Файл: Информационные системы в здравоохранении Преподаватель Крапивина.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информационные системы в здравоохранении

Преподаватель Крапивина

Надежда Андреевна

2016г.

МИС и АСУ

С целью повышения качества медицинской помощи и устранения негативного влияния этих процессов применяются медицинские информационные системы МИС и автоматизированные системы управления (АСУ).

Определение

В соответствии с концепцией информатизации здравоохранения утв. МЗ РФ 29 июня 1992г. Приоритетными направлениями внедрения информационных систем являются:

Структура

Комплексный подход

Автоматизированное рабочее место

АРМ врача должен обеспечивать информационную поддержку следующих основных функций:

«Самсон»

Классификация ИС и АСУ

Классификация по функциям:

БД

Разработка и внедрение АСУ в здравоохранении.

Создание и эксплуатация ИС и АСУ в здравоохранении преследует ряд целей:

Основные этапы разработки и внедрения АСУ:

варианты внедрения информационных систем:

Существует два варианта:

Основные элементы ИС и АСУ

Каждая ИС состоит из трех основных компонентов:

1 Технические средства:

рабочими местами пользователей

Для адекватного функционирования любых технических средств они должны отвечать следующим требованиям:

ИС

Основной целью создания любой ИС является повышение эффективности работы автоматизируемого участка в ЛПУ в целом. В ИС должен быть интуитивно понятный интерфейс и легкость в освоении и работе.

Одним из ведущих направлений в разработках МИС является возможность удаленного доступа к корпоративной базе данных.

ТС для мобильного доступа

Мобильный доступ

Основными ситуациями медицинской практики, при которых востребован мобильный доступ, являются следующие:

2 Информационные потоки

Система обрабатывает информационные потоки, которые можно условно подразделить на несколько видов:

3 Персонал

Персонал, использующий и обеспечивающий функционирование АСУ, включает две категории лиц:

Требования, которым должна

Требования, которым должна

соответствовать работа пользователя:

Технические средства

Системный блок

Периферийные устройства

Сети

Телемедицинские технологии

Основные направления применения телемедицины:

Неблагоприятные факторы, связанные с применением компьютерных систем.

заболевания глаз и зрительный дискомфорт, изменения костно-мышечной системы, нарушения, связанные со стрессом, кожные заболевания, неблагоприятные исходы беременности.

Рабочее место

Практическое применение ИС и АСУ

Задачи ОС

(процессор, оперативная память, диски, принтер, клавиатур, мышь, дисплей, сетевые интерфейсы и устройств ввода-вывода)

Состав ОС

Командный процессор

Драйверы устройств

ОС Microsoft Windows

Работы с электронными медицинскими документами

Основные положения о делопроизводстве:

Электронная цифровая подпись

Постановление Правительства РФ



Технические средства


Ноутбук (от англ notebook — блокнот, блокнотный ПК) — портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей, клавиатуру и устройство указания (обычно сенсорная панель, или тачпад), а также аккумуляторные батареи.

Системный блок


Материнская плата
Процессор
Блок питания
Внешние накопители
Контроллеры
Порты корпус

Периферийные устройства


Внешние запоминающие устройства
Устройства ввода информации
Устройства вывода информации
Устройства передачи информации

Сети


Одним из важных звеньев АСУ является средства передачи данных.


Наиболее распространенными способами передачи компьютерных данных являются

сменные носители информации, локальные и глобальные компьютерные сети.

Локальная сеть – это совокупность компьютеров и других средств вычислительной техники, установленных в пределах одного здания, объединенных между собой специальной кабельной системой и предназначенных для формирования единой информационной инфраструктуры.
Глобальная сеть – это множество компьютеров, удаленных на значительное расстояние и способных обмениваться информацией между собой. Наиболее доступная это сеть интернет.

Телемедицинские технологии


Телемедицинские технологии – это комплекс средств и методов дистанционного оказания медицинской помощи, реализуемой с применением телекоммуникационных систем.

Основные направления применения телемедицины:


Телемедицинская консультация или теленаставничетсво. Дистанционное взаимодействие организуется по схеме «точка-точка» и обеспечивает связь между лечащим врачом с консультантом для обсуждения особенностей ведения больного и оказания методической помощи специалиста или преподавателя врачу или студенту.
Телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей. Организуется передача данных по схеме «много точек – точка» когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр для последующей обработки и ответа на поставленный вопрос.


Телемедицинская лекция или семинар. Связь между участниками дистанционной лекции организуется по схеме «точка - много точек», при которой лектор (преподаватель) может обращаться ко всем участникам одновременно. В свою очередь
участники лекции могут обращаться к лектору, при отсутствии возможности общаться друг с другом.
Телемедицинское совещание (консилиум). Взаимосвязь организуется по схеме «много точек – много точек», в результате чего все участники могут общаться друг с другом.


Консультация сложных больных на различных этапах оказания помощи
Экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии
Консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в ЧС
Догоспиталное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза, метода лечения заболевания и решения вопроса о месте и сроке предстоящего лечения.
Предполагается работа в on-line и off-line (эл. почта) режимах.

Неблагоприятные факторы, связанные с применением компьютерных систем.

заболевания глаз и зрительный дискомфорт, изменения костно-мышечной системы, нарушения, связанные со стрессом, кожные заболевания, неблагоприятные исходы беременности.


Организация работы с компьютерной техникой регламентируется нормами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" 


Продолжительность непрерывной работы должна составлять не более 2 часов с последующим перерывом на 15 минут!

Рабочее место


Техника безопасности

Компьютер – это электроприбор!

Практическое применение ИС и АСУ


Операционная система – это программное обеспечение, которое обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и представляет пользователю доступ к его ресурсам.


Операционная система Windows

Задачи ОС


управление пользовательскими программами управление всеми ранее упомянутыми ресурсами:

(процессор, оперативная память, диски, принтер, клавиатур, мышь, дисплей, сетевые интерфейсы и устройств ввода-вывода)


Состав ОС


базовый модуль ((ядро ОС)- управляет работой программы и файловой системой, обеспечивает доступ к ней и обмен файлами между периферийными устройствами)
командный процессор драйверы периферийных устройств дополнительные сервисные программы.

Командный процессор


Специальная программа – командный процессор, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их.



Драйверы устройств


В состав операционной системы входят драйверы устройств, специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяет производить настройку некоторых параметров устройств.


Графический интерфейс. Для упрощения работы пользователя в состав современных операционных систем входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс.
Сервисные программы или утилиты. Такие программы позволяют обслуживать диски, выполнять операции с файлами, работать в компьютерных сетях и т.д.
Справочная система. Для удобства сюда же входит справочная система.

ОС Microsoft Windows


MSX-DOS
MS-DOS
Microsoft Windows
Windows 1.0
Windows 2.0
Windows 3.0
Windows 3.1
Windows 3.11
Windows 95
Windows 98
Windows Me
Windows NT
Windows NT 3.5
Windows NT 4.0
Windows 2000
Windows XP
Windows Server 2003
Windows Vista
Windows Server 2008
Windows Home Server
Windows Seven
Xenix
Windows CE
Windows 8
Pocket PC Windows Mobile
Windows 10


Год выпуска

версия

Функциональные особенности

1981

MS-DOS

Первая ОС

1985

Windows 1.0

Графический интерфейс и управление мышью

1990

Windows 3.0

Вытесняющая многозадачность

1991

Windows 3,1

Масштабируемы шрифты

1992

Windows NT

Новое ядро, независимое от MS-DOS

1993

Windows 3,11

Поддержка работы в вычислительной сети

1995

Windows 95

Истинная многозадачность

1996

Windows CE

Компьютерная форма для портативных компьютеров

1998

Windows 98

Поддержка глобальной сети Интернет

1999

Windows 2000

Использование ядра windows NT, расширенные функции работы в вычислительных сетях

2000

Windows ME

Расширенные функции работы с мультимедиа

2001

Windows XP

Продолжение ветви Windows NT/2000, увеличена надежность, а также интеграция с Интернет и цифровым оборудованием.

2007

Windows Vista

Vista с самого начала подразумевалась как самая защищённая и безопасная система Microsoft.

2009

Windows 7

Защита данных на съемных устройствах. Новые возможности позволяют увеличить коэффициент использования памяти и повысить удобство работы для пользователей.

Наличие единой точки доступа ко всем подключенным и беспроводным устройствам.

2012

Windows 8

новый интерфейс «Metro». Новые элементы управления


MS-DOS
Windows 95


Windows XP

Windows Vista

Windows 8

Windows 10

Работы с электронными медицинскими документами

Основные положения о делопроизводстве:


Требования к оформлению документов. Госстандарт РФ. ГОСТ Р 6.30-97. Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 31 июля 1997 г № 273. Дата введения 01.07.1997
Требования к оформлению документов. Госстандарт РФ. ГОСТ Р 6.30-97 (в редакции постановления госстандарта РФ от 21.01.2000 №9-ст) . Дата введения 01.04.2000
Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Госстандарт РФ ГОСТ Р 51141-98. Утвержден постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 №28. Дата введения 01.01.99 гг.
Федеральный закон РФ от 10 января 2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи. Принят госдумой 13 декабря 2001 года. Одобрен советом федерации 26 декабря 2001 года.


В ГОСТ Р 51141-98 содержится определение «Документ на машинном носителе: документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно-вычислительной машиной».


Одним из важнейших требований к документации является удостоверение подлинности информации, представленной в документе.

Электронная цифровая подпись


Это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Постановление Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В соответствии с новым постановлением Правительства РФ заказчики обязаны закупать российское программное обеспечение, кроме случаев, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими или эксплуатационными характеристиками в России отсутствует. При этом такую потребность необходимо будет обосновать в порядке
, предусмотренном законом о контрактной системе в сфере госзакупок.


Кроме того, для расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения, а также для оказания государственной поддержки правообладателям ПО предусматривается создание единого реестра российских программ и баз данных. Российским будет признаваться программное обеспечение, сведения о котором внесены в данный реестр. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/44734.html © КонсультантПлюс, 1992-2016


Спасибо за внимание!