Файл: Перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену по дисциплине Теория государства и права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 487

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части; 5) признания акта неконституционным; 6) приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). К действию нормативных правовых актов во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый нормативный правовой акт распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу. Нормы же, устанавливающие наказуемость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта

  1. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие актов по кругу лиц предполагает распространение их действия по общему правилу на всех, кто находится на территории данного государства независимо от того, временное это пребывание или постоянное. Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, также подчиняются законам страны пребывания, но привлечение их к ответственности регулируется правилами международного права. На иностранцев и лиц без гражданства не распространяются некоторые положения законодательства, например воинская обязанность. Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определенные социальные группы (пенсионеры, военнослужащие, государственные служащие) или жители определенных регионов – Крайнего Севера, районов, где объявлено чрезвычайное положение, и др.

  1. Норма права: понятие, признаки.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.


К признакам нормы права относятся:

 1. Общеобязательность

 2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

 3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием

 4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.

5. Системность

 6. Неоднократность или многократность действия

 7. Возможность государственного принуждения

 8. Представительно-обязательный характер

 9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

  1. Классификация правовых норм.

Существуют различные классификации норм права.

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.



Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

  1. Логическая структура правовой нормы.

Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Это внутреннее строение нормы, определенный порядок связи и взаимодействия ее элементов. Поскольку норма права представляет собой специфический регулятор поведения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно, в науке принято выделять следующие структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию. Эти элементы должны
обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной. Без диспозиции, по существу, нет нормы права, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливает государство и какого поведения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делает норму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или обстоятельствах должна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рассчитывать на выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санкцией. В связи с тем, что нормы права формулируются в нормативных правовых актах различными путями, в юридической литературе были высказаны соображения, будто все три элемента необязательны для различных отраслевых норм. Наличие санкции характерно только для норм, устанавливающих юридическую ответственность – уголовную, административную и др. В науке было сформулировано учение о логической норме права, под которой понимается выявляемое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, характеризующих государственно-властную и регулятивную природу нормы права. Структура логической нормы выражается формулой: «если… то… иначе». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» – диспозиция; «иначе» – санкция. Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко определить вариант требуемого поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет применена при нарушении нормы. Данная структура присуща нормам – правилам поведения. Но кроме них в системе права присутствуют и другие нормы права, в частности нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др. Эти нормы не имеют структуры, присущей нормам – правилам поведения. Например, нормы-принципы содержатся в Конституции РФ; нормы-дефиниции – понятия преступления, наказания, соучастия, цели наказания и др. – в Уголовном кодексе РФ. Некоторые ученые считают, что исходным элементом права является не норма права, а нормативно-правовое предписание. Свою позицию они обосновывают тем, что имеется несоответствие между структурой нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция) и способами закрепления компонентов нормы права в нормативных правовых актах, когда в одной статье не всегда можно обнаружить все три элемента нормы права. Но нормативно-правовое предписание как властное веление всегда присутствует. Под нормативно-правовым предписанием проф. В.М. Сырых понимает цельное логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативного правового акта властное веление правотворческого органа. Аналогичное понятие формулирует и проф. В.Н. Карташов. Выделение нормативно-правового предписания позволяет включить в общую группу те нормы, которые отличаются своеобразием структуры и в них нельзя выделить привычные для нормы права – части. К числу нормативно-правовых предписаний принято относить нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, программные и оперативные предписания. К последним относятся предписания, устанавливающие дату и порядок вступления нормативного правового акта в действие, предписания о внесении изменений и дополнений в ранее принятые акты. Иногда выделяют предписания, содержащиеся в «классических» нормах права, например бланкетных или отсылочных, которые отсылают к другой части того же нормативного правового акта или к иному акту. К данной категории нормативно-правовых предписаний причисляют и так называемые диспозитивные предписания, допускающие самостоятельное установление участниками правоотношений своих прав и обязанностей. Они содержат, как правило, формулировки: «при отсутствии иного соглашения» или «если иное не установлено в договоре». Вместе с тем существуют и императивные предписания, не разрешающие их изменения соглашением сторон. При классификации нормативно-правовых предписаний нередко используют те же критерии, что и при классификации норм права: по предмету воздействия, по функциям, по формам закрепления, по юридической силе, по срокам действия и т. д.


  1. Гипотеза юридической нормы: понятие и виды.

Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, времени, месту. В гипотезе нередко указываются принадлежность лица к гражданству того или иного государства, достижение субъектом определенного возраста, сроки вступления нормы права в действие и т. д.

Гипотеза (предположение - если) - это часть правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется сама норма (т.е. само правило поведения - диспозиция).

Гипотеза является обязательным элементом нормы права, т.к. ее отсутствие превратило бы норму права в действующую всегда и при любых обстоятельствах. Другими словами гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять.

Виды гипотез:

 1. По основанию оценки обстоятельств:

 - положительные

 - отрицательные.

2. По количеству указанных жизненных обстоятельств:

 - простые (абсолютно определенные, связывают действие нормы с одним обстоятельством ),

 - сложные (связывают действие нормы с двумя или более обстоятельствами) и

 - альтернативные (разновидность сложной, одно из двух или несколько указанных последствий).

3. По характеру содержания:

- общие (абстрактные, т.е. определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) или

 - конкретные (казуистические, т.е. видовые, устанавливающие специальные условия действия норм - в УПК по пунктам перечислены обстоятельства, когда дело не возбуждается или прекращается.

  1. Диспозиция юридической нормы: понятие и виды.

Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т. е. определяет меру дозволенного и должного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции, как уже указывалось, нормы права не существует.

Диспозиция - это само правило поведения, которому должны или могут следовать участники правовых отношений. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы (у УК большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть)