Файл: Налоговые правоотношения (Понятие, признаки и структура налоговых правоотношений).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
Так, М.В. Карасева таможенных определяет налоговые налоговых правоотношения как имеющий общественные отношения, экономические возникающие на основе налогу реализации норм другие налогового права. А.В. Брызгалин своих полагает, что налоговые налоговые правоотношения сначала можно определить налоговые как урегулированные собой нормами налогового последующим права общественные наличие отношения, возникающие повышением по поводу установления, реальности введения и взимания составом налогов [6, c.336].
И.И. Кучеров процессе определяет налоговые может правоотношения как такого разновидность финансово-правовых носят отношений, урегулированных налоговых нормами налогового этом права, а также кроме выделяет основные налоговые налоговые правоотношения принуждения и производные от них. К этих основным налоговым норм правоотношениям он относит лицом отношения по установлению приобретают и взиманию налогов характеристике и сборов. К производным исполнении налоговым правоотношениям принудительное относит: отношения могут по введению налогов налогового и сборов; отношения, принуждения возникающие в процессе поскольку осуществления налогового свое контроля; отношения, налоговые возникающие в процессе разрешения обжалования актов настоящее налоговых органов, доходной действий (бездействия) их силу должностных лиц; лицу отношения, возникающие первый в процессе привлечения общими к ответственности за совершение можно налоговых правонарушений [20, c.115].
Таким единицах образом, при образование этом подходе целей налоговые правоотношения производства определяются как использовать разновидность общественных использование отношений, специфика которой которых обусловлена правовые нормами законодательства сборщики о налогах и сборах.
В налогового соответствии со второй совершение точкой зрения доходной под налоговыми определить правоотношениями понимаются установленном определенные экономические формальная и организационные отношения, важно объективные свойства обладающими которых определяют получению необходимость их включения процессе в сферу налогово-правового помощью регулирования и охраны.
Так, права Д.В. Винницкий правовые рассматривает налоговые общими правоотношения как основе общественные отношения подводя по распределению бремени обязательное публичных расходов налоговом среди членов выполняет общества, основанные место на принципах равенства, имеющие всеобщности, экономической специальной обоснованности (соразмерности), процесс имеющие организационно-имущественный органов характер, способные требуют существовать только нормы в правовой форме, налогу складывающиеся между отношений субъектами, обладающими рамках властными полномочиями (публичными смотря субъектами) и не обладающими случаях таковыми (частными какие субъектами)[8].
Законодатель в процессе налоговые правотворческой работы налогах более точно налогового очерчивает границы правоотношений налогово-правового регулирования. Поэтому публичных закрепленный в ст. 2 НК выполняет РФ перечень отношений, налоговые регулируемых законодательством целях о налогах и сборах, являются является производным только от сущностных свойств требовали налоговых правоотношений. Этот инициативе перечень предназначен законом для реализации прав в правоприменительной практике юридическая и не претендует на теоретическую правоотношение законченность. Вместе этот с тем некоторые основе исследователи, на наш которых взгляд, необоснованно звено относят к налоговым введению лишь отношения нормах по взиманию (уплате) налогов. Так, требовали в специальной литературе важное предпринимались попытки видов рассмотреть налоговое управомоченных правоотношение узко, юридическая как налоговое налоговые обязательство. При сборщики характеристике налоговых охранительная правоотношений Г.В. Петрова постановке определяет их как самым обязанность налогоплательщика даже уплатить определенный волевой налог (сбор) при правоотношений наличии обстоятельств, орган установленных актом выполнить налогового законодательства. Важно механизме обратить внимание, носит что налоговые погасить отношения сами должностных по себе в обществе правовой не складываются, они процессе не возникают в качестве переводит фактических. Напротив, процессе отчисление части возникающие своего дохода наличие в пользу государства стоимость противоестественно природе него предпринимательской деятельности претендует и не свойственно человеческой него природе. Однако человека без этих неясность отчислений государство такого не сможет функционировать. Поэтому смежных изъятие части обязанность дохода с частной отношений собственности возможно финансовой только через человека правовые предписания, решения обеспеченные государственным качестве принуждением. С этих степени позиций правовое отношения регулирование налогообложения налогового является социально экономические необходимым. Налоговые повышением правоотношения возникают установленные только как юридического правовые и в другом носящие качестве существовать интересам не могут. Налоговые настоящее правоотношения наряду налоговые с уголовными, процессуальными, налоговые административными представляют направлены собой классический институту пример общественных налоговые отношений, вызванных особенности к жизни нормой подобных права. Вместе налогах с тем норма лицу налогового права подразделения сама по себе важное не может вызвать степени к жизни налоговое идеальном правоотношение. Наряду складываются с ней предпосылками обязательно возникновения налоговых складывающиеся правоотношений являются активный юридические факты поводу и налоговая правосубъектность.
Статья 2 НК обществе РФ устанавливает следующие правоотношения группы налоговых перечень правоотношений:
1) отношения введению по установлению, введению правоотношении и взиманию налогов охранительных и сборов в Российской образование Федерации;
2) отношения, важное возникающие в процессе принуждения осуществления налогового льготное контроля;
3) отношения, кучеров возникающие в процессе местного обжалования актов общие налоговых органов, отношений действий (бездействия) их имущественные должностных лиц;
4) отношения, специальной возникающие в процессе соответствии привлечения к ответственности носят за совершение налогового участвующих правонарушения.
К налоговым соответствии правоотношениям не относятся субъекты отношения по установлению, налогового введению и взиманию карасева таможенных платежей, людей отношения, возникающие каждый в процессе осуществления культуры контроля за уплатой проявляется таможенных платежей, активов обжалования актов правоотношений таможенных органов, иные действий (бездействия) их налоговом должностных лиц становится и привлечения к ответственности которых виновных лиц.
Вместе материальные с тем, как являются справедливо отмечает деятельности Д.В. Винницкий, приостановить в рамках данных поводу групп отношений экономические необходимо определить экономикой границы налогового какие правового регулирования. По определенной сути это имеющие означает, что место в рамках перечисленных называются в ст. 2 НК РФ отношений являются отдельные виды пример отношений не регулируются правоотношения нормами налогового иные права, а входят налогах в предмет других являются подотраслей финансового которых права и даже связанных других юридических других образований. Так, использовать например, в рамках государство группы отношений характеру по взиманию налогов платежей и сборов отношения, согласно обеспечивающие принудительное общие взимание налогов, получению сборов и пени носящие с физического лица степень и организации, осуществляемые возникающие в судебном порядке, составляющих регламентируются гражданским нормах процессуальным или кучеров арбитражным процессуальным которых правом. Кроме санкции того, если финансовые исполнение решения лицу о принудительном взыскании подобных сумм налога, налогу сбора и (или) пени прав требует обращения финансовые взыскания на имущество прямое налогоплательщика-организации или целях налогового агента - организации, являются то возникают процедурные носящие отношения, регулируемые налоговых Федеральным законом отсутствие от 10 октября 2007г. N 229-ФЗ "Об правовой исполнительном производстве".
В таможенных силу того, устанавливает что налоговые степень правоотношения как являются явление общественной уплатить жизни подчинены отчисление всеобщим закономерностям налоговые существования и развития обязанности явлений, то в них такого отражаются всеобщие, упорядоченный особенные и индивидуальные являются признаки правоотношений. Налоговым налоговых правоотношениям свойственны норм следующие общеправовые восстановления признаки.
- Формальная определенность. Налоговые институту правоотношения регулируют даже четко определенные налоговом связи, возникающие которых между определенными возникают субъектами. Они стоимость возникают, прекращаются культуры или изменяются вида только на основе только правовых норм, связанных которые непосредственно возникают моделируют налоговые определенный правоотношения и реализуются процесс через них.
- Связь отношения участников налоговых налоговые правоотношений юридическими иметь правами и обязанностями. В место рамках налогового отражают правоотношения праву целях одной стороны нормы соответствует обязанность этот другой, и наоборот. Участники смежных налоговых правоотношений участия выступают по отношению таможенных друг к другу либо как управомоченные субъектов и правообязанные лица, обществе интересы одного учетом могут быть общественные реализованы лишь прежде через деяния лицу другого. Например, получению п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет самым налогоплательщику право налогах получать от налоговых доходам органов бесплатную реализации информацию о действующих каждый налогах и сборах, управомоченных о налоговом законодательстве каждый и принятых в соответствии налоговой с ним нормативных возникающие правовых актах, процессе порядке исчисления основе и уплаты налогов правоотношений и сборов, правах соответствии и обязанностях налогоплательщиков, образование полномочиях налоговых государством органов и их должностных доходам лиц, а также реализовано получать формы недостаточная налоговой отчетности отсутствие и разъяснения о порядке определенной их заполнения. Названному признаки праву корреспондирует образование установленная абз. 4 п. 2 ст. 32 НК сборщики РФ обязанность налоговых права органов бесплатно требуют предоставлять такую таким информацию и документы него налогоплательщику.
3. Волевой характер сборов налоговых правоотношений. Он только проявляется в двух виде аспектах. Во-первых: местных налоговые правоотношения сбора возникают только имущественные на основе нормы которые налогового права, относительно которая устанавливается принуждения по воле государства; являющихся во-вторых, налоговое прав правоотношение возникает принуждения и реализуется не автоматически, подводя а только при целей наличии к тому образование воли хотя общие бы одной из его основе сторон. Например, норма на основании абз. (п. 1 ст. 21 НК частными налогоплательщик имеет погасить право использовать управомоченные налоги вые санкции льготы при правоотношения наличии «оснований после и в порядке, установленном государством законодательством. Вместе справедливо с тем п. 2 ст. 56 НК установлена предоставляет налогоплательщику требуют в отдельных случаях орган право отказаться исполнить от пользования льгот если или приостановить характерными их использование. Таким конкретизация образом, при правоотношений существовании норм юридическая права, разрешающих налоговых льготное налогообложение, винницкий правоотношение по использованию постановке налоговых отношений особенности может возникнуть согласно быть реализовано устанавливает только при различным наличии воли возникающие налогоплательщика и совершении активный им активных действий способны по исключении имущества собой из налогооблагаемой базы, производны ведении отдельного которых учета операций налогового по производству и реализации принимает подакцизных товаров относительно и т.д.).
Наличие налоговой исполнении нормы еще выполняет не означает, что пример на ее основе обязательно специальной возникнет налоговое можно правоотношение. Без составом заинтересованности в ее реализации всеобщим и без осуществления налогового действий со стороны качестве хотя бы одного процессе из субъектов налоговое предоставляет правоотношение не возникнет, справедливо тем более, действий не будет развиваться. Только фонд в процессе взаимодействия возникают участники налоговых властного правоотношений смогут случае реализовать предоставленные налоговых им права и выполнить местного возложенные на них винницкий обязанности.
Качество юридического качестве взаимодействия сторон, налоговым а также полнота налоговых достигнутого ими целях в результате такого спецификой взаимодействия результата практически взывают прямое активный влияние на эффективность реальности налогового правоотношения.
4. Индивидуализация настоящее субъектов. Налоговые правоотношения правоотношений отличаются определенностью налоговом прав и обязанностей приобретают субъектов, координацией только их взаимного поведения. Поскольку налоговых налоговые отношения финансового имеют властный возникающие характер, одной специальной стороной всегда налоговые будет выступать реализовано государство — самостоятельно налогах или в лице предоставлению компетентного органа. При необходимым постановке на налоговый способны учет каждый налоговой налогоплательщик получает восстановления индивидуальный номер, бездействия прикрепляется к определенной правоотношения налоговой инспекции. В должностных результате налоговые единицах правоотношения являются единицах не абстрактной связью, всеобщим а упорядоченным правовыми являются нормами взаимодействием либо известных лиц. Степень налоговые конкретизации налоговых соответствии правоотношений может абсолютные быть различной.
Минимально правовые конкретизированы налоговые правоотношения, реализации возникающие непосредственно последующим из законодательства. Например, иметь согласно ст. 57 Конституции если РФ каждый обязан претендует платить законно данную установленные налоги обязательное и сборы, согласно местных ст. 31 НК налоговые общественных органы вправе рамках контролировать соответствие правоотношений крупных расходов материальные физических лиц после их доходам. В подобных сбора случаях адресаты соответствии юридической нормы второй индивидуально не определены, процессе они имеют всеобщим общие и одинаковые фонд права и несут этом равные обязанности налоговые не зависимо от каких-либо наделены условий. Конкретизация принимает подобных налоговых сроки правоотношений будет подразделяются осуществляться по мере орган появления объектов, налоговые подлежащих налогообложению реализации или декларированию, материальные субъектов, осуществивших процессе расходы не соответствующие процессе их доходам и т.д.