Файл: Факторы, влияющие на формирование психологического климата в команде.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Состояние локальной макросреды, то есть организационная структура трудового коллектива, которая включает следующие структурные элементы:
‒ штатная численность организации;
‒ особенности статусно-ролевой структуры;
‒ отсутствие противоречий на функционально-ролевом уровне;
‒ наличие компонентов децентрализации власти;
‒ привлечение сотрудников к механизмам планирования;
‒ справедливое распределение ресурсов между сотрудниками;
‒ учет, при формировании штатного состава структурных подразделений, особенностей по: гендерному, возрастному, профессиональному, этническому, конфессиональному признаку.
3. Состояние физического микроклимата, санитарно-гигиенических условий труда. Загазованность помещений, плохая проветриваемость, недостаточная освещенность, плохая шумоизоляция, состояние изолированности и оторванности от людей, как правило приводят к быстрой утомляемости сотрудников коллектива, их повышенной эмоциональной уязвимости, мелочной конфликтности, что деморализует внутригрупповые отношения. Если же при организации работы сотрудника организации (коллектива) учи-тываются наработки эргономики и инженерной психологии, созданы благоприятные условия на рабочем месте, социально-психологическая атмосфера в коллективе резко улучшается и становится благоприятной.
4. Состояние удовлетворенности работой сотрудником организации. Насколько она увлекает работника, способствует раскрытию его творческого потенциала и профессионального роста. Повышению привлекательности работы способствуют:
‒ чувство удовлетворенности условиями работы;
‒ уровень оплаты труда;
‒ справедливое материальное и моральное стимулирование;
‒ решение проблем по социальному обеспечению;
‒ справедливое планирование отпусков;
‒ удобно спланированный режим работы;
‒ хорошо поставленное информационное обеспечение;
‒ возможности реализации карьерного роста;
‒ достаточный уровень профессиональной компетентности коллектива;
‒ возможности повышения квалификации.
‒ хорошо отлаженная «вертикаль» и ««горизонталь» сложившихся взаимоотношений в коллективе.
На уровень привлекательности работы непосредственно влияет то, насколько ожидания человека соответствуют реальным условиям, с которыми он сталкивается, реализует ли эта работа его интересы и удовлетворяет ли круг определенных потребностей, которые человек выстраивает:
‒ хорошие условия труда и достойное материальное вознаграждение;
‒ общение строится на основе дружеских межличностных отношений;
‒ возможности достижения признания и успеха, участия в управленческом процессе, влиянии на поведение других членов коллектива;
‒ условия, позволяющие раскрыться творческому потенциалу, работа, увлекающая возможностями раскрытия личностных профессиональных качеств.
5. Благоприятному социально-психологическому климату в коллективе способствует тот характер, с которой выполняется деятельность. Если профессиональная деятельность протекает монотонно, с высоким уровнем ответственности и риском для здоровья сотрудника коллектива, на высоком уровне стрессогенных факторов и высокой эмоциональной насыщенностью, все это может значительно снизить социально-психологический климат в рабочем коллективе.
6. Наличие четкой, хорошо организованной совместной деятельности всех сотрудников коллектива. Создание формальной структуры коллектива, разработка способов делегирования полномочий, правильное формулирование генеральной цели, все это оказывает существенное влияние на формирование социально-психологического климата внутриколлективных отношений. В противовес этому, если в коллективе: нечетко распределены функ-циональные обязанности, сотрудники не соответствуют своей профессиональной роли, не учтены факторы психологической личностной совместимости, напряженность отношений и конфликтность между членами такого коллектива резко возрастают.
7. Всестороннее решение вопросов психологической совместимости, оказывает большое влияние на формирование благоприятного социальнопсихологического климата внутриколлективных отношений. Психологическая совместимость, это результативное, качественное решение производственных задач, участниками коллектива, в процессе их совместной деятельности. Она может быть результатом сходства психологических характеристик, совместно работающих членов коллектива. Похожим людям намного легче вступать в контакты друг с другом. Такие люди чувствуют себя более защищенными, уверенными в себе, у них повышается самооценка. Психологическая совместимость включает механизмы взаимодополняемости. В результате психологической совместимости возникает взаимная симпатия и привязанность.
Психологическая совместимость зависит от степени однородности коллектива по различным психологическим и социальным характеристикам. Психологическая совместимость оценивается по трем уровням: психофизиологическому, психологическому и социально-психологическому:
‒ На психофизиологическом уровне, совместимость оценивается на основе сочетания функционирования основных систем органов чувств (зрения, слуха, осязания), свойств характера и видов темперамента. Данная совместимость особенно важна в процессе совместной деятельности членов коллектива. Так, при планировании совместной работы, важно учитывать, что люди, имеющие диаметрально противоположные виды темперамента (холерик и флегматик), работу будут выполнять с различным темпом. Это может вызвать взаимное напряжение в отношениях и конфликтные ситуации.
‒ На психологическом уровне предполагается совместимость на уровне: мотивов, потребностей, моделей поведения, характерологических особенностей.
‒ На социально-психологическом уровне совместимость основывается на соизмерении: интересов, социальных установок, социальных ролей, ценностных ориентаций. Двум доминирующим субъектам достаточно трудно выполнять совместную деятельность. Здесь совместимость возможна при условии, если один из участников ориентируется на подчинение другому. С импульсивным и вспыльчивым человеком лучше сладит уравновешенный и спокойный человек. Психологическая совместимость возможна при критичности к себе, терпимости и доверии к своему партнеру по взаимной деятельности.
8. Важнейшим фактором социально-психологического климата внутриколлективных отношений выступает характер и особенности коммуникацийв коллективе. Когда в коллективе отсутствует полная и точная информация по какому-либо важному вопросу, возникают слухи и сплетни, плетутся интриги и закулисные игры. Руководитель должен постоянно следить за тем чтобы сотрудники организации получали достаточное информационное обеспечение. При низкой коммуникативной компетентности у сотрудников также появляется коммуникативный барьер, растет напряженность, непонимание, недоверие, конфликтность в отношениях между сотрудниками коллектива. Созданию условий для положительной коммуникации в организации способствует: ясное и точное изложение своей точки зрения
, творческое использование приемов конструктивной критики, умение активно слушать и анализировать информацию.
Заключение
Исходя из вышесказанного следует, что под социально-психологическим климатом в коллективе понимается тот психологический настрой, который существует в производственной группе людей. К основным факторам психологического климата в коллективе следует отнести:
‒ уровень сложившихся в нем взаимоотношений по горизонтали и по вертикали;
‒ стиль руководства коллективом;
‒ сложившиеся внутриколлективные нормы взаимоотношений;
‒ хорошо организованная производственная обстановка (условия, в которых протекает деятельность, система морального и материального стимулирования).
Характерологические особенности социально-психологического климата коллектива определяет степень его развитости. Социально-психологический климат внутриколлективных отношений положительно связан с эффективной совместной деятельностью членов этого коллектива и их межличностным взаимодействием. Он проявляется в коллективных мнениях, настроениях, индивидуальном самочувствии и оценках жизнедеятельности личности в коллективе. Данные эффекты проявляются во взаимоотношениях членов коллектива в процессе совместной деятельности и решении коллективных задач. Социальной микроструктурой коллектива являются его члены, своеобразие которых проявляется в социальных и демографических признаках:
‒ возрасте;
‒ гендерных особенностях;
‒ профессии;
‒ образовании;
‒ национальности;
‒ социальном происхождении.
Психологическое своеобразие личности может способствовать либо мешать становлению чувства коллективной общности, то есть является важным фактором формирования благоприятного социально-психологического климата внутригрупповых отношений.
Список литературы:
1. В.А. Ильин. Психология лидерства. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 312 с.
2. А.С.Козлов , Е.В.Левина. Конфликтология социальных групп и организаций. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 272 с.
3. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Психология общения. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 320 с.
4. Константин Борисов. Командо©. Как достигать больших целей вместе. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 132 с.
5. А.В. Колесников. Корпоративная культура. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 168 с.