Файл: Перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену по дисциплине Теория государства и права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 488

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды диспозиций:

1. В зависимости от того, как излагается правило поведения:

 - простая (указано, но не расписано и лишь называет правило поведения, но не раскрывает его)

 - описательная (описываются существенные признаки поведения, раскрывает все существенные признаки предписываемого варианта поведения),

 - отсылочная (отсылочность подразумевает что в определенной норме права отсылают к какой-то конкретной правовой норме, причем номер и пункт, например, статьи указывается здесь же; не раскрывает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме того же нормативного акта),

 - бланкетная (означает, что гипотеза отсылает с другим статьям нормам правового акта; указание пункта, номера и др. необязательно; отсылает к норме другого нормативного акта).

2. По степени определенности:

 - абсолютно-определенная (например, каждому гарантируется наличие прав и свобод),

 - относительно-определенная (гражданский кодекс: в случае покупки некачественного товара покупатель вправе потребовать <далее варианты выбора>)

3. По юридической направленности:

 - предоставительно-обязывающая (арендодатель-арендатор), содержат двухстороние правила поведения,

 - обязывающая (должное поведение), (должник по договору займа), указывает вид и меру поведения обязанного лица,

 - управомочивающая (указывающие вид и меру возможного поведения),

 - рекомендательная (указывают целесообразность поведения),

 - запрещающая (указывают меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность (вождения а/м в состоянии опьянения)

  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18


Санкция юридической нормы: понятие и виды.

Санкция нормы права – указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция государства на такого рода деяния. Санкции содержат меры не только наказания, но и предупредительного воздействия, например снос самовольно возведенного объекта, отмена административного акта, привод, задержание, приостановление государственной регистрации недвижимого имущества и др. Санкции содержат меры защиты, восстановительные и компенсационные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнем месте работы, взыскание алиментов, возмещение морального вреда, возмещение причиненного вреда и др.

Виды санкций:

1. По характеру неблагоприятных последствий:

 - штрафные или карательные,

 - меры предупредительного воздействия (арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение),

 - правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, выплата средств в качестве компенсации нанесенного ущерба).

2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:

 - абсолютно-определенные (точно указан размер последствий, например, увольнение или размер штрафа),

 - относительно-определенные (указаны верхняя и нижняя граница, например наказывается сроком от 2 до 5 лет),

 - альтернативные (названы или перечислены несколько видов из которых выбирается один, например, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20, либо пожизненным лишением свободы),

 - кумулятивные (допускают или обязывают вместе с основной мерой наказания еще и дополнительную).

  1. Система права: понятие, признаки, элементы.

Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений. В учебной литературе приводятся и другие определения системы права, однако всегда подчеркивается, что это: а) системное образование, т. е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой; б) объективное явление, поскольку предопределено сложившимися общественными отношениями; в) обусловлено национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами; г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды. Система права включает в себя следующие элементы: нормы права; субинституты права; правовые институты; подотрасли права; отрасли права; крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей – материальное и процессуальное право, частное и публичное право и др. Как справедливо указывается в юридической литературе, система права играет важную роль в правовом регулировании общественных отношений. Это обусловлено тем, что система права: устанавливает устойчивые связи внутри права; способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений; позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов; обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов, подинститутов, подотраслей и отраслей права; создает преемственность правового прогресса. Норма права представляет собой первичный, исходный элемент системы права и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании.



Правовой институт – это группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования. Правовой институт может иметь в своем составе подинституты, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Например, субинститут законодательной инициативы в институте законотворчества в конституционном праве, подинститут референдума в институте народовластия; подинституты страхования имущества, личного страхования, страхования предпринимательского риска – в институте страхования в гражданском праве. Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Отраслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве; институты президентства, избирательного права, местного самоуправления – в конституционном праве. Межотраслевые институты регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву; институт договора – к трудовому, гражданскому, международному, государственному, административному праву; институт юридической ответственности – практически ко всем отраслям. Несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль, например в гражданском праве существуют подотрасли: жилищное право, авторское, патентное право, обязательственное право; в конституционном праве – конституционное правосудие. Самым крупным элементом системы права (не считая объединения отраслей права в определенные группы) является отрасль права. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т. д

  1. Критерии отраслевого деления: предмет и метод правового регулирования.


Отрасли различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования. Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения. Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правового воздействия, следовательно, свой собственный предмет регулирования. Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если, во-первых, они отличаются устойчивостью, повторяемостью; во-вторых, государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и, следовательно, в охране и защите их; в-третьих, отличаются способностью к внешнему контролю – судебному, административному, со стороны государства. Метод правового регулирования позволяет определить: правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их; характер санкций. Существуют два главных метода регулирования общественных отношений – императивный и диспозитивный. Императивный (властный, авторитарный) метод основан: 1) на подчиненности субъектов общественных отношений; 2) содержит точные предписания о поведении, 203 действиях субъектов, как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения; 3) содержит карательные (штрафные) санкции. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права. Диспозитивный (автономный) метод предполагает: 1) равенство субъектов; 2) возможность выбора варианта поведения или действий в пределах нормы права; 3) санкции правовосстановительного характера. Этот метод присущ гражданскому, семейному праву. В качестве дополнительных методов называют поощрительный, рекомендательный, альтернативный и др. Методы правового регулирования тесно взаимосвязаны и нередко используются в сочетании друг с другом. В процессе научных дискуссий по поводу системы права называют и другие критерии, например особые правовые принципы, специфику механизма правового регулирования. С.С. Алексеев считает главной особенностью каждой отрасли наличие особого юридического режима, т. е. метода регулирования
, который определяет способы регулирования – дозволения, запреты и обязывания. В юридической литературе помимо предмета и метода предлагается для выделения отраслей еще один критерий – юридический процесс, который обеспечивает достижение определенного юридического результата. Действительно, двух критериев не всегда достаточно. Как свидетельствует практика, нормы материального права требуют для своей реализации соответствующих процессуальных норм, что придает определенную законченность делению нормативного материала на отдельные отрасли права

  1. Понятие отрасли права. Основные отрасли российского права.

Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т. д. Отрасли права классифицируются по различным основаниям.

Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности -материальные и процессуальные.



Виды отраслей права

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся:

на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются