Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и т.д. Сюда же необходимо включить и соблюдение поставщиком сроков поставки материальных ресурсов / готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок.
В качестве примера можно привести бальную систему оценки своевременности доставки (таблица 3).
Таблица 3
Оценка своевременности доставки
Высший рейтинг | А | Доставка осуществляется в срок без экспедирования |
Высший рейтинг | В | Поставщик выполняет требуемые сроки доставки |
Хороший рейтинг | С | Доставка осуществляется в срок без контроля |
Хороший рейтинг | D | Поставщик выполняет требуемые сроки доставки |
Удовлетворительный рейтинг | Е | Сроки доставки иногда срываются, требуется значительный контроль |
Неудовлетворительный рейтинг | F | Сроки доставки обычно срываются, договорные сроки доставки редко выполняются, необходимы действия по ускорению работ |
3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного вида материальных ресурсов / готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и так далее. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.
В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
- маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
- издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.п.);
- издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков (изготовителей);
- затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у различных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, потеря товарного вида, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика, ущерб от утраты качества товара в связи с задержкой его доставки или сокращением срока реализации, расходы по гарантийным обязательствам);
- затраты не грузопереработку, складирование и хранение товаров;
- транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;
- расходы на потребительскую упаковку, транспортную тару, маркировку и кодирование товаров;
- издержки на финансовый учет товаров;
- непредвиденные расходы, ущербы и затраты на страхование логистических рисков.
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать в реальном масштабе времени.
4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.д.
5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.
3 Алгоритм выбора поставщика материальных ресурсов
Различают несколько вариантов экспертного подхода.
Первый вариант включает следующие операции:
1. Общее описание
N показателей (критериев), характеризующих логистического посредника.
2. Ранжирование показателей.
3. Присвоение балльных (ранговых) оценок.
4. Отбор М показателей (критериев) оценки логистического по-
средника.
5. Определение весовых коэффициентов Wi для М показателей
с учетом ∑Wi = 1 или расчет по формуле , ,
где М – количество отобранных показателей из общего количества, равного N; i – ранг (балл), присвоенный i-му показателю.
6. Выбор шкалы для балльной оценки показателей конкретных логистических посредников, например, «хорошо» (1), «удовлетворительно» (2), «плохо» (3) и т.п.
7. Присвоение баллов каждому j-му логистическому посреднику, т.е. собственно процедура оценивания в виде баллов aij для i-строк (показатели) и j-столбцов (конкретные логистические посредники).
8. Расчет интегрального показателя (ранга) А для каждого j-го логистического посредника по формуле:
Поскольку имеются общие ранжированные перечни показателей (критериев) для поставщиков, экспедиторов, это позволяет констатировать, что для всех логистических посредников будут разработаны стандартизированные таблицы показателей (критериев).
4 Особенности выбора поставщика материальных ресурсов
Расчет рейтинга поставщика может включать следующие этапы.
1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены).
Для оценки поставщика по первому критерию (цена) рассчитывается средневзвешенный темп роста цен ( Ò ö ) на поставляемые им товары:
,
где Tцi – темп роста цены на i-ю разновидность товара; di – доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода; n –количество поставляемых разновидностей товаров.
Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле:
где , - цена i-й разновидности товара в текущем предшествующем периодах соответственно.
Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего
периода рассчитывается по формуле:
где - сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности
в текущем периоде, руб.; - объем товара i-й разновидности в текущем периоде, ед.
2. Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества).
Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества (Тнк):
,
где , - доля поставок ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего и предшествующего периодов соответственно.
3. Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки (Тн.п.).
Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т. е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл.).
Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле:
,
где , - среднее опоздание по каждому поставщику на одну поставку в текущем и предшествующем периоде, дн.
4. Расчет рейтинга поставщиков.
Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес.
Задание 1
В течение последнего года предприятие НГК закупало комплектующие детали у пяти различных поставщиков. По результатам работы было решено заключить долгосрочный контракт с одним из поставщиков. В ходе предварительного анализа службой логистики были отобраны два поставщика, производящие аналогичные комплектующие.
Экспертным путем был отобран вес критериев:
качество поставляемых комплектующих деталей – 0,3;
уровень цен – 0,35;
своевременность поставок – 0,35.
Выбрать поставщика, с которым необходимо заключить договор.
Таблица 4
Динамика цен на поставляемые комплектующие детали*
Номер варианта | Объект поставки, ед./квартал | Цена за единицу, руб. | ||||||||||
III квартал | IV квартал | III квартал | IV квартал | |||||||||
товар | товар | |||||||||||
А | В | А | В | А | В | А | В | |||||
8 | 3897 | 1949 | 2338 | 2338 | 19 | 10 | 21 | 12 | ||||
17538 | 11692 | 13641 | 19487 | 18 | 8 | 19 | 12 |
* В числителе – информация по поставщику № 1, в знаменателе – по поставщику № 2
Таблица 5
Динамика поставки комплектующих деталей ненадлежащего качества
Номер варианта | Квартал | Количество комплектующих ненадлежащего качества, поставленных в течение квартала, ед. | |
поставщик № 1 | поставщик № 2 | ||
8 | III | 116 | 462 |
IV | 185 | 655 |
Таблица 6
Динамика нарушений установленных сроков поставки