Файл: Гуманистическая направленность музыкального воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Круглый стол на тему: «Гуманистическая направленность музыкального воспитания».
Подготовила: Михаревич Ю. К., преподаватель Академического колледжа


Цель: Познакомить студентов с современным взглядом на музыкальную педагогику и психологию в системе образования.

Задача: Ориентировать студентов в многообразии современных взглядов на музыкальную педагогику и психологию . Выделить вопросы, приоритетные для музыкального дополнительного образования, конкретно, преподавания музыкально-теоретических дисциплин.

План сообщения:


  1. Почему дети бросают музыкальную школу?

  2. Некоторые психологические и педагогические вопросы в

работе преподавателя детской музыкальной школы.

  1. Музыкальной педагогика современности

  2. Музицирование как деятельность общения.

  3. Список использованной литературы.





Очень часто можно встретить взрослых людей, которые с неприязнью вспоминают, как в детстве посещали музыкальную школу, но потом с облегчением её бросили. Ещё чаще можно встретить детей, которые занимаются музыкой «из-под палки». Отчего происходит так, что занятие для души становиться «каторгой»?

Тому, конечно, есть множество причин. Некоторые из них субъективного характера, например не нравиться инструмент,  не подходящий педагог и другие факторы которые не сложно скорректировать. Однако есть и другие причины, которые кроются в самой сущности музыкальной педагогики. Они проявляются в разной степени у каждого педагога и не одинаково влияют на каждого отдельного ученика, поэтому создаётся впечатление благополучия в этой сфере.

Как наука музыкальная педагогика появилась очень давно, когда живое исполнение было единственным способом послушать музыку. Овладеть игрой на инструменте стремились все, а не имеющие музыкального образования считались необразованными. Эталоном музыканта были гении, и к их совершенству стремился довести педагог своего ученика любой ценой.

Множество теоретических трудов, посвящено тому, как воспитать из ребёнка гениального музыканта. В них предостерегают педагогов обо всех возможных ошибках в посадке за инструментом, в постановке рук и тому подобное. Эти методики активно используются при обучении и сейчас.


Но не все понимают, что этот методический материал был написан век назад, а некоторый и того больше. Современным детям не к чему в мастерстве равняться на Моцарта, они могут послушать его музыку в записи, а не только в своём исполнении. А педагоги работают «по старинке» требуя идеальной техники, звука и множество других вещей, свойственных профессиональному исполнителю. Ребёнок же идёт заниматься музыкой «для себя» — чтобы расширить кругозор, научиться азам игры на инструменте, порадовать себя и родителей, пусть небольшими, но яркими концертными выступлениями под свои аранжировки. А ему в свою очередь предъявляют академические требования, а невыполнения их называют отставанием, ленью, бездарностью.

В результате такой политики ученик делает то, что ему не интересно, поэтому затрачивает много сил, но всё равно не соответствует идеалам педагога. Тот в свою очередь не поощряет его должным образом и у ребёнка пропадает всякая личная мотивация для получения знаний. И как результат для всех становится большим облегчением, когда учащийся бросает своё обучение.

Музыкальные школы накопили богатый опыт по воспитанию и обучению детей. Немалую роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех учителей, требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, более широко применять формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

Проблема развития творческого потенциала ученика, воспитание человека-творца стоит очень остро в нашем обществе. Главной задачей музыкальной педагогики является не только формирование музыканта-художника, но и формирование развивающейся личности в развивающемся мире.

Гуманисты всех эпох издавна оценивали роль творчества в формировании личности чрезвычайно высоко. «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», – утверждал Асафьев.

Многие ученые и педагоги-музыканты признают важность музыкального творчества детей, и этот процесс должен быть интересным и увлекательным.

Музыкальная школа должна выявить и развить творческие задатки детей, привить им комплекс важнейших практических навыков: игра по слуху, игра в ансамбле, умение аккомпанировать, чтение с листа. Но развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью. Это средство и одновременно результат образования.



Задачи, поставленные перед современной педагогикой, требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе. Решать их на настоящем этапе возможно лишь объединенными усилиями педагогической практики и науки, изучением, обобщением и научным осмыслением богатого опыта, накопленного педагогами-музыкантами.

Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нем определены человеческие эмоции. Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила традиции русской исполнительской культуры. Однако время вносит в них свои коррективы. Методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требования современности. Созданные в последнем десятилетии новые формы обучения, программы, комплексные планы обучения и воспитания – свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования. Педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связано с творческой инициативой. Педагогу,  работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и творческой изобретательностью. Творческая деятельность зависит от педагогической направленности  его личности, от его профессиональных знаний. Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить. «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика», – говорил А. Штабель, австрийский пианист и педагог. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Задачи педагога – не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития музыканта.

Понятие «педагогика» включает в себя воспитание, образование, обучение, развитие. Учебный процесс в детской музыкальной школе должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у учащегося любви к музыке и расширению его общемузыкального кругозора. В. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая нетерпимость и непримиримость ко всему пошлому, уродливому». При этом нужно помнить педагогический вывод из истории методики музыкального воспитания: ребенок вовсе не любит только то, что ему дается совершенно легко, без всякого труда. Он испытывает как раз большую эстетически обогащающую радость в результате преодоления каких-либо трудностей. Неразрывная связь всех педагогических понятий является основной функцией музыкальной школы. Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека. Истина, добро, красота. Они ведут учащихся по пути познания мира, по пути совершенствования. Как в жизни, так и на занятиях музыкой, искусством духовному началу подчинены знания, умения и навыки, которыми овладевают учащиеся. Именно учитель-педагог-воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь детей. «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыка – одна из самых активных форм приобщения к музыки, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащегося, его чувства и мысли», – говорил Д. Кабалевский. Современная музыкальная педагогика не замыкается в одной системе «рецептов», олицетворяющих принцип « учу, как меня учили». Методика прежде всего стремится раскрыть общие
закономерности воспитания музыканта-исполнителя, грамотного любителя музыки. Ее основной задачей является пробуждение творческой мысли, анализ педагогического процесса во всей его сложности и противоречивости, формирования системы методических взглядов, основанных на переосмыслении выводов практики.

Методика музыкального воспитании и обучения опирается на педагогику в определении методов, разработка которых связана со следующими проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкального воспитания, развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков; возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащегося. Современная методика предусматривает связь учебного материала музыкальной школы с близкими учебными предметами общеобразовательной школы: литературой, историей, изобразительным искусством, что важно и необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания учащихся, формирование их духовной культуры. Преподавателям предоставляются широчайшие возможности применять свои знания, опыт  и педагогическое умение для всестороннего развитие учащегося. Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Важно в процессе обучения воспитать у ученика дисциплину труда и организованности, необходимые волевые качества. Воля – способность бороться, преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, которая и становится стимулом действия, а поэтому цель должна быть осознанна и ясна.

Отдаленная цель – научить играть – не может быть стимулом для ребенка, ее необходимо приблизить, сделать понятной ребенку и заманчивой, а удача и успех вызывают прилив энергии и работоспособности ученика.

Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами необходимо проходить и легкие пьески, которыми ученик легко овладевает, что укрепляет уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников с самого начала целеустремленность, привычку добиваться намеченной цели и приучает преодалевать трудности. В решении своих проблем музыкальная педагогика опирается на психологию. Изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерности психики ребенка. Музыкальной воспитание – уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Педагогу важно в совершенстве овладеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности:


  1. наблюдение,

  2. беседа,

  3. эксперимент.

Известно, что одно и то же явление на различных людей оказывает разное воздействие, и если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной системы, то ему гораздо легче строить учебно-воспитательный процесс, развивать творческие способности детей. Деятельности преподавателя никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо, даже самых замысловатых методических указаний, а постоянно быть творческим процессом. Учащиеся от поколения к поколению меняются, и каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы соответствующих методов и форм преподавания. Так и сам педагог и его работа изменяются на протяжении жизни. Берясь учить, вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог прежде всего лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и доброжелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради смысла творчества.

Важно наладить психологический контакт с учащимся, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования и тому подобное. У ученика должно быть полное доверие к учителю, что является немаловажным фактором во взаимоотношениях между учащимся и педагогом. В педагогическом процессе преподаватель выступает посредником между учениками и учебным материалом, составляющим содержание предмета. Его задача так организовать обучение, чтобы учащийся усваивал содержание, успешно и гармонично развивался.

Учебно-воспитательный процесс становится хорошо управляемым, когда преподаватель ясно представляет цель обучения, содержание предмета и методические средства для реализации педагогических задач. Одна из важных и трудных особенностей художественной, в частности, музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика. Педагог должен научить ребенка не только играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею, сочетать в своей работе воспитание и обучение.

Педагог-музыкант,  как и педагог любой другой специальности, работает для будущего. Энергия, затрачиваемая педагогом, дает плоды лишь спустя некоторое время. Естественно, что содержание и методы музыкально-педагогической работы должны во многом определяться пониманием того, к чему готовить ученика: предвидением, хотя бы в общих чертах, характера его будущей деятельности, а так же целей и задач, которые будут стоять перед учеником к моменту окончания детской музыкальной школы.