не урегулирован. Бесспорно, к анализируемым отношениям подлежат к использованию нормы ст. 238 ГК РФ (часть первая) «Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать». Тем не менее, в подобной ситуации неясно, какой именно орган может в случае с нахождением у муниципальных образований имущества, которое им не может принадлежать, подавать заявления об отчуждении подобного имущества. На наш взгляд, эту роль обязаны реализовывать органы, которые осуществляют общий надзор за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а именно органы прокуратуры.
2. Защита права собственности
2.1. Понятие защиты права собственности
Правовому регулированию главных юридических способов защиты права собственности и других прав на имущество посвящены ст.ст. 301-306 главы 20 раздела II части первой ГК РФ [20].
В науке гражданского права защитой права называют меру дозволенного поведения управомоченного лица, выраженную в возможности самостоятельно или посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного характера с целью устранения препятствий в осуществлении субъективного права либо восстановления его в прежнее положение или наказания за нарушение [19, с. 49]. Предоставленное определение в большей степени учитывает представление о праве собственности как самостоятельном субъективном праве, в связи с этим необходимо внести заметные коррективы, путем формулирования понятия защиты права собственности.
Под защитой права собственности важно понимать предоставленную в рамках права собственности вероятность автономно или с помощью использования мер государственно-принудительного воздействия обеспечить свободную реализацию правомочий собственником.
Другой подход к понятию защиты права основывает суждение о ней как особой правоприменительной деятельности или как о механизме правового регулирования [19, с. 49].
Таким образом, Т.Е. Абова предлагает понимать под защитой права не только правоприменительную деятельность уполномоченных государственных (общественных) органов, но и в случаях, которые предусмотренны законом, управомоченных лиц, направленную на восстановление права, охрану интересов, применение мер воздействия, в том числе, ответственности к правонарушителю [22]. Разделяющие последнюю точку зрения устанавливают защиту гражданских прав и законных интересов как систему правового регулирования гражданско-правовых отношений, которая предотвращает правонарушения, а в случае их совершения устанавливает ответственность за допущенное правонарушение или как частный случай механизма правового регулирования [18, с. 17]. В соответствии с этой точкой зрения защита гражданских прав и охраняемых законом интересов обеспечивается не только вследствие отстранения правонарушения, но, прежде всего, посредством положительного правового регулирования, то есть наличия правовых норм.
Так, в юридической литературе предпринята попытка выявления механизма защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, под которым понимается система правовых средств, при помощи которых обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, разрешение правовых споров и устранение препятствий в реализации субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов. В качестве основных элементов механизма защиты выделяются: юридические нормы, регулирующие поведение субъектов в конкретной ситуации; правоотношения, в рамках которых осуществляются меры защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов; акты реализации прав и обязанностей субъектов конфликтной ситуации [18, с. 17].
Полагаем, что определять защиту права собственности в качестве частного случая механизма правового регулирования не следует, поскольку механизм правового регулирования – это комплексная система юридических средств, которая включает в себя юридические нормы, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей субъектов, в том числе правоприменительную деятельность, что, безусловно, не соответствует категории «защита права собственности». Следует согласиться, что существуют самостоятельные правовые нормы, которые осуществляют, в том числе и регулятивное, воздействие на участников правоотношений собственности, защита осуществляется в рамках реализации прав и обязанностей собственников, однако самостоятельных правоотношений, по нашему мнению, при осуществлении защиты права собственности не возникает. Поэтому, полагаем, более верно признать существование механизма правового регулирования правоотношений собственности, в рамках которого реализуется ее защита.
Предложенная учеными интерпретация является, на наш взгляд, неоправданно широкой еще по одной причине. Она включает в понятие защиты все формы реализации гражданско-правовых норм – использование, исполнение, соблюдение, а также их применение, что не отвечает сущности исследуемой правовой категории. Полагаем, следует согласиться с мнением, что защита права – это особый способ правового регулирования, существенно отличающийся от использования, исполнения, соблюдения правовых норм [18, с. 18].
На основании изложенного можно сделать вывод, что необходимо считать действия по защите права собственности актами реализации субъективного права собственности, включающими в необходимых случаях деятельность правоприменительного характера. Только таким образом она выступает одним из элементов механизма правового регулирования права собственности.
2.2. Виндикационный иск как способ защиты права собственности
В современной юридической литературе принято конкретное понятие виндикационного иска. Под этим понятием признается иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику о возврате вещи в натуре [17, с. 14]. Тем не менее, дискуссию порождает правовая природа виндикационного притязания. Е.А. Крашенинников в своих трудах утверждает, что виндикационное притязание не тождественно праву собственности и исполняет роль собой самостоятельное субъективное право. Автор при рассмотрении правовой природы виндикации аргументированно доказывает, что это притязание является частью права собственности и категорически не может существовать в рамках отдельного правоотношения.
Виндикацией признается способ защиты имущественных интересов титульного владельца, а также способ получить конкретно-определенную вещь в свое фактическое владение и использование, а в случае, если этим лицом является собственник, то и получение вещи в свое распоряжение от лица, незаконного его удерживающего.
Такой вывод следует из содержания ст.ст. 301 и 305 ГК РФ, которые определяют, что собственник вправе потребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). Права, которые предусмотрены ст. 301 ГК РФ, принадлежат также лицу, который хоть и не является собственником, но владеет имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления или по другому основанию, которое предусмотрено законом или договором. Такое лицо имеет право на защиту его владения также против собственника [17, с. 14].
Следовательно, использованию виндикации как способа защиты имущественных интересов титульного владельца должно предшествовать наличие определенных правовых условий.
Наличие у истца права собственности, либо иного вещного права, либо юридического титула на обладание вещью. Закон устанавливает требования, предъявляемые к основаниям возникновения права собственности (иного юридического титула) на вещь.
В судебной практике часто возникает вопрос, должен ли суд при рассмотрении виндикационного иска проверять действительность сделки, породившую право собственности истца. Если материалы дела свидетельствуют о том, что сделка, на основании которой возникло право собственности истца, ничтожна, например, вследствие несоответствия закону или иным правовым актам, то суду предоставлено право применить последствия недействительности такой сделки по собственной инициативе.