Файл: Дипломная работа специальность 38. 05. 01 Экономическая безопасность.pdf
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 350
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3
Оценка экономической безопасности
Как было отмечено в предыдущем пункте, помимо финансовой составляющей при анализе экономической безопасности страховой организации важно обращать внимание на кадровую, информационную и силовую безопасность.
1. Кадровая безопасность. Главная ее цель – предотвращение негативных воздействий, связанных с угрозами, исходящими от персонала компании. Эти угрозы могут быть как внутреннего (низкая квалификация кадров и некачественная работа), так и внешнего характера (риск разглашения коммерческой тайны со стороны уволенных сотрудников).
Сформируем показатели оценки кадровой безопасности страховой организации (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Показатели оценки кадровой безопасности страховой компании
[2, c. 9-18]
Показатели
Норматив, рекомендация
Оценка
1 2
3
Структура персонала
Квалификация – не менее
60% с высшим и среднепрофессиональным образованием соответствует критерию - 2 балл; отклонение от критерия менее чем на
50% - 1 балла; иначе - 0 баллов
Обучение, повышение квалификации – не менее
50% коллектива ежегодно соответствует критерию - 2 балл; отклонение от критерия менее чем на
50% - 1 балла; иначе - 0 баллов
Стаж – не менее 60% сотрудников со стажем от
5 лет соответствует критерию - 2 балл; отклонение от критерия менее чем на
50% - 1 балла; иначе - 0 баллов
Текучесть кадров
≤30 [47,c. 8-10] соответствует критерию - 2 балл; отклонение от критерия менее чем на
50% - 1 балла; иначе - 0 баллов
32
Окончание таблицы 2.3 1
2 3
Обеспечение персонала нормальными условиями труда
Соответствие законодательству соответствие критерию – 1 балл; частичное соответствие – 0,5 баллов; несоответствие критерию – 0 баллов
Обеспечение психологического комфорта работников
Проведение тренингов, корпоративных мероприятий соответствие критерию – 1 балл; частичное соответствие – 0,5 баллов; несоответствие критерию – 0 баллов
Предоставление возможности карьерного роста
Наличие соответствующей иерархической структуры компании соответствие критерию – 1 балл; частичное соответствие – 0,5 баллов; несоответствие критерию – 0 баллов
Следует отметить, что это не единственные показатели, которые можно рассматривать как составляющие оценки кадровой безопасности. Так, некоторые классификации предлагают выделить в качестве критериев кадровой безопасности обеспечение неразглашения коммерческой тайны сотрудниками, физическую охрану сотрудников [48, c. 327-331]. Однако, на наш взгляд, эти показатели целесообразно отнести к информационной составляющей и работе службы безопасности соответственно. В кадровую безопасность при этом следует включить аспекты, касающиеся непосредственно работы имеющихся сотрудников.
Проанализируем кадровую безопасность рассматриваемой фирмы
(таблица 2.4).
33
Таблица 2.4 – Оценка кадровой безопасности ПАО СК «Росгосстрах» в 2016 –
2018 гг. [17, c. 152]
Показатели
Норматив, рекомендация
Показатель
Оценка
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1 2
3 4
5 6
7 8
Структура кадров
Квалификация – не менее 60% с высшим и средне- профессиональны м образованием
71,2%
73,4%
74,1%
2 2
2
Обучение, повышение квалификации – не менее 50% коллектива ежегодно
33,7%
41,1%
53,2%
1 1
2
Стаж – не менее
60% сотрудников со стажем от 5 лет
70,1%
70,4%
70,2%
2 2
2
Текучесть кадров
≤30%
1,5%
2,3%
1,6%
2 2
2
Обеспечение персонала нормальными условиями труда
Соответствие законодательству
Полное соответст вие
Полное соответс твие
Полное соответст вие
1 1
1
Обеспечение психологичес кого комфорта работников
Проведение тренингов, корпоративных мероприятий
Корпорат ивы, активный тимбилди нг
Корпора тивы, активны й тимбилд инг
Корпорат ивы, активный тимбилди нг, тренинги для адаптации новых сотрудник ов
0,5 0,5 1
Предоставлен ие возможности карьерного роста
Наличие соответствующей иерархической структуры компании
Низкие возможно сти карьерног о роста
Низкие возможн ости карьерно го роста
Низкие возможно сти карьерног о роста
0,5 0,5 0,5
34
Окончание таблицы 2.4 1
2 3
4 5
6 7
8 1.Общая оценка
9 9
10,5 2.Максимально возможная оценка
11 11 11 3.Уровень (п.1/п.2*100%)
81,8
%
81,8
%
95,5
%
Как видно из таблицы 2.4, кадровая составляющая экономической безопасности «Росгосстраха» находится на довольно высоком уровне. Это объясняется тем, что кадровая политика – один из важнейших вопросов управленческой деятельности компании. Она нацелена на привлечение молодых кадров с профессиональным образованием, а также для удержания их в компании. В рамках последней задачи реализуются мероприятия по сплочению коллектива, укрепления командного духа и лояльности компании, а также программы адаптации молодых сотрудников.
Анализ показателей демонстрирует, что в 2018 году оценка кадровой безопасности почти достигла максимального уровня. В 2016 и 2017 годах отклонение от этого уровня являлось следствием недостаточного развития системы обеспечения психологического комфорта работников, а также недостаточным числом лиц, проходящих обучение за счет компании.
В дальнейшем эти проблемы были решены. Были разработаны корпоративные мероприятия, нацеленные на адаптацию молодых кадров, что довело до высокого уровня обеспечение психологического комфорта работников. Кроме того, за счет роста активности системы корпоративного обучения и привлечения лиц на повышение квалификации было достигнуто нормальное значение по этому показателю.
Одним из немногих проблемных мест в обеспечении кадровой безопасности можно назвать низкие возможности карьерного роста. Учитывая возрастную и квалификационную кадров (это, главным образом, молодые люди с высшим образованием и хотя бы небольшим опытом работы), карьерный рост очень важен для сотрудников фирмы. Однако сотрудники нередко упоминают о
35 том, что поощрение за успешную работу чаще всего проявляется в виде премий и бонусов, а не в повышении.
Это можно считать достаточно существенным проблем в обеспечении кадровой безопасности, так как неудовлетворенность карьерными перспективами легко может толкнуть сотрудников (как только нанятых, так и проработавших уже солидное время) на переход в фирмы-конкуренты.
В качестве другого проблемного места можно назвать недостаточно стабильный объем работы и необходимость переработок в некоторых случаях.
Формально при этом соблюдаются трудовые нормы, потому нет оснований занижать оценку по этому критерию. Однако данное обстоятельство воспринимается сотрудниками как причисление «Росгосстраха» к компаниям с нестабильными и достаточно жесткими условиями труда [49].
Тем не менее, оценивая все аспекты кадровой политики и ее реализации в совокупности, можно прийти к выводу, что кадровая безопасность хорошо обеспечивается в данной организации.
2. Информационная безопасность. Искажение или фальсификация, уничтожение или разглашение информации ведет к разрушению процессов её обработки и передачи в системы, наносят огромный вред юридическим и физическим лицам, которые участвуют в процессах информационного взаимодействия.
Следует заметить, что наибольшую угрозу обеспечения безопасности, информационной составляющей объектов экономики представляют сами сотрудники предприятия (т.е. большинство угроз совершается самими сотрудниками и пользователями компьютеров при их непосредственном или опосредованном участии). Это приводит к тому, что угрозы информационной безопасности носят преимущественно не только внешний, но и внутренний характер [47, c. 160-164].
В ПАО «Росгосстрах» образуются следующие объекты информации:
1) коммерческая тайна самой страховой компании, данные о ее договорах, финансовых взаимоотношениях, бухгалтерская информация;
36 2) коммерческая тайна клиентов и партнеров организации, данные об их активах, имуществе, платежах, произошедших страховых событиях;
3) персональные данные сотрудников компании и сотрудников клиентов, эта информация иногда включает номера автомобилей, водительских удостоверений, кредитных карт;
4) медицинская тайна клиентов компании, пользующихся услугами добровольного медицинского страхования.
При выборе решения по созданию системы информационной безопасности специалисты «Росгосстраха» ориентировались на продукт, который позволит надежно защитить разветвленную филиальную сеть и обеспечит бесперебойное круглосуточное информационное обслуживание.
В настоящее время решение этих задач осуществлено путем использования системы Kaspersky Business Space Security. Она позволяет подстраиваться под особенности компании, в данном случае – обширную клиентскую базу, уже имеющуюся в компании IT-инфраструктуру. Комплекс подходит для решения проблемы защиты информации и безопасного ведения бизнеса.
В целом, информационная составляющая экономической безопасности
«Росгосстраха» соответствует современным требованиям и обеспечивает безопасность и конфиденциальность ведения страхового бизнеса.
3.
Силовая безопасность (деятельность службы безопасности).
Деятельность страховой организации связана с большими рисками, прежде всего, из-за внешних угроз, то есть правонарушений со стороны клиентов и других контрагентов.
Цель деятельности службы безопасности любой страховой организации – обеспечение сохранности, предупреждение утечки коммерческой и конфиденциальной информации, обнаружение и своевременное предупреждение вероятных посягательств на законные права и интересы компании, содействие руководителям фирмы в принятии определенных решений [19, c. 1-6].
37
Главной задачей сотрудников службы безопасности «Росгосстраха» является не только расследование сомнительных страховых событий, но и проверка благонадежности страхователей.
Основная угроза экономической безопасности страховой организации – мошенничество. Официальные данные Генпрокуратуры за 2015-2017 годы позволяют сделать вывод, что в России произошло увеличение мошеннических преступлений в области страхования на 158,4%. К видам мошенничества относятся: предоставление ложной информации, фальсификация страхового случая, умышленное повреждение собственности после наступления страхового случая и т. д. [10, с. 89-96].
Об эффективности деятельности службы безопасности говорит тот факт, что в 2015 г. Департаментом экономической и информационной защиты бизнеса компании ПАО «Росгосстрах» было выявлено 6777 фактов страхового мошенничества, в том числе с участием преступных групп. Предотвращено убытков в результате мошенничества и возвращено в компанию порядка 1,6 млрд рублей, что на 34% больше, чем в 2014 г. [50].
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность
«Росгосстраха» находится на приемлемом уровне. При этом ее кадровая, информационная и силовая безопасности обеспечены на высоком уровне.
38
3
Направления повышения уровни экономической безопасности
страховой компании «Росгосстрах» в условиях современного рынка
3.1
Рекомендации
по
повышению
уровня
экономической
безопасности ПАО СК «Росгосстрах»
Основываясь на проведенном ранее анализе, разработаем систему рекомендаций по повышению уровня экономической безопасности ПАО
«Росгосстрах».
1. Проведенный ранее анализ финансовой составляющей экономической безопасности «Росгосстраха» позволил сделать вывод о том, что в настоящее время проблемы организации в этой сфере можно разбить на три группы. Это низкая эффективность деятельности, отражающаяся в невысоких показателях рентабельности, высокий уровень расходов и низкая доля собственного капитала.
Увеличение показателей рентабельности, главным образом, воздействует на показатель прибыли. Как показывают данные бухгалтерской отчетности, в
2016 – 2017 годах наблюдался убыток, причем в 2017 году он значительно возрос. Лишь в 2018 году компании удалось добиться положительной прибыли, что, с учетом размеров убытка, можно считать заметным достижением. Тем не менее, не следует останавливаться на достигнутом уровне рентабельности, так как его значения все еще недостаточно велики.
Вопрос о повышении рентабельности организаций, в том числе страховых, является одной из главных задач экономистов. Мы предлагаем следующие проверенные временем мероприятия, направленные на рост рентабельности ПАО «Росгосстрах» [45]:
проанализировать затраты финансовых ресурсов на коммерческие и управленческие нужды, выявить резервы сокращения этих затрат;
39
внести изменения в структуру управления предприятием. Следует выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей. В определенном виде она уже применяется в данной организации, однако следует еще больше усилить гибкость цены в зависимости от сегментов рынка;
разработать новую рекламную компанию, позволяющую охватить большие сегменты рынка, причем не только в географическом, но и в социальном плане;
продолжение курса на сокращение прочих расходов, добавление к нему задачи активного роста прочих доходов.
Все вышеописанные мероприятия позволят воздействовать как на увеличение прибыли за счет притока новых клиентов и эффективной работы со старыми, так и на сокращение затрат, не относящихся на продажи прямо.
Предложенные мероприятия будут успешными так и для сокращения уровня расходов. К ним относятся, в частности, контроль за коммерческими и управленческими затратами.
Тем не менее, можно обратиться к мероприятиям, которые специалисты
[56] называют специально направленными на снижение расходов, а именно:
закрытие наиболее малоэффективных отделений в регионах, роспуск сотрудников из них;
отказ от направлений хозяйственной деятельности, не приносящих достаточный доход. Следует отметить, что это мероприятие в определенной степени уже используется в «Росгосстрахе», пока что только в отношении инвестиционной деятельности компании. Сократились инвестиции в 2018 году, что позволило повысить уровень рентабельности инвестиционного портфеля;
сокращение малоприбыльных операций, отказ от услуг, пользующихся минимальным спросом.
40
Следует отметить, однако, что сокращение каких-либо компонентов бизнеса может привести к падению интереса к компании со стороны клиентов.
«Росгосстрах» пользуется популярностью на российском рынке в том числе из- за созданного им имиджа, основная концепция которого – масштабность, обширный спектр оказываемых услуг. Потому следует избирательно проводить сокращение по какой-либо услуге или филиалу.
Увеличение доли собственного капитала можно осуществить за счет:
реорганизации кредиторской задолженности путем модернизации системы работы с контрагентами, последовательного погашения задолженности вследствие разбивки кредиторов на группы;
увеличения собственного капитала, в том числе за счет эмиссии акций.
Финансовая безопасность – это универсальный и важнейший компонент экономической безопасности предприятия, потому мероприятий в этой сфере являются важнейшими. Тем не менее, не следует оставлять без внимания и другие составляющие экономической безопасности.
2. В целях повышения кадровой безопасности можно предложить следующие мероприятия [27, c. 213-216]:
модернизация иерархической структуры персонала с целью обеспечения возможностей карьерного роста. Так как не всегда имеется возможность обеспечить вертикальный карьерный рост, рекомендуется начать с роста горизонтального;
в качестве варианта карьерного роста можно использовать систему проектов, при которой не будет происходить непосредственного перемещения по должностной лестнице, однако круг выполняемых сотрудников обязанностей, как и вознаграждение за их выполнение, будет увеличиваться;
следует продолжать совершенствовать систему адаптации сотрудников. Более того, возможно проведение адаптационных мероприятий по отношению не только к вновь нанятым сотрудникам, но и к сотрудникам, подлежащим увольнению. Это повысит их расположенность к компании и
Оценка экономической безопасности
Как было отмечено в предыдущем пункте, помимо финансовой составляющей при анализе экономической безопасности страховой организации важно обращать внимание на кадровую, информационную и силовую безопасность.
1. Кадровая безопасность. Главная ее цель – предотвращение негативных воздействий, связанных с угрозами, исходящими от персонала компании. Эти угрозы могут быть как внутреннего (низкая квалификация кадров и некачественная работа), так и внешнего характера (риск разглашения коммерческой тайны со стороны уволенных сотрудников).
Сформируем показатели оценки кадровой безопасности страховой организации (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Показатели оценки кадровой безопасности страховой компании
[2, c. 9-18]
Показатели
Норматив, рекомендация
Оценка
1 2
3
Структура персонала
Квалификация – не менее
60% с высшим и среднепрофессиональным образованием соответствует критерию - 2 балл; отклонение от критерия менее чем на
50% - 1 балла; иначе - 0 баллов
Обучение, повышение квалификации – не менее
50% коллектива ежегодно соответствует критерию - 2 балл; отклонение от критерия менее чем на
50% - 1 балла; иначе - 0 баллов
Стаж – не менее 60% сотрудников со стажем от
5 лет соответствует критерию - 2 балл; отклонение от критерия менее чем на
50% - 1 балла; иначе - 0 баллов
Текучесть кадров
≤30 [47,c. 8-10] соответствует критерию - 2 балл; отклонение от критерия менее чем на
50% - 1 балла; иначе - 0 баллов
32
Окончание таблицы 2.3 1
2 3
Обеспечение персонала нормальными условиями труда
Соответствие законодательству соответствие критерию – 1 балл; частичное соответствие – 0,5 баллов; несоответствие критерию – 0 баллов
Обеспечение психологического комфорта работников
Проведение тренингов, корпоративных мероприятий соответствие критерию – 1 балл; частичное соответствие – 0,5 баллов; несоответствие критерию – 0 баллов
Предоставление возможности карьерного роста
Наличие соответствующей иерархической структуры компании соответствие критерию – 1 балл; частичное соответствие – 0,5 баллов; несоответствие критерию – 0 баллов
Следует отметить, что это не единственные показатели, которые можно рассматривать как составляющие оценки кадровой безопасности. Так, некоторые классификации предлагают выделить в качестве критериев кадровой безопасности обеспечение неразглашения коммерческой тайны сотрудниками, физическую охрану сотрудников [48, c. 327-331]. Однако, на наш взгляд, эти показатели целесообразно отнести к информационной составляющей и работе службы безопасности соответственно. В кадровую безопасность при этом следует включить аспекты, касающиеся непосредственно работы имеющихся сотрудников.
Проанализируем кадровую безопасность рассматриваемой фирмы
(таблица 2.4).
33
Таблица 2.4 – Оценка кадровой безопасности ПАО СК «Росгосстрах» в 2016 –
2018 гг. [17, c. 152]
Показатели
Норматив, рекомендация
Показатель
Оценка
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1 2
3 4
5 6
7 8
Структура кадров
Квалификация – не менее 60% с высшим и средне- профессиональны м образованием
71,2%
73,4%
74,1%
2 2
2
Обучение, повышение квалификации – не менее 50% коллектива ежегодно
33,7%
41,1%
53,2%
1 1
2
Стаж – не менее
60% сотрудников со стажем от 5 лет
70,1%
70,4%
70,2%
2 2
2
Текучесть кадров
≤30%
1,5%
2,3%
1,6%
2 2
2
Обеспечение персонала нормальными условиями труда
Соответствие законодательству
Полное соответст вие
Полное соответс твие
Полное соответст вие
1 1
1
Обеспечение психологичес кого комфорта работников
Проведение тренингов, корпоративных мероприятий
Корпорат ивы, активный тимбилди нг
Корпора тивы, активны й тимбилд инг
Корпорат ивы, активный тимбилди нг, тренинги для адаптации новых сотрудник ов
0,5 0,5 1
Предоставлен ие возможности карьерного роста
Наличие соответствующей иерархической структуры компании
Низкие возможно сти карьерног о роста
Низкие возможн ости карьерно го роста
Низкие возможно сти карьерног о роста
0,5 0,5 0,5
34
Окончание таблицы 2.4 1
2 3
4 5
6 7
8 1.Общая оценка
9 9
10,5 2.Максимально возможная оценка
11 11 11 3.Уровень (п.1/п.2*100%)
81,8
%
81,8
%
95,5
%
Как видно из таблицы 2.4, кадровая составляющая экономической безопасности «Росгосстраха» находится на довольно высоком уровне. Это объясняется тем, что кадровая политика – один из важнейших вопросов управленческой деятельности компании. Она нацелена на привлечение молодых кадров с профессиональным образованием, а также для удержания их в компании. В рамках последней задачи реализуются мероприятия по сплочению коллектива, укрепления командного духа и лояльности компании, а также программы адаптации молодых сотрудников.
Анализ показателей демонстрирует, что в 2018 году оценка кадровой безопасности почти достигла максимального уровня. В 2016 и 2017 годах отклонение от этого уровня являлось следствием недостаточного развития системы обеспечения психологического комфорта работников, а также недостаточным числом лиц, проходящих обучение за счет компании.
В дальнейшем эти проблемы были решены. Были разработаны корпоративные мероприятия, нацеленные на адаптацию молодых кадров, что довело до высокого уровня обеспечение психологического комфорта работников. Кроме того, за счет роста активности системы корпоративного обучения и привлечения лиц на повышение квалификации было достигнуто нормальное значение по этому показателю.
Одним из немногих проблемных мест в обеспечении кадровой безопасности можно назвать низкие возможности карьерного роста. Учитывая возрастную и квалификационную кадров (это, главным образом, молодые люди с высшим образованием и хотя бы небольшим опытом работы), карьерный рост очень важен для сотрудников фирмы. Однако сотрудники нередко упоминают о
35 том, что поощрение за успешную работу чаще всего проявляется в виде премий и бонусов, а не в повышении.
Это можно считать достаточно существенным проблем в обеспечении кадровой безопасности, так как неудовлетворенность карьерными перспективами легко может толкнуть сотрудников (как только нанятых, так и проработавших уже солидное время) на переход в фирмы-конкуренты.
В качестве другого проблемного места можно назвать недостаточно стабильный объем работы и необходимость переработок в некоторых случаях.
Формально при этом соблюдаются трудовые нормы, потому нет оснований занижать оценку по этому критерию. Однако данное обстоятельство воспринимается сотрудниками как причисление «Росгосстраха» к компаниям с нестабильными и достаточно жесткими условиями труда [49].
Тем не менее, оценивая все аспекты кадровой политики и ее реализации в совокупности, можно прийти к выводу, что кадровая безопасность хорошо обеспечивается в данной организации.
2. Информационная безопасность. Искажение или фальсификация, уничтожение или разглашение информации ведет к разрушению процессов её обработки и передачи в системы, наносят огромный вред юридическим и физическим лицам, которые участвуют в процессах информационного взаимодействия.
Следует заметить, что наибольшую угрозу обеспечения безопасности, информационной составляющей объектов экономики представляют сами сотрудники предприятия (т.е. большинство угроз совершается самими сотрудниками и пользователями компьютеров при их непосредственном или опосредованном участии). Это приводит к тому, что угрозы информационной безопасности носят преимущественно не только внешний, но и внутренний характер [47, c. 160-164].
В ПАО «Росгосстрах» образуются следующие объекты информации:
1) коммерческая тайна самой страховой компании, данные о ее договорах, финансовых взаимоотношениях, бухгалтерская информация;
36 2) коммерческая тайна клиентов и партнеров организации, данные об их активах, имуществе, платежах, произошедших страховых событиях;
3) персональные данные сотрудников компании и сотрудников клиентов, эта информация иногда включает номера автомобилей, водительских удостоверений, кредитных карт;
4) медицинская тайна клиентов компании, пользующихся услугами добровольного медицинского страхования.
При выборе решения по созданию системы информационной безопасности специалисты «Росгосстраха» ориентировались на продукт, который позволит надежно защитить разветвленную филиальную сеть и обеспечит бесперебойное круглосуточное информационное обслуживание.
В настоящее время решение этих задач осуществлено путем использования системы Kaspersky Business Space Security. Она позволяет подстраиваться под особенности компании, в данном случае – обширную клиентскую базу, уже имеющуюся в компании IT-инфраструктуру. Комплекс подходит для решения проблемы защиты информации и безопасного ведения бизнеса.
В целом, информационная составляющая экономической безопасности
«Росгосстраха» соответствует современным требованиям и обеспечивает безопасность и конфиденциальность ведения страхового бизнеса.
3.
Силовая безопасность (деятельность службы безопасности).
Деятельность страховой организации связана с большими рисками, прежде всего, из-за внешних угроз, то есть правонарушений со стороны клиентов и других контрагентов.
Цель деятельности службы безопасности любой страховой организации – обеспечение сохранности, предупреждение утечки коммерческой и конфиденциальной информации, обнаружение и своевременное предупреждение вероятных посягательств на законные права и интересы компании, содействие руководителям фирмы в принятии определенных решений [19, c. 1-6].
37
Главной задачей сотрудников службы безопасности «Росгосстраха» является не только расследование сомнительных страховых событий, но и проверка благонадежности страхователей.
Основная угроза экономической безопасности страховой организации – мошенничество. Официальные данные Генпрокуратуры за 2015-2017 годы позволяют сделать вывод, что в России произошло увеличение мошеннических преступлений в области страхования на 158,4%. К видам мошенничества относятся: предоставление ложной информации, фальсификация страхового случая, умышленное повреждение собственности после наступления страхового случая и т. д. [10, с. 89-96].
Об эффективности деятельности службы безопасности говорит тот факт, что в 2015 г. Департаментом экономической и информационной защиты бизнеса компании ПАО «Росгосстрах» было выявлено 6777 фактов страхового мошенничества, в том числе с участием преступных групп. Предотвращено убытков в результате мошенничества и возвращено в компанию порядка 1,6 млрд рублей, что на 34% больше, чем в 2014 г. [50].
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность
«Росгосстраха» находится на приемлемом уровне. При этом ее кадровая, информационная и силовая безопасности обеспечены на высоком уровне.
38
3
Направления повышения уровни экономической безопасности
страховой компании «Росгосстрах» в условиях современного рынка
3.1
Рекомендации
по
повышению
уровня
экономической
безопасности ПАО СК «Росгосстрах»
Основываясь на проведенном ранее анализе, разработаем систему рекомендаций по повышению уровня экономической безопасности ПАО
«Росгосстрах».
1. Проведенный ранее анализ финансовой составляющей экономической безопасности «Росгосстраха» позволил сделать вывод о том, что в настоящее время проблемы организации в этой сфере можно разбить на три группы. Это низкая эффективность деятельности, отражающаяся в невысоких показателях рентабельности, высокий уровень расходов и низкая доля собственного капитала.
Увеличение показателей рентабельности, главным образом, воздействует на показатель прибыли. Как показывают данные бухгалтерской отчетности, в
2016 – 2017 годах наблюдался убыток, причем в 2017 году он значительно возрос. Лишь в 2018 году компании удалось добиться положительной прибыли, что, с учетом размеров убытка, можно считать заметным достижением. Тем не менее, не следует останавливаться на достигнутом уровне рентабельности, так как его значения все еще недостаточно велики.
Вопрос о повышении рентабельности организаций, в том числе страховых, является одной из главных задач экономистов. Мы предлагаем следующие проверенные временем мероприятия, направленные на рост рентабельности ПАО «Росгосстрах» [45]:
проанализировать затраты финансовых ресурсов на коммерческие и управленческие нужды, выявить резервы сокращения этих затрат;
39
внести изменения в структуру управления предприятием. Следует выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей. В определенном виде она уже применяется в данной организации, однако следует еще больше усилить гибкость цены в зависимости от сегментов рынка;
разработать новую рекламную компанию, позволяющую охватить большие сегменты рынка, причем не только в географическом, но и в социальном плане;
продолжение курса на сокращение прочих расходов, добавление к нему задачи активного роста прочих доходов.
Все вышеописанные мероприятия позволят воздействовать как на увеличение прибыли за счет притока новых клиентов и эффективной работы со старыми, так и на сокращение затрат, не относящихся на продажи прямо.
Предложенные мероприятия будут успешными так и для сокращения уровня расходов. К ним относятся, в частности, контроль за коммерческими и управленческими затратами.
Тем не менее, можно обратиться к мероприятиям, которые специалисты
[56] называют специально направленными на снижение расходов, а именно:
закрытие наиболее малоэффективных отделений в регионах, роспуск сотрудников из них;
отказ от направлений хозяйственной деятельности, не приносящих достаточный доход. Следует отметить, что это мероприятие в определенной степени уже используется в «Росгосстрахе», пока что только в отношении инвестиционной деятельности компании. Сократились инвестиции в 2018 году, что позволило повысить уровень рентабельности инвестиционного портфеля;
сокращение малоприбыльных операций, отказ от услуг, пользующихся минимальным спросом.
40
Следует отметить, однако, что сокращение каких-либо компонентов бизнеса может привести к падению интереса к компании со стороны клиентов.
«Росгосстрах» пользуется популярностью на российском рынке в том числе из- за созданного им имиджа, основная концепция которого – масштабность, обширный спектр оказываемых услуг. Потому следует избирательно проводить сокращение по какой-либо услуге или филиалу.
Увеличение доли собственного капитала можно осуществить за счет:
реорганизации кредиторской задолженности путем модернизации системы работы с контрагентами, последовательного погашения задолженности вследствие разбивки кредиторов на группы;
увеличения собственного капитала, в том числе за счет эмиссии акций.
Финансовая безопасность – это универсальный и важнейший компонент экономической безопасности предприятия, потому мероприятий в этой сфере являются важнейшими. Тем не менее, не следует оставлять без внимания и другие составляющие экономической безопасности.
2. В целях повышения кадровой безопасности можно предложить следующие мероприятия [27, c. 213-216]:
модернизация иерархической структуры персонала с целью обеспечения возможностей карьерного роста. Так как не всегда имеется возможность обеспечить вертикальный карьерный рост, рекомендуется начать с роста горизонтального;
в качестве варианта карьерного роста можно использовать систему проектов, при которой не будет происходить непосредственного перемещения по должностной лестнице, однако круг выполняемых сотрудников обязанностей, как и вознаграждение за их выполнение, будет увеличиваться;
следует продолжать совершенствовать систему адаптации сотрудников. Более того, возможно проведение адаптационных мероприятий по отношению не только к вновь нанятым сотрудникам, но и к сотрудникам, подлежащим увольнению. Это повысит их расположенность к компании и