Файл: Методические указания к выполнению лабораторных работ по разделу Машинная графика для студентов инженернотехнических и химикотехнологических специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26
Упражнение 1.
Провести отрезки, соединяющие точку 1 и концы дуги
(рис. 3.2). Использовать привязки:
– Привязка к узлу
(точка 1);
– Конечная точка
(точка 2).
Последовательность выполнения упражнения следующая.
Шаг 1. Вызвать команду Рисование
→ Отрезок.
Шаг 2. На панели Объектная привязка выбрать кнопку
Привязка к узлу.
Шаг 3. Подвести курсор к точке 1; когда появится метка привязки, щелкнуть мышью; затем на панели Объектная при-
вязка выбрать привязку Конечная точка; провести отрезок в точку 2 на дуге и нажать левую клавишу мыши.
Шаг 4. Перейти к построению отрезка из точки 1 в точку 3.
Для этого нужно вновь вызвать команду Отрезок. Для точки 1
выбрать на панели Объектная привязка
→ Привязка к узлу и провести отрезок в точку 3, предварительно выбрав на панели
Объектная привязка кнопку Конечная точка.
Рис. 3.2
Упражнение 2.
Провести отрезки из точки 1 к квадрантам окружности
(рис. 3.3). Использовать привязки:
– Привязка к узлу
(точка 1);
– Квадрант
(точки 2–5).
Шаг 1. Вызвать команду Рисование
→ Отрезок.
Шаг 2. На панели привязок выбрать кнопку Привязка к
узлу.
Шаг 3. Подвести курсор к точке 1. Когда появится метка привязки, щелкнуть мышью.
Шаг 4. Провести отрезок в верхнюю точку окружности
(точка 2), предварительно выбрав привязку Квадрант, и после появления метки привязки нажать левую клавишу мыши.
Аналогично построить отрезки из точки 1 в точки 3, 4 и 5.
Рис. 3.3
Упражнение 3.
Построить окружность, вписанную в треугольник.
Центр вписанной окружности – это точка пересечения бис- сектрис. Сначала строим вспомогательную дугу с центром в вер- шине треугольника, а затем через ее середину проводим биссек- трису.
Последовательность выполнения задания следующая.
27 1. Построить дугу с центром в нижней левой вершине треугольника (рис. 3.4).
Шаг 1. Вызвать команду черчения дуги Рисование
→
Дуга (начало-центр-конец).
Шаг 2. Выбрать объектную привязку Ближайшая
Шаг 3. Указать начало дуги: подвести курсор к нижней стороне треугольника примерно посередине и нажать левую клавишу мыши.
Шаг 4. Указать центр дуги – нижнюю левую вершину треугольника привязка – Пересечение
Шаг 5. Указать конец дуги: выбрать объектную при- вязку Ближайшая
, затем подвести курсор к левой сто- роне треугольника примерно посередине и нажать левую клавишу мыши. В треугольнике появится дуга (рис. 3.4).
Начало дуги
Рис. 3.4 2. Построить отрезок, соединяющий нижнюю вершину треугольника с серединой дуги (рис. 3.5).
Шаг 1. Вызвать команду черчения отрезка (меню Ри-
сование
→ Отрезок).
Шаг 2. Указать первую точку отрезка – вершину тре- угольника. Привязка – Пересечение
Шаг 3. Выбрать объектную привязку Середина
и подвести курсор к дуге (рис. 3.5). Когда появится метка при- вязки (треугольник), щелкнуть мышью.
Шаг 4. Продлить построенную биссектрису немного выше дуги, для этого щелкнуть по отрезку, а затем потянуть за верхнюю отметку.
Рис. 3.5 3. Построить вторую биссектрису из другой вершины треугольника (рис. 3.6).
Рис. 3.6 4. Из точки пересечения двух биссектрис построить ок- ружность, используя привязки Точка пересечения и Каса-
тельная(рис. 3.7).
Шаг 1. Вызвать команду черчения окружности (меню
6>4>
1 2 3 4 5 6 7
Рисование
→ Круг – Центр – Радиус).
Шаг 2. Выбрать объектную привязку Пересечение
, найти точку пересечения двух биссектрис и указать ее как центр окружности.
Шаг 3.
Выбрать объектную привязку Касательная
,
указать точку на любой стороне треугольника и нажать ле- вую клавишу мыши. Эта точка определит радиус вписанной окружности.
Рис. 3.7
28
Упражнение 4.
Построить окружность с центром в точке пересечения прямых
(точка 1) и касательную к заданной прямой (точка 2) (рис. 3.8).
Для точного нахождения центра окружности использовать при- вязку Пересечение
, а для определения радиуса окружности ис- пользовать привязку Касательная
Рис. 3.8
Упражнение 5.
Соединить концы отрезка с концами дуги (рис. 3.9).
Вызвать команду Рисование
→ Отрезок и построить два отрез- ка, соединяющих точки 1–2 и 3–4, используя привязку Конечная
точка
Рис. 3.9
Упражнение 6.
Построить окружность, концентричную дуге (т. е. окружность имеет общий центр с дугой) (рис. 3.10).
Для построения использовать команду Рисование
→ Круг –
Центр – Радиус. Привязка К центру
Рис. 3.10
Упражнение 7.
Из точки Р, которая является серединой отрезка, построить пер- пендикуляры к противолежащим сторонам фигуры (рис. 3.11).
Шаг 1. Вызвать команду Рисование
→ Отрезок.
Шаг 2. Выбрать привязку Середина и указать первую точку отрезка (точка P).
Шаг 3. Выбрать привязку Перпендикуляр и указать слева на боковой линии фигуры вторую точку отрезка. Данный отрезок будет представлять собой перпендикуляр.
Аналогично построить еще два перпендикуляра (рис. 3.11).
Рис. 3.11
Упражнение 8.
Из конечных точек отрезка 2–3 построить отрезки, касательные к окружности в точках 1 и 4 (рис. 3.12).
В этом упражнении используются привязки Конечная точка и Касательная
Для выполнения задания необходимо вызвать команду Рисова-
ние
→ Отрезок, выбрать привязку Конечная точка
, указать точ- ку 2 на отрезке. Затем выбрать привязку Касательная
и указать точку 1 на окружности.
Аналогично построить отрезок 3–4.
Рис. 3.12
29
Упражнение 9.
Построить окружность по двум точкам, используя в качестве базовых конечные точки отрезков (рис. 3.13).
Привязки выбрать самостоятельно.
Рис. 3.13
Упражнение 10.
Построить плоскую деталь, контур которой представлен на чертеже точечной линией. Для построения использовать рассмот- ренные выше объектные привязки.
Шаг 1. Из точек пересечения осевых линий построить ма- лые и большие окружности (рис. 3.14). Большие окружности объ- единить касательными отрезками (использовать привязку Каса-
тельная
).
Шаг 2. Удалить внутренние части больших окружностей.
Для этого вызвать команду Редактирование
→ Обрезать, ука- зать курсором все три отрезка и нажать клавишу Enter на клавиа- туре. Затем мышью указать удаляемые части окружностей. В ре- зультате должен получиться контур, представленный на рис. 3.15.
Шаг 3. Заштриховать полученный контур.
Рис. 3.14
Рис. 3.15
Упражнение 11.
Построить плоскую деталь, контур которой представлен на чертеже точечной линией. Для построения использовать объект- ные привязки.
Шаг 1. Из двух крайних точек пересечения осевых линий построить две малые и две большие окружности (рис. 3.16). Затем построить большую дугу, объединяющую окружности (использо- вать привязку
). Далее построить два отрезка, касательных к окружностям (использовать привязку
).
Шаг 2. Удалить внутренние части больших окружностей.
Для этого вызвать команду Редактирование
→ Обрезать, ука- зать курсором дугу и два пересекающихся отрезка и нажать кла- вишу Enter на клавиатуре. Затем мышью указать удаляемые час- ти окружностей. В результате должен получиться контур, пред- ставленный на рис. 3.17.
Шаг 3. Заштриховать полученный контур.
Рис. 3.16
Рис. 3.17
30
Упражнение 12.
Задача из курса начертательной геометрии. Ис- пользуя метод секущих сфер, построить линию пере- сечения двух взаимно пересекающихся цилиндров (на рис. 3.18 показана трехмерная модель пересекающих- ся цилиндров). Центром секущих сфер является точка пересечения осей цилиндров.
Использовать привязки Пересечение и Ближай-
шая.
Шаг 1. Увеличить чертеж с фронтальными про- екциями пересекающихся цилиндров на весь экран, вращая среднее колесико мыши.
Шаг 2. Из точки пересечения осей построить вспомогательную окружность произвольного радиуса, пересекающую образующие обоих цилиндров, как по- казано на рис. 3.19.
Шаг 3. Провести горизонтальный отрезок из то- чек пересечения окружности с вертикальным цилинд- ром (одна точка показана на рис. 3.20 стрелкой).
Шаг 4. Провести два вертикальных отрезка из точек пересечения окружности с горизонтальным ци- линдром (рис. 3.20).
Шаг 5. Отметить полученные точки пересечения отрезков небольшими окружностями.
Шаг 6. Построить еще одну вспомогательную окружность, касательную к горизонтальному цилинд- ру, и найти самую нижнюю точку на линии пересече- ния цилиндров (рис. 3.20).
Шаг 7. Вызвать команду Рисованиие
→ Сплайн
и соединить полученные точки плавной линией. Точ- ки можно соединить и с помощью Полилинии.
Шаг 8. На некоторых чертежах-заданиях окруж- ности пересекают основную надпись чертежа. В этом случае необходимо удалить эти части окружностей с помощью команды Редактировать
→ Разорвать.
Нанести буквенные и цифровые обозначения то- чек. Высота шрифта 7 мм. Полученный чертеж дол- жен иметь вид, приведенный на рис. 3.21.
Рис. 3.18
Рис. 3.19
Рис. 3.20
Рис. 3.21
Заполнить основную надпись и представить готовый чертеж преподавателю.
31
Лабораторная работа № 4
РЕДАКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ
ЧЕРТЕЖА
Цель работы: Изучить основные команды редактирования, используемые при построе- нии чертежей в системе AutoCAD.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Вывести на экран чертежи-шаблоны лабораторной работы № 4.
Выполнить графические построения, используя команды редактирования МАССИВ,
РАЗОРВАТЬ, ЗЕРКАЛО, УДЛИНИТЬ, ОБРЕЗАТЬ, КОПИРОВАТЬ, ПОДОБИЕ, ПОВЕР-
НУТЬ, ВЫРОВНЯТЬ, РАСТЯНУТЬ, ФАСКА, СОПРЯЖЕНИЕ, РЕДАКТИРОВАНИЕ ПОЛИ-
ЛИНИЙ, ОБЛАСТЕЙ, ТЕЛ.
Оформить чертеж, учитывая, что шаблон выполнен на двух форматах А3. Заполнить ос- новные надписи.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Загрузить систему AutoCAD.
2. В верхнем меню выбрать мышью строку Лабораторные работы
→ Лабораторная
работа № 4 «Редактирование» и вывести чертеж-задание на экран.
3. Выполнить упражнения 1–15, следуя указаниям, приведенным ниже. Построения вы- полнять поверх желтых точечных линий на чертеже-шаблоне.
В данной работе рассматривается применение следующих команд для редактирования изображений: КОПИРОВАТЬ, ЗЕРКАЛО, ПОДОБИЕ, МАССИВ, ПОВЕРНУТЬ, ОБРЕЗАТЬ,
УДЛИНИТЬ, РАЗОРВАТЬ.
Панель Редактировать (рис. 4.1) обычно присутствует на рабочем поле. Она легко пере- мещается мышью и может располагаться на экране горизонтально или вертикально.
В случае отсутствия панели на экране ее можно вызвать, если подвести курсор к любой другой открытой инструментальной панели, затем нажать ПРАВУЮ кнопку мыши и в рас- крывшемся списке панелей выбрать Редактировать.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Копировать
2. Зеркало
3. Подобие
4. Массив
5. Повернуть
6. Растянуть
7. Обрезать
8. Удлинить
9. Разорвать
Рис. 4.1. Панель Редактировать
32
Упражнение 1. Команда Массив
Создать прямоугольный массив из прямоугольников, со- держащий 2 ряда и 3 столбца.
Включить режим ОРТО (клавиша F8).
Шаг 1. Обвести рамкой левый верхний прямоугольник на чертеже (рис. 4.2) и щелкнуть мышью.
Шаг 2. Выбрать в верхнем меню команду Редактировать
→
Массив. На экране появится диалоговое окно Массив (рис. 4.3).
Рис. 4.2
Рис. 4.3
Шаг 3. Выбрать мышью тип массива Прямоугольный массив.
Шаг 4. Указать число рядов: 2.
Шаг 5. Указать число столбцов: 3.
Шаг 6. Указать расстояние между рядами: -40 (минус 40).
Шаг 7. Указать расстояние между столбцами: 20.
Шаг 8. Щелкнуть мышью по клавише ОK. Массив построен.
Упражнение 2. Команда Массив
Создать круговой массив, содержащий 9 окружностей.
Выключить режим ОРТО (клавиша F8).
Шаг 1. Обвести рамкой левую малую окружность на чертеже- задании (рис. 4.4) и щелкнуть мышью.
Шаг 2. Выбрать в верхнем меню команду Редактировать
→
Массив.
Шаг 3. Выбрать в диалоговом окне (рис. 4.5) тип массива Кру-
говой массив.
Шаг 4. Указать центр массива (щелкнуть мышью по кнопке
Центр – показано стрелкой), затем указать центр на чертеже.
Шаг 5. Указать в диалоговом окне число элементов в массиве: 9.
Шаг 6. Указать угол заполнения: 360.
Шаг 7. Щелкнуть мышью по клавише ОK. Массив построен.
Рис. 4.4
33
Рис. 4.5
Упражнение 3. Команда Разорвать
Сделать разрыв на окружности от точки 1 до точки 2 (рис. 4.6).
Шаг 1. Выбрать в меню команду Редактировать
→ Разорвать.
Следите за сообщениями в командной строке.
Шаг 2. Выбрать объект (точку 1 на окружности) и нажать ле- вую клавишу мыши.
Шаг 3. Выбрать точку 2 на окружности и нажать левую клавишу мыши. Часть окружности между точками 1 и 2 будет удалена.
Рис. 4.6
Упражнение 4. Команда Зеркало
Получить зеркальное отображние объектов относительно верти- кальной оси.
Следите за сообщениями в командной строке.
Шаг 1. Выбрать в верхнем меню команду Редактировать
→
Зеркало. В командной строке появится следующее сообщение:
Выберите объекты:
Шаг 2. Выбрать объекты рамкой с помощью мыши (рис. 4.7) и нажать клавишу Enter.
Шаг 3. Указать точку 1 на вертикальной оси отражения.
Шаг 4. Указать точку 2 на оси отражения.
Шаг 5. Ответить на вопрос в командной строке: Удалить исход- ные объекты? [Да/Нет]. По умолчанию система предлагает ответ Нет
<Н>. Нужно просто нажать Enter.
На экране появится зеркальная копия выбранного объекта
(рис. 4.8).
Рис. 4.7
Рис. 4.8
34
Упражнение 5. Команда Удлинить
Удлинить 3 линии объекта до граничной линии дуги.
Шаг 1. Выбрать в верхнем меню команду Редактиро-
вать
→ Удлинить.
Следите за сообщениями в командной строке.
Шаг 2. Сообщение в командной строке: Выберите объ- екты или <выбрать все>:
Нужно выбрать граничные кромки (указать мышью дугу и нажать Enter на клавиатуре) (рис. 4.9).
Шаг 3.Сообщение в командной строке: Выберите уд- линяемый объект или [Линия/Секрамка]:
Нужно выбрать удлиняемый объект – указать мышью точку на отрезке (на рис. 4.10 показано стрелкой). Отрезок удлинится до касания с дугой.
Шаг 4. Удлинить осевую линию и нижний отрезок
(рис. 4.11).
Шаг 5. Аналогично удлинить объект – дугу до гранич- ной прямой линии (рис. 4.11).
Внимание! Сначала выбира-
ется граничная линия, нажима-
ется Enter, а затем выбирается
линия, которую нужно удлинить!
Рис. 4.9
Рис. 4.10
Рис. 4.11
Упражнение 6. Команда Обрезать
Обрезать верхнюю и нижнюю части окружности по контуру прямоугольника.
Шаг 1. Выбрать в верхнем меню команду Редактиро-
вать
→ Обрезать.
Шаг 2. Сообщение в командной строке: Выберите ре- жущие кромки … выберите объекты или <выбрать все>:
Нужно выбрать мышью граничную кромку (точка 1 на рис. 4.12) и нажать левую клавишу мыши, затем клавишу
Enter на клавиатуре.
Шаг 3.Сообщение в командной строке: Выберите об- резаемый объект или [Линия/…]:
Нужно выбрать мышью верхнюю часть окружности и нажать левую клавишу. Эта часть окружности будет обреза- на. Затем обрезать линии штриховки.
Шаг 4. Аналогично обрезать нижнюю часть окружно- сти по граничной кромке 2 (рис. 4.12).
Внимание! Сначала выбира-
ется граничная линия, нажима-
ется Enter, а затем выбирается
линия, которую нужно обрезать!
Рис. 4.12
35
Упражнение 7. Команда Копировать
Скопировать гайку в указанную точку.
Для получения одной копии гайки (рис. 4.13) выполнить:
Шаг 1. Выбрать в верхнем меню команду Редактировать
→
Копировать.
Далее следите за сообщениями в командной строке.
Шаг 2. В ответ на сообщение системы: Выберите объекты: выбрать мышью гайку с осями (обвести рамкой) и нажать на клавиатуре Enter.
Шаг 3. В ответ на сообщение системы: Базовая точка или
[Перемещение/реЖим]: указать базовую точку (это центр ис- ходного изображения гайки).
Шаг 4. В ответ на сообщение системы: Вторая точка или
<считать перемещением первую точку>: указать вторую точку перемещения (новый центр) и щелкнуть мышью. Чертеж будет иметь вид, показанный на рис. 4.14.
Рис. 4.13
Рис. 4.14
Скопировать болтовое соединение в указанные точки.
Для получения нескольких копий болтового соединения
(рис. 4.15) выполнить:
Шаг 1. Выбрать в верхнем меню команду Редактировать
→
Копировать.
Далее следите за сообщениями в командной строке.
Шаг 2. Выбрать объект с помощью мыши и нажать на клавиатуре Enter.
Шаг 3. Указать базовую точку объекта (показана стрелкой на рис. 4.15).
Шаг 4. Указать вторую точку перемещения (новое поло- жение этой точки).
Шаг 5. Указать третью точку перемещения.
Таким образом, на чертеже будут построены еще 2 болто- вых соединения (рис. 4.16).
Для выхода из команды нажать ESC.
Рис. 4.15
Рис. 4.16
Упражнение 8. Команда Подобие
Получить новые объекты, подобные выбранным (с боль- шими или меньшими размерами).
1. Построить отрезок, подобный исходному и смещенный влево на 10 мм (рис. 4.17).
Шаг 1. Выбрать в верхнем меню команду Редактировать
→
Подобие.
Далее следите за сообщениями в командной строке.
Шаг 2. В ответ на сообщение системы: Указать величину
(расстояние) смещения отрезка: набрать в командной строке число 10 и нажать Enter на клавиатуре.
Рис. 4.17