Файл: Институт математики, физики и информационных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Новые читатели, пришедшие в библиотеку, регистрируются как новые читатели.

Функции библиотеки имеет следующий вид:

  1. В БД библиотеки хранятся данные о книгах, где записаны ФИО автора, жанр книг, издательство, год издания, количество страниц, количество экземпляров, стоимость книги.

  2. В базе данных библиотеки книги учитываются также по содержащимся в них произведениям. Для каждого произведения указывается название, автора и жанр книги. В одной книге может содержаться несколько произведений и одно произведение может содержаться в нескольких томах.

  3. Контролируется выдача книг читателям, при этом записывается в формуляр: ФИО читателя, дата выдача книги, срок выдачи книги. При продлении срока пользования книгой читатель должен об этом известить библиотекаря, который в свою очередь вносит изменения в БД. Всего читателю разрешено иметь на руки не более пяти книг.

  4. Контролируется сдача книг читателем в библиотеку, при этом записывается: ФИО читателя, дата сдачи книги. Также на читателя накладывается штрафные санкции за то, что он не принес книгу (или книги) за отведенный ему период. При этом указывается количество прошедших дней задержки. При рассмотрении библиотек, было выявлено, что за один экземпляр книги, просроченный день составляет 1 рубль. Если же читатель потерял книгу, то он обязан возместить ущерб библиотеки и оплатить полную стоимость книги (или книг).

  5. В рассматриваемой библиотеки будет вестись учет всех читателей, которые пользуется услугами библиотеки. Также будет указываться все данные о читателях, то есть ФИО, контактный телефон, паспортные данные и данные, указанные в читательском билете.

6. Также библиотека ведет учет списания книг, которые пришли в непригодность для использования, а также не имеют спроса среди читателей. Такое списание проводится ежегодно, а списывать книги разрешено не более чем 1,7% от числа всех выданных книг за ежегодный период.

7. В библиотечном фонде проводятся проверки один раз в 3 года. После проведенной проверки выводится недостача (если она есть), то ее компенсирует государственная сторона. Бесплатными функциями библиотеки считаются использование читальных залов, запись и выдача книг.


    1. Организационная структура библиотеки


Организационной структурой библиотеки являются: рабочее место, отделы обслуживания и внутренние отделы. Организационная структура библиотеки приведена ниже в соответствии с рисунком 1.1.


Рисунок 1.1 – Организационная структура библиотеки
Областью обслуживания читателей являются читальные залы. Каждый читальный зал относится к своему отделу. Внутренние отделы библиотеки подразделяются на: отдел регистрации пользователей, отдел специальных видов литературы, отдел учебной литературы, отдел научной литературы, отдел литературы на иностранных языках, отдел художественной литературы, научно-библиографический отдел, отдел электронных ресурсов.

Специальные области работы – отдел комплектования, отдел научной обработки документов и организации каталогов, зал каталогов, отдел хранения фондов, служба методического обеспечения, служба технической поддержки и программного обеспечения.


    1. Идентификация бизнес-процессов библиотеки

С помощью потоковых диаграмм указанные требования разбиваются на функциональные компоненты, которые представляются в виде сети, которые в свою очередь связываются с потоками данных. Представленная схема состоит из процессов, сущностей, и хранилищ, где хранятся данные.

  1. Студент читатель;

  2. Экземпляр - книга;

  3. Библиотекарь – работник библиотеки;

  4. Данные о студенте;

  5. Данные об экземпляре;

  6. Личная карточка абонемента;

  7. Поступление ответа, после поданного запроса;

  8. Осуществление заказа;

  9. Наличие других экземпляров книг;

  10. Поступление отчета об абонементе;

  11. Поступление отчета о книгах;

  12. Создание запроса абонемента;

  13. Запрос поданный на информацию о книгах

  14. Библиотека.

    1. Аудит существующих бизнес-процессов библиотеки и выявление неэффективного бизнес-процесса

Для бизнес-процессов в сфере деятельности библиотечной работы относятся:

- правильное обеспечение всех сфер учебного и воспитательного процесса, а также самообучение путем привлечения библиотеки и самого информационно-библиографического обслуживания, направленные для читателей;



- правильное формирование пользовательских навыков у читателей, путем обучения пользования книгами и электронными ресурсами, а также выполнять необходимый поиск в программе;

- «совершенствовать традиционные методы и освоить новые библиотечные технологии» [3].

- правильное обслуживание читателей на абонементе, а также читателей которые пользуются читательским залом;

- заниматься расстановкой и обеспечением фонда.

- вести регистрацию новых пользователей

- заниматься переплетением единиц периодических изданий;

- проводить работу с читателем;

- проводить правильную обработку имеющихся и вновь поступивших книг в библиотеку;

- вести работу и проводить разъяснительную беседу с читателями, имеющие задолженность перед библиотекой;

- иметь свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач.

- соблюдать все правила, а также распорядок самой библиотеки. Следовать всем распоряжениям заведующей библиотеки, а также выполнение всех должностных инструкций и задач, которые стоят перед сотрудниками.

- вести учет и контроль над расходованием фонда заработной платы, начислением и выдачей всех видов премий, вознаграждений и пособий, составляют отчеты и балансы.

- собирать и обновлять базу данных о читателях и разрабатывает план-график о рейтинге книжных изданий.


    1. Краткая характеристика применяемого CASE-средства

«На сегодняшний момент насчитывается большое количество CASE-средств, направленные на создание от более простых до более сложных структур. К таким средствам можно отнести BPwin (PLATINUM technology)» [11].

BPWin – Business Process Modeling. Новое название - AllFusion Process Modeler. Используется для: анализа, документирования; реорганизации сложных бизнес-процессов. Выбранная система очень удобна в использовании и имеет понятное меню для пользователя (библиотекаря). Также BPwin может поддерживать три методологии моделирования это функциональное моделирование (IDEF0), описание бизнес-процессов (IDEF3) и поток данных (DFD).

Вывод. Как мы видим информационные системы (ИС) играют важную роль в любом процессе. Значение регламентации состоит в том, что только после того, как все процессы регламентированы, можно приступать к практическому использованию информационной системы. И не важно, это бизнес-процесс или ИС, связанный с выполнением каких-либо иных функций. Без проведения регламентации, невозможно использовать ИС в полном объеме, поскольку нет разграничения полномочий между подразделениями организации, нет путей согласования действий между ними. Все вышеуказанное говорит о том, что к выработке регламента процессов информационной системы нужно подходить с максимальным вниманием и работу выполнять старательно и очень аккуратно. Рассмотрены основные CASE-средства.

Глава 2 Моделирование бизнес-процессов


    1. Содержание разрабатываемого проекта

«Разработаем проект прикладной системы, поддерживающей основную деятельность библиотеки и автоматизирующей рабочее место библиотекаря» [5].

Для создания функциональной модели библиотеки следует учесть такие функции, которые будут направлены на:

- работа между библиотекой и самим читателем;

- работа библиотеки с поставщиками книг.

На сегодняшний день библиотека поставляет не только книги и журналы различных жанров литературы, но и оказывает такие услуги как предоставление клиентов CD дисков, видеокассет и аудиокассет. Также имеется возможность выполнять различные поиски книг с использованием электронных каталогов.

«Разработка должна осуществляется в соответствии с основными стадиями жизненного цикла продукта с применением структурного подхода» [6].


    1. Разработка и анализ модели бизнес-процесса AS IS («Как есть»)

Проектом выступает модельная деятельность библиотеки. Целью проекта является выполнение структурной модели, которая будет выполнять функции деятельности библиотеки. Точкой зрения выступает руководство самой библиотеки. Методологией будет выступать IDEF0. Также в качестве инструмента будет использоваться продукт программного обеспечения BPwin. Рассмотрим список данных:

- применение методологии IDEF0;

- сотрудники библиотеки;

- техническое обеспечение и оснащение библиотеки;

- техническое обеспечение и программные средства;

- данные о клиентах библиотеки;

- отчетность со стороны бухгалтерии;

- документация платежных систем;

- отчетность;

- сведения о приеме и о выдаче книг;

- сведения о приеме и о выдаче CD дисков, аудиокассет и видеокассет.

Функциональный перечень библиотеки:

- деятельность библиотеки – А0;

- управление личными карточками читателей – А1:

- добавление читателя в базу – A11,

- редактирование данных о читателе – А12,

- получение информации изменений паспортных данных – А121,

- перевод читателя на годовой абонемент – А122,

- предоставление доступак фолеантам – А123,

- удаление читателя из базы – А13,

- рассмотрение личной карточки читателя – А131,

- вынесение решения об удалении личной карточки – А132,

- уведомление по электронной почте – А133,


- предупреждение по телефону – А134:

- привлечение к административной ответственности – А135,

- постановка вопроса об удалении карточки – А136,

- установка срока– А137,

- заявление по линии МВД – А138,

- возвращение книги – А139,

- управление карточками книг – A2;

- обработка полученной информации – А21;

- анализ полученной информации – А22;

- сопоставление информации – А23;

- создание карточной книги – А24;

- карточка книги – А25;

- выдача/приём книг, CD, аудио и видеокассет– A3;

- поиск книги – А31;

- поиск карточки читателя – А32;

- регистрация выбранной книги читателем в карточке пользователя – А33;

- удаление вернувшихся книг из карточки читателя– А34;

- предоставление рейтинга и оценки книг – A4;

- обрабатывание созданных запросов – А41;

- анализ полученных данных – А42;

- сравнение полученных данных – А43;

- составление списка с рейтингами книг;

- покупка книг из сопоставленного списка – A5;

- прием книг от поставщиков – А51;

- размещение приобретенных книг в библиотеке – А52;

- разделение книг по различным направлениям – А53;

- поставка книг по отделам – А53.

Библиотека - по определению ФЗ "О библиотечном деле", принят Государственной думой от 23 ноября 1994 г. указывает, что: "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации" [10].

Контекстная диаграмма будет построена на уровне 0, который будет являться высоким уровнем для данной задачи. Данная контекстная диаграмма представлена ниже, в соответствии с рисунком 2.1.



Рисунок 2.1 – Контекстная диаграмма (уровень 0)
Для построения декомпозиции контекстной диаграммы выявим важные работы, которые проявляются в виде активности.

Входными данными для функции А1 «Управление личными карточками читателей» являются данные о читателях. Выходными данными являются коды читателей. БД и библиотекарь представляются в этой функции как исполнители. «Исполнение функции осуществляется в соответствии с инструкциями и нормативными документами» [7].