Файл: Развитие выносливости у детей среднего школьного возраста на учебнотренировочных занятиях по баскетболу содержит 47 страниц текстового документа, использованных источника, 1 приложение..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

2

3 РЕФЕРАТ Выпускная квалификационная работа по теме Развитие выносливости у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу содержит 47 страниц текстового документа, использованных источника, 1 приложение. БАСКЕТБОЛ, ВЫНОСЛИВОСТЬ, СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ Актуальность исследования объясняется тем, что выносливость является основой спортивного совершенствования в баскетболе Цель выпускного исследования – теоретически и экспериментально обосновать методику развития выносливости детей среднего школьного возраста в процессе тренировки. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по баскетболу. Предмет исследования – методика развития выносливости детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу. Задачи исследования описать особенности физического развития детей среднего школьного возраста на основе научно-методических источников дать характеристику выносливости как физической способности детей среднего школьного возраста описать специфику развития выносливости у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу провести опытно-экспериментальную работу и апробировать методику развития выносливости детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу. Результаты исследования показали, что применение непрерывных и интегральных методов тренировки способствую эффективному развитию выносливости у детей среднего школьного возраста.

4 СОДЕРЖАНИЕ Введение ....................................................................................................................... 4 1 Теоретические основы развития выносливости детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу ................................. 7 1.1. Особенности физического развития детей среднего школьного возраста 1.2. Характеристика выносливости как физической способности детей среднего школьного возраста .................................................................................... 9 1.3. Специфика развития выносливости у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу
16 2 Опытно-экспериментальная работа ..................................................................... 22 2.1 Методика воспитания и развития выносливости ............................................ 22 Методы и организация исследования .............................................................. 33 2.3 Результаты исследования. 35 Заключение ................................................................................................................ 46 Список использованной литературы. 50 Приложение ............................................................................................................... 52


5 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, оттого, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания. Выносливость – это возможность организма противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки, в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр. Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменами здесь не может быть исключений. К тому же выносливость необходима спортсменам не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления. Высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена. Вот почему так важен

6 процесс развития данного физического качества. Главная задача при развитии выносливости у детей среднего школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности. Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно- двигательной выносливости. Решить их – значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют важную роль в определенных видах спорта. Современный баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Играть в баскетбол – это значит быть развитым физически, уметь обдумывать игровую ситуацию и принимать решения, быть психологически устойчивыми сильным человеком. При занятиях баскетболом все физические качества, а именно сила, выносливость, гибкость, ловкость и быстрота, развиваются в той степени, в какой это требуется для освоения техникой игры и успешных выступлений в соревнованиях данного вида спорта. Цель выпускного исследования – теоретически и экспериментально обосновать методику развития выносливости детей среднего школьного возраста в процессе тренировки. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по баскетболу. Предмет исследования – методика развития выносливости детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу. Гипотеза. Предполагается, что выносливость детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу будет эффективной, если будет применена методика с использованием упражнений на развитие различных видов выносливости.


7 Цель выпускного исследования и гипотеза предопределили решение следующих задач
1. описать особенности физического развития детей среднего школьного возраста
2. на основе научно-методических источников дать характеристику выносливости как физической способности детей среднего школьного возраста
3. описать специфику развития выносливости у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу
4. разработать методику развития физической выносливости детей среднего школьного возраста в процессе тренировки
5. провести опытно-экспериментальную работу и апробировать методику развития выносливости детей среднего школьного возраста на учебно- тренировочных занятиях по баскетболу. Методологической базой исследования явились работы
Ю.В. Верхошанского,
Е.Я. Гомельского, АН. Дулина, ФА. Иорданской,
Л.В. Костикова. В представленном выпускном исследовании применялись следующие методы анализ, обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование, эксперимент. Структура работы исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы составляет 50 страниц.

8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ
1.1 Особенности физического развития детей среднего школьного возраста Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма. В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела – до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13-14 лету мальчиков увеличивается быстрее, чему девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости [10,11]. Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца. Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной. Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чему мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах,


9 лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений. Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям [12]. Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах. Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных. При организации тренировок в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой. Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа. Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте
• содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию

10
• способствовать развитию двигательных качеств быстроты, скоростно- силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах
• закреплять навык правильной осанки при передвижениях ив статических позах
• формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке
• обучать основам техники выполнения отдельных упражнений баскетбола,
• ознакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС вовремя занятий физическими упражнениями Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте - основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игра также новые технологии двигательной активности аэробика, фитнесс и др.
1.2. Характеристика выносливости как физической способности детей среднего школьного возраста Выносливость – это способность организма противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [13]. Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечнососудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов. Выносливость – это важнейшее физическое качество, проявляющееся в спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность


11 человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки еѐ интенсивности или как способность организма противостоять утомлению [16]. Приведенное определение дает общее представление о выносливости, ноне исчерпывает разнообразия видов ее проявления в практической деятельности человека. Современный баскетбол это динамический вид спорта, который отличается высокой интенсивностью, быстрым чередованием разных движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности [17, с.
36]. Баскетбол основывается на достаточно высоком уровне физической подготовленности спортсменов, в основе которого находится способность проявления игрового атлетизма в процессе игровой деятельности. Н.Н.Ляликова пишет, что современные требования к уровню развития физических качеств заключаются в обеспечении способности спортсменов выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на очень высокой скорости, ив условиях силового прессинга, поддерживая высокую интенсивность игры до последних секунд матча [17, с. 51]. Исследователь В.М. Колос отмечает, что соревновательный вид баскетбола отличается большими физическими напряжениями, постоянным противостоянием с соперником, непрерывным поиском наиболее эффективных взаимодействий и приемов для их осуществления в условиях сбивающих факторов и дефицита времени. А также непрерывностью и внезапностью изменений игровых ситуаций и прямой зависимостью командного успеха от самостоятельности и оптимальности действий отдельных игроков [11, с. 116]. Исследователь Ю.М. Портнов отмечает, что специфической работой спортсмена баскетболиста является выполнение игровых приемов, эффективность которых определяется уровнем развития скоростной исиловой выносливости, те. функциональной подготовленностью. Баскетболист должен быть в состоянии переносить значительный объем повторно-переменных нагрузок и действий, связанных с быстротой [22, с

12 Физическая нагрузка в баскетболе отличается работой переменной интенсивности, причем основное в этой работе – чередование максимальных ускорений и прыжков с резкими остановками, кратковременными действиями в среднем темпе и незначительными перерывами в игре. Проявление максимальной быстроты и прыгучести необходимо в течение всей игры, независимо оттого, действуют игроки в нападении или в защите [26, с. 89]. По мере совершенствования спортивного мастерства наибольшее влияние на эффективность игровой деятельности оказывает как общая выносливость, таки специальная силовая выносливость. Одним из основных критериев выносливости является время, в течение, которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямыми косвенным способами. Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы сданной интенсивностью (до начала снижения скорости. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку нужно сначала определить максимальные скоростные возможности испытуемых (побегу на 20 или 30 мс ходу, затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. Чаще всего используют косвенный способ. Косвенный способ – это когда выносливость определяется повремени преодоления какой-нибудь достаточно длинной дистанции (например, м. Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателя выносливости абсолютные и относительные. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качества при относительных учитываются. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости
[18].