Файл: Лекции Понятие человек.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 1.1. по дисциплине «Педагогика жизни»
студента группы ИПОб-16-7
Утешевой Юлии Александровны

Задание 1.1. Проанализировать текст лекции «Понятие «человек» как научная категория» и составить свое представление об образе человека как цели общего образования.

Логика выполнения задания:

1) прочитать текст лекции;

2) выписать фрагменты текста,

а) которые вызвали непонимание:

Лишь через усовершенствование своего собственного тела и духа, главным же образом благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится способностью себя самого и по отношению к другим.

Х. Г. Гадамер считает, что «…человек, в отличие от всех прочих живых существ, имеет «мир», поскольку эти существа не знают отношения к миру в человеческом смысле слова, но как бы впущены… в окружающий их мир…».

Свобода от окружающего мира есть вместе с тем свобода по отношению к именам, которыми мы наделяем вещи…

Вне жизни нет и не может быть для человека ничего, а в жизни все.

б) которые восхищение:

Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение всех сфер жизни – в этом весь парадокс человека.

Опасное дело – убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно – рассказать ему и о той его стороне, и о другой. Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности.

Сознание в самом строгом смысле имеется лишь там, где субъект способен понять свой род, свою сущность.

Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть…

в) которые могут дать ответ на вопросы: что значит человек как объект общего образования и как субъект образования, подтвердив это цитатами из текста:

Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека.


Воспитание отождествляется с образованием, которое в самом широком понимании представляет собой специальную сферу социальной жизни общества, обеспечивающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, для синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть образование – это многоуровневое пространство культурного развития человека, становления его личности, образа Я человека как культурного существа.

осознание себя как отдельного, самостоятельного существа, это способность помнить прошлое и предвидеть будущее, обозначать различные предметы и действия с помощью знаков и символов; это способность разумного постижения и понимания мира; это его способность воображения, позволяющая ему достичь более глубокого познания, чем это возможно только на уровне чувственного восприятия.

3) дать свое разъяснение выделенным фрагментам текста с позиции цели общего образования;

4) выписать фрагменты текста, которые связаны со следующими педагогическими понятиями:

– личность:

Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека. В процессе развития в период детства, который характеризуется физическим развитием организма человека и продолжается от 0 до 24, приоритетная роль в становлении его личности принадлежит воспитанию.

При таком подходе воспитание отождествляется с образованием, которое в самом широком понимании представляет собой специальную сферу социальной жизни общества, обеспечивающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, для синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть образование – это многоуровневое пространство культурного развития человека, становления его личности, образа Я человека как культурного существа

.

Другой причиной сложности изучения человека является, образно говоря, «многопонятийность» данного феномена. Так, по отношению к человеку возможно употребление таких понятий, как индивид, личность, субъект, индивидуум, индивидуальность.

Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен «духовности» как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально значимых качеств, преломленных в фокусе «Я», самосознания.

Конкретный человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни».

Личность – это результат духовного развития человека, который и проявляется как личность только в момент своей деятельностной активности.

Таким образом, можно охарактеризовать человека как единство трех его сущностных характеристик. Согласно первой, человек – природное существо, биоиндивид – явление природы и ее часть; согласно второй – социальное существо, личность, представитель общества, а также носитель культуры и результат общественных отношений, и, наконец, согласно третьей позиции человек – это духовное существо, носитель энергии творчества, «клеточка Вселенной».

Жизнь это форма существования человека, его бытие, во-первых, как органического существа или организма, во-вторых, как социального существа или личности, и, в-третьих, как энергетического или точнее энергоинформационного существа.

Особенно интересен для нас вывод В. И. Гарбузова о том, что удовлетворение всех инстинктов согласно их иерархии в личности данного конкретного человека является важнейшим условием сохранения его здоровья, и наоборот, если подавлен доминирующий инстинкт или блокирована его реализация, «человек испытывает глубинную, неистовую неудовлетворенность и идет по пути соматического риска».

– самоопределение:

Цитируя Л. Фейербаха, нельзя обойти вниманием его тезис о назначении человека: «Особым назначением человека – таким, которое сначала вводит человека в противоречие с самим собой и повергает его в сомнение, – сможет ли он достигнуть этого назначения или нет, – человек обладает лишь как существо моральное, то есть социальное, гражданское, политическое существо.


Именно дихотомия, по словам Э. Фромма, побуждает человека постоянно искать пути ее преодоления, стремиться к созданию собственного мира, в котором бы он чувствовал себя дома с самим собой и с другими.

Отсюда следует, что не только знание своего предназначения, но и активное участие в его определении является важной «человеческой» характеристикой человека.

– мировоззрение:

Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, «дыхание» («прана», «псюхе»), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы здесь – это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры.

Отношение человека к миру, по его мнению, «в противоположность всем другим живым существам характеризуется как раз свободой от окружающего мира. Эта свобода включает в себя и языковое строение… мира. Одно связано с другим. Противостоять натиску встречающихся в мире вещей, возвыситься над ними – значит иметь язык и иметь мир… Свобода от окружающего мира есть вместе с тем свобода по отношению к именам, которыми мы наделяем вещи.

Не умаляя значимости высших принципов сознания, мировоззрения и мотивов, вытекающих из них, В. И. Гарбузов все-таки считает, что «и они подспудно вытекают из высших инстинктивных побуждений или опираются на них…

– образование:

Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека. В процессе развития в период детства, который характеризуется физическим развитием организма человека и продолжается от 0 до 24, приоритетная роль в становлении его личности принадлежит воспитанию.

При таком подходе воспитание отождествляется с образованием, которое в самом широком понимании представляет собой специальную сферу социальной жизни общества, обеспечивающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, для синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть образование – это многоуровневое пространство культурного развития человека, становления его личности, образа Я человека как культурного существа.


– воспитание:

В самом широком значении воспитание – это социальное явление, процесс целенаправленной подготовки молодого поколения к жизни в обществе; один из факторов жизни и развития общества путем развития подрастающих поколений; исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Для процесса воспитания характерны следующие признаки:

– это процесс, как минимум, между двумя лицами;

– неравное положение воспитателя и воспитуемого по компетентности;

– наличие образца как социально-культурного идеала;

– соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям;

– это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам, процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный;

– процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.

При таком подходе воспитание отождествляется с образованием.

– развитие:

Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека. В процессе развития в период детства, который характеризуется физическим развитием организма человека и продолжается от 0 до 24, приоритетная роль в становлении его личности принадлежит воспитанию.

При таком подходе воспитание отождествляется с образованием, которое в самом широком понимании представляет собой специальную сферу социальной жизни общества, обеспечивающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, для синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть образование – это многоуровневое пространство культурного развития человека, становления его личности, образа Я человека как культурного существа.