ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология – это система деятельности педагога и обучающегося в образовательном процессе, построенная на конкретной идее и в соответствии с определенными принципами организации.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

- пассивное обучение, когда ученик является объектом учебного процесса (слушает, смотрит);

- активное обучение, когда ученик является субъектом учебного процесса (выполняет самостоятельную работу, творческое задание);

- интерактивное обучение (от.inter –взаимно, act - действовать), когда процесс обучения осуществляется в условии постоянного активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет определенную цель – создать комфортные условия для обучения, при которых каждый учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную способность. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рассуждать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся друг с другом и с учителем в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс осуществляется при постоянном, активном взаимодействии его участников. Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и одной мысли над другими.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и ситуаций.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, при использовании интерактивных технологий меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Интерактивная модель обучения в рамках урока внедряется благодаря широкому набору технологий и методов: индивидуальная работа, работа в большой или малой группе, интерактивная лекция, эвристическая беседа, проблемная беседа, урок-семинар конференция, «мозговой штурм», деловая игра.


Интерактивные технологии можно применять как на уроках усвоения нового материала, так и на уроках по применению знаний, а также вместо опроса или на уроках обобщения. При этом урок может быть полностью построен на методах интерактивного обучения или включать только элементы интерактивной технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Интерактивные технологии – собирательное название для педагогических методик, которые обеспечивают образовательный эффект, включая обучающихся в совместную деятельность по заданным педагогом правилам.

Интерактивные методики предполагают взаимодействие педагога, обучающегося и обучающихся между собой (в отличие от активных методов обучения, которые предполагают взаимодействие педагога и обучающегося).

Интерактивные технологии позволяют решать одновременно несколько педагогических задач (знание, опыт применения, эмоциональное восприятие, компетентность), но главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Они также помогают установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию и коммуникабельность.

Интерактивные технологии представляют собой систему правил взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.

Интерактивные технологии основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Образовательный процесс, опирающийся на использование интерактивных технологий, организуется с учетом включенности всех обучающихся без исключения. Основной акцент делается на групповой работе, работе в малых группах.

В ходе выполнения заданий организуется групповое взаимодействие, идет групповое обсуждение, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. При

этом каждый вносит свой вклад, чувствует свою включенность и востребованность.

Кроме индивидуальной, парной и групповой работе, в арсенале интерактивных технологий есть проектная работа, ролевые и деловые игры, работа с различными источниками информации и документами.

В общем виде можно перечислить следующие интерактивные формы:

- Работа в парах: обсуждение, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к группе или ответы на вопросы педагога.

·  Работа в малых группах: когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом

·  Ротационные (сменные) тройки: состав группы из трёх человек меняется от задания к заданию

·  Карусель или вертушка.

·  Мозговой штурм: участникам обсуждения предлагают высказать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике

 Дерево решений: обучающиеся делятся на 3 или 4 равночисленные группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

·  Ролевая (деловая) игра.

·  Дебаты: убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен

·  Броуновское движение – предполагает движение всех участников группы по кабинету с целью сбора информации по предложенной теме.

·  «Круг идей» – цепочка ответов на поставленный вопрос.

·  «Микрофон» – дает возможность каждому высказать свою мысль или позицию, но не комментировать и не оценивать ответ, не перебивать, не выкрикивать. Говорит только тот, у кого символический микрофон

·  Анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ.

·  Метод - тренинг. Форма групповой работы, где участники садятся полукругом и, обращаясь друг другу по имени, ищут решение проблемы, педагог направляет деятельность группы.

 Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки обучающихся.


·  Аквариум: несколько обучающихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Форма диалога - обсудить проблему. Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Педагог и все остальные выступают в роли зрителей.

Параметры

Пассивное обучение

Интерактивное обучение

Объем информации

За короткий промежуток времени можно изучить значительный объем материала

Незначительный объем материала требует значительных затрат времени

Глубина усвоения содержания материала

Ориентировано на уровень усвоения материала

Учащиеся овладевают разными уровнями познания (знанием, пониманием, применением, анализом, синтезом, оценкой)

Процент усвоения материала

Как правило, невысокий

Как правило, высокий

Контроль над процессом обучения

Учитель постоянно контролирует весь ход работы учащихся, глубину и объем усвоения материала

Учитель осуществляет незначительный контроль над объемом и глубиной усвоения материала, ходом учебного процесса

Источник мотивации

Внешний: учитель, родители, оценки

Внутренний: интерес самого учащегося

Роль

учителя

Учитель – источник знаний

Учитель – организатор, лидер

Роль ученика

Пассивная

Активная