Файл: Методические указания к выполнению лабораторных работ по разделу Машинная графика для студентов инженернотехнических и химикотехнологических специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
Упражнение 5. Многоугольник
Команду Многоугольник можно вызвать либо в верхнем (падающем) меню, выбрав команду Рисование
→ Многоугольник, либо нажав кнопку на инструментальной па- нели Рисование.
Дальнейшие действия выполняются в диалоговом режиме. Сообщения системы выво- дятся в нижней части экрана в командной строке, которая начинается со слова Команда.
1. Построение вписанного шестиугольника.
Вызвать команду 0>
1 2 3 4 5 6 7
Рисование
→ Многоугольник.
Сообщение системы в командной строке:
_polygon Число сторон <4>:
Ваш ответ: Ввести цифру 6 (для построения шес- тиугольника) и нажать Enter.
Сообщение системы: Укажите центр много- угольника или [Сторона]:
Ваш ответ: Мышью указать центр многоуголь- ника (рис. 2.14).
Сообщение системы: Задайте опцию размеще- ния [Вписанный в окружность/Описанный вокруг ок- ружности]<В>:
Ваш ответ: Ввести букву В и нажать Enter.
Сообщение системы: Радиус окружности:
Ваш ответ: Ввести 17 и нажать Enter.
Рис. 2.14
2. Построение описанного шестиугольника.
Вызвать команду Рисование
→ Многоугольник.
Сообщение системы в командной строке:
_polygon Число сторон <6>:
Ваш ответ: нажать Enter.
Сообщение системы: Укажите центр много- угольника или [Сторона]:
Ваш ответ: Мышью указать центр многоуголь- ника (рис. 2.15).
Сообщение системы: Задайте опцию размеще- ния [Вписанный в окружность/Описанный вокруг ок- ружности]<В>:
Ваш ответ: Ввести букву О и нажать Enter.
Сообщение системы: Радиус окружности:
Ваш ответ: Указать мышью точку на окружности так, чтобы вершины описанного шестиугольника рас- положились на вертикальной оси (рис. 2.15).
Рис. 2.15
,
20
Упражнение 6. Штриховка
Команду Штриховка можно вызвать либо в верхнем (падающем) меню, выбрав команду
Рисование
→ Штриховка,
либо нажав кнопку на инструментальной панели Рисование.
Дальнейшие действия выполняются в диалоговом режиме. Сообщения системы выво- дятся в нижней части экрана в командной строке, которая начинается со слова Команда.
Система заполняет отмеченную область штриховочным узором, который рассматрива- ется как единый объект. Заполнение области производится из стандартного набора шабло- нов, пользователь может добавить свои шаблоны штриховки.
Перед вызовом команды штрихования нужно поменять слой, сделав текущим слой
Тонкий. Список слоев, используемых в чертеже, находится на инструментальной панели
Слои (рис. 2.16). Чтобы выбрать из списка какой-либо слой и сделать его текущим, необхо- димо нажать на панели на кнопку
, в раскрывшемся списке подвести курсор к названию слоя и нажать левую кнопку мыши. Если слоя с таким именем нет, то его можно создать с помощью Диспетчера свойств слоев (находится в верхнем меню: Формат
→ Слой), затем объявить созданный слой Текущим.
Рис. 2.16. Панель Слои
После ввода команды Рисование
→ Штриховка появляется диалоговое окно Штрихов-
ка
и
градиент.
При первом вызове команды окно нужно настроить,
как показано на рис.
2.17.
Рис. 2.17. Диалоговое окно Штриховка и градиент
21
Для выбора вида штриховки, используемой в чер- чении, нужно подвести курсор к полю Образец, рас- крыть его, выбрать шаблон штриховки ANSI31. Затем перевести курсор к полю Контуры, нажать кнопку
Добавить: Точки выбора. После этого происходит возврат к чертежу, на котором нужно указать точку внутри области штрихования (рис. 2.18), и нажать на клавиатуре клавишу Enter. Можно указать сразу не- сколько областей для штрихования, главное, чтобы они представляли собой замкнутые контуры. После нажа- тия на клавиатуре клавиши Enter на экране вновь поя- вится диалоговое окно Штриховка и градиент. Если границы контура определены (контур замкнут), можно нажать кнопку OK в нижней части диалогового окна.
Выбранный контур или контуры будут заштрихованы.
Рис. 2.18
В следующем примере представлен продольный разрез детали – поверхности вращения (рис. 2.19). Не- обходимо заштриховать верхнюю и нижнюю части де- тали. Штрихование выполняется с помощью команды
Рисование
→ Штриховка. Здесь указываются по од- ной точке в верхнем и нижнем контурах для штрихо- вания, затем нажимается клавиша Enter на клавиатуре.
Для завершения операции мышью нажимается кнопка
OK в диалоговом окне Штриховка и градиент.
Рис. 2.19
В следующем примере представлена деталь – по- верхность вращения (рис. 2.20). С левой стороны нужно заштриховать местный разрез, учитывая, что деталь со- держит наружную и внутреннюю резьбу. Команды штри- хования те же, что и в предыдущих примерах, нужно только правильно выбрать контуры для штрихования.
С правой стороны наружная поверхность детали име- ет сетчатое рифление. Согласно ГОСТ 21474–75, данный вид рифления условно изображается тонкими линиями, наклоненными под углом
±30° относительно горизон- тальной оси. Для нанесения линий рифления необходимо также использовать команду Рисование
→ Штриховка.
Затем в диалоговом окне (рис. 2.17) выбрать шаблон штри- ховки ANSI31 (тот же, что и в предыдущем примере).
Далее в этом же окне перейти на поле Угол и выбрать значение 105
°. Затем перевести курсор к полю Контуры,
нажать кнопку Добавить: Точки выбора. После этого происходит возврат к чертежу, на котором нужно ука-зать точку внутри области штрихования (рифление на рис. 2.20) и нажать на клавиатуре клавишу Enter. На эк- ране вновь появится диалоговое окно Штриховка и гра-
диент, здесь нужно просто нажать кнопку OK. Выбран- ный контур будет заштрихован под углом –30
°. Для нане- сения линий рифления под углом +30
° нужно повторить перечисленные выше операции, выбрав в диалоговом ок- не Штриховка и градиент в поле Угол значение 165
°.
Рис. 2.20
22
Штрихование следующего контура, приведенного на рис. 2.21, выполняется также с помощью команды
Рисование
→ Штриховка, необходимо только в диа- логовом окне Штриховка и градиент в поле Угол ус- тановить значение 0
° (при условии, что выбран шаблон штриховки ANSI31). Обратить внимание на то, линии штриховки не пересекают надпись.
Рис. 2.21
В следующем примере нужно заштриховать три квадратных объекта (рис. 2.22). Для вы- борочного штрихования отдельных контуров на одном объекте используется дополнитель- ная вкладка Островки диалогового окна Штриховка и градиент.
а б в
Рис. 2.22
Для штрихования двух контуров на первом объекте (рис. 2.22, а) необходимо выполнить сле- дующие операции:
1. Вызвать команду
Рисование
→
Штриховка.
2. В диалоговом окне Штриховка и градиент
(рис. 2.17) нажать стрелку в нижнем правом углу и раскрыть вкладку Островки (рис. 2.23).
3. Выбрать тип отображения островков
Обычное. В этом случае штрихуется указанная область, затем чередуются незаштрихованные и заштрихованные вложенные области.
4. Перевести курсор к полю Контуры, нажать кнопку Добавить: Точки Выбора. После этого происходит возврат к чертежу, на котором нужно указать точку внутри области штрихования на внешнем контуре (как указывает верхняя стрелка на рис. 2.22, а) и нажать на клавиатуре клавишу
Enter. На экране вновь появится диалоговое окно
Штриховка и градиент, здесь нужно просто на- жать кнопку OK. Выбранные контуры будут за- штрихованы, как показано на рис. 2.22, а.
Для штрихования наружного контура на вто- ром объекте (рис. 2.22, б) нужно выполнить при- веденные выше п.п.1–4, только в п. 3. выбрать тип отображения островков Внешний. В этом случае штрихуется самая крайняя из вложенных областей.
Рис. 2.23. Диалоговое окно с выбранной вкладкой Островки
23
Для сплошного штрихования объекта, пока- занного на рис. 2.22, в, нужно также выполнить приведенные выше п.п.1–4, только в п. 3. выбрать тип отображения островков Пропустить. В этом случае игнорируются контуры внутренних вложен- ных областей и штрихуется вся площадь, ограни- ченная контуром внешней области.
Упражнение 7. Заштриховать четыре детали на фрагменте сборочного чертежа
На данном чертеже приведены:
– резьбовое соединение деталей поз. 1 и поз. 4 болтом, гайкой и шайбой;
– резьбовое соединение деталей поз. 2 и поз. 4 винтом;
– резьбовое соединение деталей поз. 3 и поз. 4 шпилькой, гайкой и шайбой.
На месте главного вида выполнен разрез. Согласно требованиям стандартов ЕСКД, стан- дартные изделия, к которым относятся болты, гайки, шайбы и шпильки, на разрезах изобра- жаются не рассеченными, т. е. не штрихуются. Следовательно, в данном задании необходимо заштриховать только детали, указанные позициями 1, 2, 3 и 4. Штриховка деталей выполня- ется с помощью команды Рисование
→ Штриховка, тип штриховки – стандартный, обра- зец штриховки ANSI31 (линии штриховки имеют угол наклона 45
°).
При штриховании смежных деталей следует помнить, что штриховка этих деталей должна отличаться либо углом наклона линий, либо шагом штрихования.
Для изменения угла штрихования нужно в диалоговом окне Штриховка и градиент
выбрать в поле Угол 90
°. Линии штриховки в этом случае получат угол –45°.
Для изменения шага штрихования нужно в диалоговом окне Штриховка и градиент
выбрать в поле Масштаб любое значение, не равное 1.
В данном упражнении выполнить штриховку четырех деталей, изменяя угол и шаг штри- ховки. На рис. 2.24 приведен фрагмент выполнения задания.
Рис. 2.24
С помощью команд меню Формат
→ Слои сделать текущим слой Размерный, запол- нить основную надпись и сохранить чертеж под своим именем.
Предъявить чертеж со всеми построениями преподавателю.
24
Лабораторная работа № 3
ОБЪЕКТНЫЕ ПРИВЯЗКИ
Цель работы: Изучить режимы объектных привязок в системе AutoCAD. Выполнить геометрические построения и решить задачи по начертательной геометрии.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Вывести на экран чертеж-шаблон лабораторной работы № 3.
Выполнить графические построения, используя команды рисования ОТРЕЗОК, ДУГА,
КРУГ, ШТРИХОВКА, ТЕКСТ и объектные привязки.
Оформить чертеж, учитывая, что шаблон имеет формат А2. Заполнить основную надпись.
Назначение объектных привязок
В данной работе рассматривается применение специальных средств, используемых в
AutoCAD для повышения точности черчения, которые позволяют автоматически находить заданные точки на объектах. При этом не требуется точное подведение курсора к нужной точке, достаточно, чтобы она попала в поле прицела выбранной привязки. К таким точкам от- носятся начальная и конечная точки отрезка, средняя точка, точка пересечения объектов и т. д.
Объектная привязка работает только в тот момент, когда AutoCAD ожидает ввода коор- динат точки (т. е. сначала выбирается команда рисования или редактирования, а затем указы- вается объектная привязка). Кроме того, существует возможность установки одного или не- скольких видов объектной привязки в качестве текущих.
Панель Объектная привязка (рис. 3.1) обычно присутствует на рабочем поле. Она лег- ко перемещается мышью и может располагаться в любой части экрана горизонтально или вертикально (при перемещении к левому или правому краю экрана).
В случае отсутствия панели на экране ее можно вызвать, если подвести курсор к любой другой открытой инструментальной панели, затем нажать ПРАВУЮ кнопку мыши и в рас- крывшемся списке панелей выбрать Объектная привязка. Описание с назначением каждого символа можно увидеть, если подвести к символу курсор и приостановить мышь на 2–3 се- кунды. Для окончательного выбора привязки нажать левую клавишу мыши.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1. Временная точка отслеживания
2. Смещенная точка (отступ)
3. Конечная точка
4. Середина
5. Пересечение
6. Кажущееся пересечение
7. Продолжение линии
8. Привязка к центру
9. Квадрант
10. Касательная
11. Нормаль (перпендикуляр)
12. Параллельно
13. Точка вставки
14. Привязка к узлу
15. Ближайшая точка
16. Ничего (отмена привязки)
17. Установка режима привязки
Рис. 3.1. Инструментальная панель Объектная привязка
25
Основные виды объектных привязок приведены в таблице.
Объектные привязки системы AutoCAD
Тип привязки
Пиктограмма
Описание
Привязка к центру
Находит центр круга или дуги
Привязка к конечной точке
Находит конечную точку отрезка или дуги
Привязка к пересечению
Находит пересечение двух отрезков, дуг либо пересече- ние любой их комбинации
Привязка к середине
Находит среднюю точку отрезка или дуги
Привязка Ближайшая
Находит точку на объекте, ближайшую к указанной точке
Привязка к узлу
Находит местоположение точечного объекта
Без привязки
Указывает системе не использовать какие-либо режимы объектной привязки
Привязка Перпендикуляр
Находит точку пересечения выбранного объекта и пер- пендикуляра к этому объекту из последней точки
Привязка Квадрант
Находит самую близкую точку к 0, 90, 180 или 270º от- носительно текущей ПСК на круге или дуге
Привязка Касательная
Предназначена для построения касательной к выбранно- му кругу или дуге
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Загрузить систему AutoCAD.
2. В верхнем меню выбрать мышью строку Лабораторные работы
→ Лабораторная
работа № 3 «Объектные привязки» и вывести чертеж-задание на экран.
3. Выполнить упражнения 1–12, следуя указаниям, приведенным ниже.
Вызвать объектные привязки можно двумя способами:
– использовать панель Объектная привязка с пиктограммами (рис. 3.1);
– активизировать всплывающее курсорное меню, нажав одновременно клавишу Shift на клавиатуре и правую кнопку мыши.
Внимание! Вызвать объектную привязку можно только в тот момент, когда AutoCAD выполняет команды рисования или редактирования и ожидает ввода точки. При переходе к следующей точке нужно вновь выбрать объектную привязку (если не задан режим посто- янной привязки).