Файл: Факторы, влияющие на формирование психологического климата в команде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВО

«Тульский государственный университет»

Кафедра психиатрии и наркологии

Контрольная работа

по дисциплине

«Психология лидерства и командной работы»

на тему:

«Факторы, влияющие на формирование психологического климата в команде»

Выполнил: студент гр.760421 Григорьев А.А.

Проверил: доц.каф.ПиН, к.пс.н., Арбузова Е.С.


Тула 2022

Содержание

Введение

1. Формирование социально-психологического климата……………………4

2. Способы улучшения социально-психологического климата в команде…7

3. Главные факторы, влияющие на социально-психологический климат….9

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………….14

Введение

Психологический климат – настроение коллектива, моральная и психологическая атмосфера, пропитывающая взаимоотношения его участников. Не обязательно речь идет о трудовом коллективе, хотя чаще это так. Психологический климат существует и в группе по интересам, и в семье, и на учебе, и в любой коллективной деятельности. От атмосферы, царящей в группе, зависит успех этой деятельности и здоровье каждого из ее участников. Создание благоприятного психологического климата входит в мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, конфликтов, неврозов.

1. Формирование социально-психологического климата

К категории социально-психологического климата близко понятие коллективной сплоченности, под которой понимается эмоциональная приемлемость и удовлетворенность теми отношениями, которые складываются в коллективе, между его членами. Важными компонентами социально-психологического климата выступают факторы его формирования. К наиболее важным следует отнести: личность руководителя, стилевые приемы руководства коллективом, используемые методы коллективного руководства и отношение к руководителю, как авторитетному лидеру коллектива. Результаты влияния данных факторов проявляются во внутриколлективных отношениях членов коллектива.

Социально-психологический климат характеризуется следующими базовыми компонентами:

‒ ценностными ориентациями;


‒ установками и нормами поведения коллектива.

На социально-психологический климат влияют факторы макро и микросреды. Факторами макросреды является тот непосредственный социальный фон, который выступает в качестве основы развития отношений людей. Такие факторы включают в себя:

‒ общественно-политическую ситуацию в стране;

‒ экономическую ситуацию в обществе;

‒ организацию жизни людей в государстве;

‒ уровень качества жизни людей в стране;

‒ факторы социально-демографического роста населения страны;

‒ факторы регионального характера;

‒ факторы затрагивающие этнические вопросы.

К факторам микросреды следует отнести элементы материального и духовного окружения личности в коллективе. Среди них выделяются:

‒ объективные, которые содержат технические, санитарно-гигиенические и организационные элементы;

‒ субъективные, которые включают особенности связей, возникающих между членами коллектива на официальном и организационном уровне, а также товарищеские контакты, стиль руководства коллективом, элементы взаимопомощи и сотрудничества.

Любой человек относится к благоприятному климату в коллективе с состоянием глубокого удовлетворения, к тем отношениям, которые складываются у него с коллегами по работе, с самой работой, ее результатами, а также с руководителями этого коллектива.

Настроение человека обусловлено благоприятным социально-психологическим климатом в коллективе, кроме того он положительно влияет на творческий потенциал человека, его желание работать в этом коллективе, отдавать все свои физические силы на благо окружающих его людей.

Что касается неблагоприятного социально-психологического климата, то он индивидуально переживается каждым человеком через проявления неудовлетворенности к:

‒ складывающимся взаимоотношениям в коллективе;

‒ руководителю коллектива;

‒ условиям и содержанию труда.

Все это непосредственно влияет на настроение человека, его работоспособность и активность, а также здоровье. Благоприятный социально психологический климат характеризуется следующими показателями:

1. В коллективе преобладает приподнятое настроение во взаимоотношениях работников, присутствует оптимистическое настроение. Отношения строятся на принципах сотрудничества, доброжелательности и взаимопомощи. 2. В коллективе преобладают нормы уважительного и справедливого отношения ко всем его членам, считается нормой поддерживать слабых, выступать в их защиту, помогать новичкам.



3. В коллективе высоко ценятся такие черты личности, как: честность, порядочность, трудолюбие и бескорыстие.

4. Члены коллектива являются активными, полными энергии, откликающимися на полезные дела, имеют высокие показатели в своей профессиональной деятельности.

5. Все удачи или недостатки вызывают у всех членов коллектива одинаковые чувства сопричастности и сопереживания.

6. Все внутри коллективные микрогруппы связаны между собой взаимными чувствами: расположения, взаимопонимания и сотрудничества. Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуется следующими показателями:

1. В коллективе преобладает:

‒ пониженный эмоциональный тонус и пессимистические настроения;

‒ атмосфера конфликтности, соперничества, агрессивности, антипатии друг к другу;

‒ негативное отношение к дружественным контактам друг с другом;

‒ критика в отношении друг друга переходит рамки дозволенного, носит характер завуалированных выпадов, прямых и скрытых оскорблений;

‒ полное игнорирование и отрицание чужого мнения.

2. Коллектив практически полностью лишен таких норм, как справедливость и равенство между его членами, преобладает деление коллектива на «избранных» и «изгоев» с пренебрежительным отношением к последним, культивируется негативное отношение к новичкам, отношение к ним как к чужим, с элементами враждебности.

3. Отношение к таким чертам характера личности, как: честность, порядочность, добросовестность, бескорыстие, трудолюбие в коллективе резко негативное и осуждаемое.

4. В коллективе преобладает: инертность, пассивность, обособление. Коллектив мобилизовать на решение общих задач невозможно.

5. Успехи или неудачи кого-либо из членов коллектива воспринимаются безразлично другими его членами, вызывая при этом зависть или злорадство. 6. В коллективе складываются микрогруппы, конфликтующие друг с другом и отказывающиеся от совместного участия в решении внутригрупповых задач.

7. Коллектив оказывается не способным объединиться для решения сложных, экстремальных задач. В нем присутствует растерянность, взаимные обвинения, не понимание друг друга. Такой коллектив является закрытым, люди в нем не стремятся сотрудничать с другими коллективами.

Сущность социально-психологического климата внутриколлективных отношений заключается в той эмоциональной окраске психологических связей, которые возникают между членами коллектива на уровне симпатий, совпадения склонностей, интересов и характеров.


2. Способы улучшения социально-психологического климата в команде

Важнейшей проблемой руководства коллективом является учет непосредственной взаимосвязи эффективности организации коллектива с тем социально-психологическим климатом, который в нем сложился. В соответствии с этим важно знать как составляющие социально-психологического климата коллектива, так и основные условия и показатели их реализации.

Следует отметить, что благоприятный социально-психологический климат формируется в коллективе в результате проведения целенаправленной воспитательной работы и осуществления комплекса психолого-педагогических мероприятий. Общая картина благоприятного взаимодействия в коллективе дополняется разнообразными личными взаимоотношениями, возникающими между людьми в процессе различных видов совместной деятельности. Именно удовлетворенность взаимоотношениями, причем как по горизонтали (с товарищами по работе), так и по вертикали (с руководителями) рассматривается в качестве одного из важнейших показателей, влияющего на благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе и на эффективность труда его членов.

Важно отметить, что удовлетворенность горизонтальными взаимоотношениями тесно связана с частотой обсуждения в трудовом коллективе вопросов, связанных с непосредственной работой, а также с той частотой личных контактов, членов этого коллектива, которые происходят в свободное время. Даже в процессе официальной обстановки у людей формируется круг личных отношений, которые влияют на социально-психологическую атмосферу внутри трудового коллектива, на стиль деятельности его членов, складывающиеся внутриколлективные взаимоотношения.

Выстраивая сложную систему взаимодействий и взаимоотношений, люди в коллективе соотносят себя с определенными позициями, которые основываются на их неофициальном личном авторитете, в этой группе людей, формированию и развитию которых способствует общение.

Общение представляет собой сложный процесс, он связан с установлением контактов, развитием взаимоотношений и совершенствованием взаимодействий между членами коллектива. Основными функциями общения здесь выступают такие, как:

‒ организовывание комфортных условий для людей, в процессе их совместной деятельности;


‒ разработка, на основе согласованных позиций людей, коллективной стратегии взаимных действий;

‒ взаимопознание членами коллектива друг друга, в процессе совместной деятельности;

‒ выработка взаимоприемлемых взаимоотношений между членами коллектива.

Положительно влияет, на складывание благоприятного социально-психологического климата коллектива, наличие, у его членов, таких свойств личности, как:

‒ коммуникабельность;

‒ ответственность;

‒ дисциплинированность;

‒ культура поведения;

‒ тактичность;

‒ порядочность.

В целом, самочувствию людей, которое определяет и совокупный социально-психологический климат коллектива, во многом сопутствуют особенности протекания у членов коллектива психических процессов (познавательных, волевых и эмоциональных), а также проявления у них черт характера и особенностей темперамента.

Важное значение играет профессиональная подготовка или те знания, навыки и умения, которыми человек овладел, при подготовке к занятию определенным видом деятельности. Высокий профессионализм, знание человеком своего дела, вызывает у других членов коллектива, заслуженное уважение и авторитет. Такой работник является образцом для подражания для других и тем самым способствует повышению профессионального мастерства у своих коллег.

3. Главные факторы, влияющие на социально-психологический климат

К наиболее важным факторам, оказывающим влияние на социально-психологический климат производственного коллектива, относятся личностные качества руководителя этого коллектива, а также сложившаяся система профессионально-психологического отбора на административные должности руководящих кадров. Это связано с тем, что внутриколлективный климат зависит, как от авторитета руководителя и того стиля, и методов руководства, которые он использует в своей практической деятельности, так и от индивидуальных особенностей сотрудников этого коллектива.

При всем многообразии разнообразных факторов, влияющих на социально-психологический климат внутриколлективных отношений, необходимо выделить наиболее значимые:

1. Состояние глобальной макросреды: стабильность общественной обстановки, проявляющейся в политической, экономической, социально-культурной, этнической и экологической областях. Это обеспечивает социально психологическую комфортность членов общества, а, следовательно опосредованно влияет на формирование климата в группе.