Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА» В Г. НЕРЮНГРИ


Кафедра педагогики и методики начального образования


Контрольная работа

по дисциплине «Основы профессиональной деятельности»




Выполнил: студент 1 курса группы ППО – 22(5)

Лобарев И. С.

Проверила: к.п.н., доцент кафедры ПиМНО

Мамедова Л.В.




Нерюнгри - 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Задание 1 2

  2. Задание 2 3

  3. Задание 3 4

  4. Задание 4 7

  5. Задание 5 10

  6. Задание 6 14






  1. Задание 1


Требования к личности и профессиональной деятельности психолога в системе образования.

С приходом психолога в систему образования связаны определенные социальные ожидания. Формализм, заорганизованность, нивелирование индивидуальностей, внешнее стимулирование деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональной психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад или школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики.

  1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скурпулезным аналитиком, экспериментатором.

  2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

  3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

  4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.


Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности.

Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.

Сегодня в школу пришли два типа психологов: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относится рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не стремятся «снизойти» до практических забот школы; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базе школ, где они работают: проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворению его научных поисков.

Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречаются среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже – неудовлетворенность педагогической деятельностью.


  1. Задание 2

Психологическое сопровождение естественного развития детей.
Желание вырастить своего малыша физически и психически здоровым, гармоничным и счастливым – мечта каждого взрослого. В процессе воспитания каждый взрослый опирается на те методы и способы, которые применяли при его собственном воспитании, или почерпнув из общения с другими родителями, или прочитанной литературой и советами специалистов, или всем вместе взятым.



Для укрепления или изменения отношений между родителями и ребенком, попробуйте, занимаясь или играя с малышом, опираться на следующие принципы:

  • Не навязывайте себя никому, в том числе и детям (ребенку), с которым вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравились занятия, значит, отложите их до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.

  • Если не знаете, как действовать – остановитесь! В процессе занятия с детьми (ребенком) могут произойти инциденты, возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, как будто ничего не произошло, переключитесь на что-нибудь другое, успокойтесь. После поразмыслите над тем, что произошло, сами или с чьей-то помощью сделаете выводы.  

  • Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Насильственные методы не исправят, а только лишь усугубят дефекты личности и поведения ребенка. Просто не воспринимайте незрелые формы реакций и поведения ребенка.

  • Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент занятий. Дети очень хорошо чувствуют сдерживаемые страх, раздражение, тревогу, апатию, тем самым как бы заряжаясь аналогичными эмоциями.

  • Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Во время занятий, в игре вы ведущий и участник процесса – образец творческого поведения, которому подражают и тянутся дети.

  • Не фиксируйте внимание на неудачах не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит навредить ему.

  • Давайте качественные оценки, если не можете без них обойтись, то вместо «зайчики так не прыгают» говорим «как сияют глазки у нашего зайчика», не бывает правильных или не правильных действий, здесь проявляют себя, здесь все у всех получается.

  • Не сравнивайте детей с кем-либо, не ставьте никого в пример. Главное не результат, а внутренняя свобода и эмоциональное благополучие, за которыми последует свобода мысли, свобода внешних проявлений в мимике, жестах, движениях.

  • Не выражайте свои симпатии к детям в избыточной форме это тоже вредно для гармоничного развития ребенка.

  • Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбка, подбадривающие пожатие руки, мимоходом прижать к себе, погладить – по спинке, по головке, подмигивание, обнимание за плечи и т. п. пусть подскажут ваши руки и сердце.


Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости для нас, взрослых.


  1. Задание 3

Активные формы работы психолога с педагогами.
Не всегда психологу удается организовать и провести социально-психологический тренинг в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к нему как к методу обучения общению. Вместе с тем участие психолога в подготовке и проведении педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, семинаров по психологической проблематике позволяет ему использовать различные методы, активизирующие работу педагогов. Приведем примеры некоторых из них.

Методы проигрывания и анализа конкретных ситуаций (с использованием видеоаппаратуры), микропреподавание, при котором учитель проводит мини-урок (10-15 мин) для специально подготовленных учителей или учеников. В основе этих методов лежат бихевиориальные принципы научения. Цель работы психолога - создать условия для изменения поведения педагога, чтобы оно было более эффективным. Для этого при проведении каждого мини-урока ставятся конкретные и достижимые цели.

Примеры:

1-й урок - формирование учителем позитивного представления о себе у учеников. Учитель первый раз пришел в класс, где он назначен классным руководителем. В течение пяти минут ему надо представиться, рассказать о себе и ответить на вопросы, которые зададут ему ученики.

2-й урок - отработка навыка разрешения проблемных ситуаций: «Ученики» заранее готовят ситуации. Например, «ученик отказывается выполнять контрольную работу. При этом ведет себя провоцирующе и вызывающе», «две девочки из 11-го класса в ответ на призывы учителя не использовать слишком много косметики и не одевать в школу одежду, вызывающую, бросающуюся в глаза, встали и демонстративно вышли из класса».

3-й урок - отработка стратегий поведения в конфликте: приспособление, подавление, уход, компромисс, сотрудничество.

4-й, 5-й, 6-й уроки - отработка навыков эффективной коммуникации: активное слушание, понимание, обратная связь.

Желательно, чтобы ситуацию предлагали учителя. Причем на первом этапе учитель спонтанно разыгрывает конфликтную ситуацию
, а группа анализирует стратегию ее разрешения. Для усиления обучающего эффекта одна и та же ситуация может быть разыграна с использованием различных стратегий поведения. Тематика мини-уроков разрабатывается для конкретного учителя. Поведение педагога записывается на видеопленку (аудиопленку). Можно подготовить специальные бланки, на которых поведение педагога оценивается, анализируется. Обсуждение ведется под руководством психолога или супервизора, которым может быть опытный учитель.

Для формирования умений рефлексивного анализа используется рефлексивный тренинг, где задачи анализа педагогической деятельности совмещены с их развитием и формированием.

Примеры:

1. Предлагается группе (5-7 педагогов) обсудить сложности, с которыми каждый сталкивается как педагог. Кто-то из членов группы должен организовать это обсуждение. Выдерживается пауза 2-3 минуты. Если никто не начал работу, обсудить с группой их мысли, чувства, намерения. Назначается организатор обсуждения, через 15-20 минут следует обсудить и проанализировать его работу.

2. Предлагается участникам группы представить свое выражение лица; как его видят другие; зафиксировать выражение лиц других; предложить описать, как они выполняли задание.

3. Каждый участник рефлексирует свое положение в группе, обозначив его на круговой диаграмме.

4. Задание на развитие рефлексии:

а) разделяют участников группы по парам и предлагают каждому представить, каким его видит партнер («Я думаю, что ты думаешь обо мне так-то»). В течение 5-7 минут они выполняют задание;

б) предлагают участникам по очереди рассказать друг другу, что у них получилось, есть ли расхождения в представлениях друг о друге и самих себе.

Высокий эффект в работе с педагогами дает также организационный тренинг, направленный на отработку организационных умений и навыков.

Примеры заданий:

1. Задание на развитие организационных умений: а) предлагают группе создать образ идеального организатора. Для выполнения задания назначают организатора и дают ему на выполнение задания 7-10 минут;

б) дают задание участникам показать, как работал организатор: сымитировать его характерные способы организации работы. Допускается шаржирование;

в) сопоставляют способы работы организатора с образом идеального организатора, созданного группой, и оценивают эффективность его работы.

г) предлагают участнику, у которого слабее, чем у других, выражены умения организовывать свою деятельность, выделить и проранжировать наиболее продуктивно работающих членов группы, а также обосновать свои действия по ходу работы. Дают группе задание оценить действия исполнителя.