Файл: Информационные системы в здравоохранении Преподаватель Крапивина.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Информационные системы в здравоохранении
Автоматизированное рабочее место
АРМ врача должен обеспечивать информационную поддержку следующих основных функций:
Разработка и внедрение АСУ в здравоохранении.
Создание и эксплуатация ИС и АСУ в здравоохранении преследует ряд целей:
Основные этапы разработки и внедрения АСУ:
варианты внедрения информационных систем:
Каждая ИС состоит из трех основных компонентов:
рабочими местами пользователей
Система обрабатывает информационные потоки, которые можно условно подразделить на несколько видов:
Персонал, использующий и обеспечивающий функционирование АСУ, включает две категории лиц:
соответствовать работа пользователя:
Основные направления применения телемедицины:
Неблагоприятные факторы, связанные с применением компьютерных систем.
Практическое применение ИС и АСУ
Работы с электронными медицинскими документами
Информационные системы в здравоохранении
Преподаватель Крапивина
Надежда Андреевна
2016г.
МИС и АСУ
Здравоохранение, как важнейшая общественная структура, активно участвует в становлении информационного общества. Медицинская деятельность связана с необходимостью аналитической работы с все нарастающими объемами и потоками научной, учебной и технологической медицинской информатики.С целью повышения качества медицинской помощи и устранения негативного влияния этих процессов применяются медицинские информационные системы МИС и автоматизированные системы управления (АСУ).
Определение
Медицинская информационная система (МИС) — система автоматизации документооборота для лечебно-профилактических учреждений, в которой объединены система поддержки принятия медицинских решений, эл. медицинские карты о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация.
В соответствии с концепцией информатизации здравоохранения утв. МЗ РФ 29 июня 1992г. Приоритетными направлениями внедрения информационных систем являются:
Мониторинг здоровья населения. Создание системы комплексного, научно обоснованного анализа динамики состояния здоровья населения и связи с различными социальными, экономическими и экологическими факторами.
Информационная поддержка актуальных программ борьбы с социально-значимыми заболеваниями. Разработка на основе компьютерных технологий национальных научно-практических программ борьбы с наиболее массовыми и тяжелыми заболеваниями (СПИД, сахарный диабет, туберкулез …)
Информатизация органов управления здравоохранением. Увеличение производительности труда медицинских работников, повышения качества лечебно-диагностического процесса, социальной и медицинской эффективности деятельности учреждений здравоохранения
Оптимизация, повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения. Управление материально-техническими, кадровыми и другими ресурсами здравоохранения
Такие системы не могли быть внедрены в широкую практику органов здравоохранения
, т.к. ЭВМ конца 60-х – начале 70-х. представляли собой большие комплексы, которые требовали огромных залов, большого штата обслуживающего персонала и устанавливались только в крупные НИИ и едущие клиники.
Массовое распространение компьютерных технологий в России и в зарубежных странах приходится на середину 70-х годов 20-го века и связано с появлением миникомпьютеров и персональных ЭВМ.
Ситуации изменилась радикально, когда были созданы микрокомпьютеры и персональные компьютеры ПК, что позволило значительно расширить базу для компьютеризации здравоохранения и послужило толчком для разработки программного обеспечения нового поколении, давшего возможность пользоваться компьютером всем работникам здравоохранения, не владеющим навыками программирования.
Разработка специализированного ПО для помощи врачам в принятии решений (экспертные системы)
Разработка автоматизированных рабочих мест АРМ отдельных специалистов
Создание автоматизированной истории болезни и амбулаторной карты.
Структура
Комплексный подход
Концепция комплексного подхода заключается в том, что необходимо ставить не конкретные задачи для конкретного рабочего места или учреждения, а разработать базовую платформу, на которую уже затем наращивать отдельные модули для решения конкретных задач.
Автоматизированное рабочее место
АРМ врача должен обеспечивать информационную поддержку следующих основных функций:
Формирование диагностической гипотезы
Дифференциальная диагностика и формирование диагноза основного и сопутствующих заболеваний
Рекомендации о плане обследования и лечения больного.
Хранение информации о пациенте и назначениях.
Создание электронной истории болезни или амбулаторной карты
Ведение дневника в истории болезни или амбулаторной карте, отражающего динамику состояния пациента
Выписку рецептов, талонов и другой медицинской документации
Формирование эпикриза, статистической отчетности и расчет стоимости лечения пациента.
«Самсон»
Медицинская Информационная Система «Комплекс Программных Средств «Система Автоматизации Медико-Страхового Обслуживания Населения» «САМСОН»
(Сокращенное название – КПС «САМСОН»)
Классификация ИС и АСУ
Классификация по функциям:
Системы управления производственным процессом. Включает системы автоматизации конвейерного производства, промышленные работы и тд. В этом числе АСУ учреждения, АСУ территории («Среда обитания»)
Экспертные системы. Например, клинико-диагностические системы по диагностике заболеваний на основе анализ ЭКГ, компьютерная томография и тд
Справочно-информационные системы. Гарант, Консультант, …
Обучающие и контролирующие системы. Компьютерные энциклопедии…
Системы анализа данных. Включают статистические системы…
Технологические системы. Объектом управления является какой-либо технологический участок с его информацией. Например, диагностика и лабораторные исследования, системы мониторинга состояния больного…
Системы управления предприятием. Объединяют несколько участков или все информационные ресурсы предприятия. К ним относятся АСУ-поликлиника, АСУ-стационар….
Банки данных коллективного пользования. В качестве объекта приложения этих систем выступают информационные ресурсы человечества. Например, специализированные справочные базы данных по болезням…
Локальные. Расположены в пределах одного ЛПУ
Глобальные. Распространяются на город, район, область….
Системы управления здравоохранением на федеральном и территориальном уровнях
АСУ специализированных медицинских служб. Используются в структуре скорой помощи, например.
Управление ЛПУ (АСУ-поликлиника, АСУ-стационар…)
Управление учебными заведениями здравоохранения. Применяются в системе подготовки кадров здравоохранения в средних и высших образовательных учреждениях.
Информационная поддержка работы медицинского персонала: автоматизированные рабочие места АРМ врача, медсестры…
Информационное обеспечение экстренной медицинской помощи при ЧС (медицинская катастрофа)
Мониторинг состояния здоровья населения (системы профилактических осмотров)
Информационное обеспечение научно-медицинской работы.
Системы информационного обмена (автоматизированные библиотеки, телемедицинские системы).
БД
Одним из примеров таких является электронный справочник лекарственных средств Павла Козловского.
В данной системе ест поиск данных как по основному русскому названию препарата, так и по латинскому или синонимам. Предусмотрен классификатор назначений препаратов при различных заболеваниях, а также группировка лекарственных средств по механизму действия. Пользователь может выполнять корректировку информации о лекарственных средствах и добавлять новые.
Разработка и внедрение АСУ в здравоохранении.
Создание и эксплуатация ИС и АСУ в здравоохранении преследует ряд целей:
Совершенствование организационной структуры управления отдельного участка ЛПУ иди учреждения здравоохранения в целом
Оптимизация производственных процессов, связанных с лечением и контролем за состоянием здоровья пациентов, а также диагностических, лечебных и других видов работ, выполняемых в ЛПУ
Совершенствование документации и системы документооборота ЛПУ
Автоматизация процессов получения, сбора, хранения, поиска, передачи и использования информации, формируемой на всех этапах деятельности сотрудников ЛПУ.
Основные этапы разработки и внедрения АСУ:
Обследование объекта автоматизации – концепция автоматизации в форме служебной или докладной записки
Технико-экономическое обоснование и финансирование проекта – составление сметы расходов и ориентировочное планирование затрат
Техническое проектирование – проект АСУ
Инженерно- технические работы – приобретение и установка оборудования и программного обеспечения отладка и настройка
Ввод в эксплуатацию – обучение персонала, подготовка информационных баз данных, опытная эксплуатация.
варианты внедрения информационных систем:
Существует два варианта:
Комплексная автоматизация. Разработка ИС производится для обеспечения максимального охвата средствами автоматизации всех участков обработки информации и выполняется в сжатые сроки. Наиболее предпочтительный, но и самый дорогостоящий вариант.
Поэтапная автоматизация. Автоматизация деятельности отдельных участков с возможностью их дальнейшего объединения в единую систему. Позволяет распределить финансовые затраты во времени и постепенно приспособить производственный цикл к требованиям АСУ.
Основные элементы ИС и АСУ
Каждая ИС состоит из трех основных компонентов:
Технические средства (аппаратное обеспечение)
Информационные потоки и сохранение данных
Персонал, работающий в системе
1 Технические средства:
Различные типы компьютеров и цифрового оборудования
Средства связи между
рабочими местами пользователей
Программное обеспечениеДля адекватного функционирования любых технических средств они должны отвечать следующим требованиям:
надежности, функциональности, совместности между собой.
ИС
Основной целью создания любой ИС является повышение эффективности работы автоматизируемого участка в ЛПУ в целом. В ИС должен быть интуитивно понятный интерфейс и легкость в освоении и работе.
Одним из ведущих направлений в разработках МИС является возможность удаленного доступа к корпоративной базе данных.
ТС для мобильного доступа
Мобильный доступ
Основными ситуациями медицинской практики, при которых востребован мобильный доступ, являются следующие:
Ночное дежурство
Вызов на дом
Скорая медицинская помощь
Неотложные хирургические вмешательства
Консилиумы
Диалоги с пациентами
Врачебные практикумы
Врачебные круглые столы.
2 Информационные потоки
Система обрабатывает информационные потоки, которые можно условно подразделить на несколько видов:
Справочные (долговременные) данные
Текущую информацию, поступающую и обрабатываемую в установленном периоде времени
Отчетные сведения, являющиеся обобщением информации с целью облегчения ее анализа человеком.
Требования, предъявляемые к информационным потокам, заключаются в достоверности, оперативности и достаточности данных
3 Персонал
Персонал, использующий и обеспечивающий функционирование АСУ, включает две категории лиц:
Инженеры
Пользователи
Требования, которым должна
Требования, которым должна
соответствовать работа пользователя:
Достаточный уровень квалификации (обучения навыкам работы с компьютером)
Заинтересованность (уменьшение рутинных операций, снижение временных затрат на поиск и обработку данных)
Организация труда (рациональное рабочее место, организация ввода данных и т.д.).