Файл: Биография Бориса Рыжего Трагедия поэта в том, что он поэт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3

  1. Последний советский поэт: биография Бориса Рыжего………………4

  2. Трагедия поэта в том, что он поэт……………………………………...8

Заключение………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………….16


Введение
Борис Рыжий последний настоящий советский поэт, переживший крушение советской России. Последний, поскольку в своей эстетике Рыжий перерастает рамки и революционного романтизма 20-30-х, и социалистического реализма 40- 60-х годов. Перерастает хотя бы потому, что в своих вкусовых пристрастиях гораздо шире, тоньше, образованнее, искушеннее. Стихи Рыжего существуют не только за счет прямого обращения к жизни (что всегда производит сильное впечатление, однако само по себе еще не делает большого поэта), но и за счет достаточно сложной литературной игры, целой системы культурологических и исторических реминисценций.

Актуальность данной темы состоит в том, что творчество Бориса Рыжего является интереснейшей темой для исследования, а полноценных монографий практически нет. Поэтому мы хотели объединить опыт нескольких авторов в рамках выбранной темы.

Объектом изучения является поэтическое творчество Бориса Рыжего.

Цель работы раскрыть суть лирики Бориса Рыжего.

  • Изучить существующую литературу по данной теме.

  • Охарактеризовать лирику Бориса Рыжего.



  1. Последний советский поэт: биография Бориса Рыжего


Борис Борисович Рыжий родился 8 сентября 1974 года в Челябинске. Его отец, Борис Петрович Рыжий, был геофизиком, доктором геолого-минералогических наук. Мать Маргарита Михайловна — врач-эпидемиолог. У Бориса были старшие сёстры Елена и Ольга.

В 1980 году служебные обстоятельства Бориса Петровича изменились – он занял должность главного геофизика объединения «Уралгеология», и вся семья, кроме Елены, переехала в Свердловск (теперь Екатеринбург). Отцу выделили четырёхкомнатную квартиру на окраине города, в районе, который в Екатеринбурге называли Вторчерметом (так сокращённо называется местный завод). Как зачастую складывается на рабочих окраинах больших городов, район был заселён урками, хулиганами и алкашами.

Борис, с одной стороны, рос домашним мальчиком. С ранних лет – сначала бабушка, потом отец или сестра Ольга читали ему произведения русских классических поэтов. С Ольгой он вообще был очень дружен. Она учила его плавать и ещё много полезных вещей помогла освоить. Когда он стал постарше, они часто обсуждали отечественную литературу, учили английский по Шекспиру. Если сестра куда-то уезжала, то Борис обязательно писал ей письма. С четырнадцати лет он стал писать стихи, миниатюры и детективные романы.


С другой стороны, живя в таком неблагополучном квартале, нужно было уметь выстоять в уличных драках. Поэтому Рыжий занялся боксом и добился хороших результатов. В 1988 году он завоевал титул чемпиона Свердловска в юношеском разряде.

В районе его уважали не только из-за бокса. Он со всеми научился находить общий язык, для поддержания компании мог и выпить суррогатный спирт на стройке. Сам себя называл «лучший друг бандитов и воров».

Таким образом в жизни Рыжего было два мира, было «высокое» и «низкое». Из этих двух миров и складывалась его поэзия, простая по содержанию и высокохудожественная по форме.

В 1991 году Рыжие переехали в исторический центр города – на Московскую горку. Борис очень переживал по этому поводу. Шпаны в Екатеринбурге хватало везде. На Вторчермете у него был хоть какой-то авторитет. «А в центре –, говорил он сестре, – случись чего – никто впрягаться за меня не будет!» И оказался прав.

Летним вечером всё того же 1991 года Борис провожал свою одноклассницу Ирину Князеву домой во Вторчермет. На нём был шикарный костюм, только привезённый отцом из Германии. Когда он вернулся в Московскую горку, возле Дворца спорта на него сзади напали так, что он не успел ничего сделать, жестоко избили ногами и, разумеется, сняли потом костюм. Он после этого долго восстанавливался. Даже через полгода ссадины от побоев были ещё заметны на свадебных фотографиях.

Осенью 1991 года Борис Рыжий поступил в Уральскую горно-геологическую академию на отделение геофизики и геоэкологии.

В университетские годы в поисках поддержки он заводил знакомства с уральскими поэтами. Первыми, кого он встретил на своём пути, были Алексей Кузин и Юрий Лобанцев. Кузин своё первое впечатление от знакомства с творчеством Рыжего описал в своём дневнике так: «явно выраженное драматическое мироощущение, образное видение мира, свободное владение поэтической формой». Лобанцев, возглавлявший тогда литературное объединение «Горный родник», активно поддерживал начинающего поэта и советовал участвовать в поэтических конкурсах.

Рыжий прислушался к совету и в 1992 году отправился в Москву на фестиваль студенческой поэзии, где с лёгкостью занял второе место. Вслед за этим в «Российской газете», издаваемой в Екатеринбурге, были опубликованы его стихи – «Облака пока не побледнели…», «Елизавет» и «Воплощение в лес». В дальнейшем, стихи Бориса Рыжего печатали в журналах «Уральский следопыт», «Урал», «Знамя», «Звезда», «Арион», в альманахе Urbi, они были переведены на английский, голландский, немецкий, итальянский языки.



С середины 1990-х годов Борис Рыжий регулярно стал ездить на литературные фестивали и собрания в Москву и Санкт-Петербург. Там он расширил круг своих знакомств. Был «на короткой ноге» с Алексеем Пуриным, Александром Кушнером, Олегом Дозморовым. Особенно Борис дорожил знакомством с Евгением Рейном и Евгением Евтушенко. Рейн считал Бориса Рыжего «самым талантливым поэтом своего поколения».

После окончания Уральской горной академии в 1997 году, Рыжий служил младшим научным сотрудником Института геофизики РАН, а с 1999 года ещё и сотрудником журнала «Урал». В журнале он вёл рубрики «Граф Хвостов» и «Антология шедевров поэзии Урала». Правда, проработал он там недолго – не сложились отношения с главным редактором журнала Николаем Колядой. Нисколько не отчаявшись, Рыжий устроился в газету «Книжный клуб», где стал автором колонки «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим».

Весной 1999 года в журнале «Знамя» напечатали несколько стихотворений Рыжего, объединённых названием «From Sverdlovsk with Love». За эту публикацию 21 января 2000 года поэт получил премию «Антибукер». В том же году в Санкт-Петербурге был издан его первый стихотворный сборник «И всё такое…».

В июне вместе с другими уральскими поэтами Рыжий отправился в Роттердам на Всемирный фестиваль поэзии. Сытая опрятная Голландия не произвела впечатление на уральского поэта: «…всё у них есть, всё ухожено». В конце лета журнале «Пассионата» были опубликованы его стихи. В Голландии его поэзия стала в высшей степени популярной. Довольно известная голландская рок-группа De Kift написала две песни на его стихотворения «Так я понял» и «Море».

На литературных мероприятиях, даже на вручении «Антибукера», Рыжий взял за правило появляться вдрызг пьяным. Этот бесшабашный стиль жизни он остро описал в своём прозаическом произведении «Роттердамский дневник», который был опубликован уже посмертно. Конечно, развязное поведение на публике было лишь маской Бориса Рыжего.

Осенью 2000 года Рыжий стал членом Союза российских писателей.

В том же году он окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Несколько лет он занимался исследованиями, связанными со строением земной коры и сейсмичностью Урала и России, был участником нескольких геологических партий. В общей сложности Рыжий опубликовал 18 научно-исследовательских работ.

Единственной женщиной всей жизни Бориса была Ирина Князева.

С Ириной они учились вместе в старших классах, а потом в институте.


Поженились через полгода после окончания школы – в декабре 1991 года. Первое время они жили у родителей Бориса. Оба учились, но старались не обременять родителей – находили всевозможные заработки: Борис устраивался вахтером и сторожем, Ирина брала проекты на дом.

В середине января 1993 года у счастливой пары появился сын Артём. Переехали в отдельную квартиру. Заботу о ребёнке и работу по дому они делили поровну. Кто оказывался свободен, тот и мыл посуду.

Борис очень дорожил семьёй, мечтал с Ириной дожить до старости. По воспоминаниям Ирины они любили просто посидеть и поговорить на кухне.

Поэт много курил – по четыре пачки в день. Пил запоями. Срывался раз в полгода. Как рассказал Василий Иванов, в последние месяцы жизни Рыжий выглядел глубоко несчастным, много пьющим человеком. В то же время самые сильные его стихотворения были написаны именно в эти последние месяцы.

По свидетельству Ильи Фаликова, который написал книгу «Борис Рыжий. Дивий Камень», весной 2001 года у Бориса была депрессия, он два месяца к ряду принимал антидепрессанты. Утром 7 мая поэт покончил жизнь самоубийством. Ему было всего 26 лет, когда он осознанно ушёл из жизни, оставив записку: «Я всех любил. Без дураков». 10 мая 2001 года Борис Рыжий был похоронен на Нижне-Исетском кладбище.


  1. Трагедия поэта в том, что он поэт


Поэзия Б. Рыжего популярна, по праву заслужила высокие оценки литературоведов и критиков, однако, на наш взгляд, творчество Б. Рыжего требует более глубокого и детального осмысления. Необходимо обратить особое внимание на художественное своеобразие его лирики, которое отчетливо проявляется в образах лирического героя и города, в их непосредственном взаимодействии и взаимообусловленности. Невозможно рассматривать образ лирического героя без погружения в обстановку.

Лирика Б. Рыжего во многом автобиографична, что реализовалось в образах лирического героя и города, а также и в образе времени, в котором жил поэт. Он пишет о реальных событиях, местах, людях, с которыми был лично знаком, встречался. Не единожды образ лирического героя обретает отчетливые черты самого поэта: «Вот я закончил Горный институт»,


«Тот, со шрамом, Рыжий Боря.

Этот - Дозморов Олег –

филолОг, развратник, Дельвиг,

с виду умница, бездельник.

Первый - жлоб и скандалист,

бабник, пьяница, зануда».

Себя самого поэт не раз называет настоящим именем:

«А, пустяк», - сказали только,

выключая ближний свет, -

это пьяный Рыжий Борька,

первый в городе поэт».

Мы видим практически полное отождествление лирического героя и автора. От этого часто появляется глубокий минорный лейтмотив на страницах книги «Типа песня». В ней звучит мечта - быть поэтом, которая раздавлена реальностью. Следует отметить, что и собирательный образ города, преимущественно на фоне которого проходит жизнь поэта, вторит в унисон лирическому настроению.

Поэт обладал тончайшим чувством прекрасного. Самое первое стихотворение сборника «Типа песня» завершают слова о важном для поэта: «Три составляющих жизни: смерть, поэзия и звезда», которые звучат, словно манифест. Б. Рыжий был наполнен глубокими светлыми переживаниями. Громада его романтического героя, самобытна. Эпоха 1990-х годов - сложное время перелома. На этом фоне острым прорисован конфликт лирического героя с окружающим миром. Проявлено одиночество поэта, чей гений наделен сильными чувствами. Вся внутренняя драма разворачивается на фоне обыденных условий жизни. В центр поставлена частная жизнь обычного человека, живущего в самом обыкновенном городе России. Большинство стихотворений Б. Рыжего посвящено его родному городу - Свердловску, который многонационален и пестр по своей природе. Одной из главных его черт поэт называет наличие злачных мест, соответствующей им публики и социальных отношений внутри. Например, в стихотворении «Бар "Трибунал"» пренебрежительно дважды сказано о публике заведения, которой дано имя «шваль». Этим автор дает понять и то, что не случаен финал произведения, в котором проявлен намек на типичное городское явление - драку, потасовку: «Ребра бы сломал, только нас разняли». Сама окружающая урбанистическая атмосфера наполнена провокационными моментами, что, впрочем, мы можем назвать чертой эпохи, так как это время «похотливых шакалов», «подонков», «ментов», «урок» или «уркаганов»:

«В том доме жили урки –

завод их принимал...

Я пыльные окурки

c друзьями собирал».

Поэт не может принять эту грязную, развратную городскую обстановку 1990-х годов, в которой «чтобы избежать скуки и смерти надо танцевать. в окруженье швали.». В силу сильного внутреннего стремления к прекрасному, природному началу, к первозданной красоте, Б. Рыжий не может восхищаться излишним неестественным блеском, преступностью, духовной и физической грязью города. Этим можно объяснить любовь и восхищение поэта к небольшим уголкам природы, которая оживляет и возрождает души: «Какой, однако, вырастили сад в нечерноземной полосе России!».