Файл: Методические указания по изучению дисциплины Для студентов заочной формы обучения направления подготовки 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника, квалификации бакалавр Казань 2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОЛОГИЯ Программа, методические указания по изучению дисциплины Для студентов заочной формы обучения направления подготовки 140400.62 Электроэнергетика и электротехника, квалификации – бакалавр Казань 2013

УДК 574
ББК 20.1 Э Э Экология Программа, методические указания по изучению дисциплины / Сост Р.Я. Дыганова, Р.Р. Ситдикова. − Казань Казан. гос. энерг. унт, 2013.– 48 с.
Представлены общие рекомендации, программа и учебный план дисциплины, для самостоятельного изучения предложена программа основных разделов с указанием списка обязательной литературы и перечнем вопросов для самопроверки. Сформулировано содержание контрольных заданий, правила выполнения и оформления контрольных работ. Предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника».
УДК 574
ББК 20.1
© Казанский Государственный Энергетический Университет, 2013

3 ВВЕДЕНИЕ Экология – биологическая дисциплина. Однако экологические и природоохранные задачи в настоящее время решаются преимущественно инженерными и химико-технологическими методами. Поэтому экология представляет собой не только научную базу охраны природы, но и становится неотъемлемой частью технологических дисциплин. Дисциплина Экология является одной из базовых в цикле естественнонаучных дисциплин при подготовке специалистов различных специальностей, служит общетехнической подготовке студентов и создает теоретическую базу для изучения последующих специальных дисциплин. Целью дисциплины является изучение основных понятий для выработки представлений о биосфере и ее роли в выживании человечества знакомство с проблемами экологии, источниками загрязнения и основными методами их предупреждения получение основных сведений об экологических проблемах энергетики приобретение определенных навыков по узловым вопросам, решаемым в практической деятельности оценке воздействия на окружающую среду, экологической экспертизе, охране окружающей среды на предприятии, экономическими правовым основам природопользования. В современном обществе резко возрастает роль промышленной экологии, призванной на основе оценки степени вреда, приносимого природе индустриализацией, разрабатывать и совершенствовать инженерно- технические средства защиты окружающей среды, всемерно развивать основы создания замкнутых, безотходных и малоотходных технологических циклов и производств. В связи с этим важное место в деле охраны окружающей среды отводится экологическому образованию и воспитанию инженерно-технических специалистов. Приобретение знаний по экологии для студентов технических вузов, не получающих общебиологической подготовки, в методическом отношении
– достаточно трудная задача. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования курс Экология знакомит студентов с основными проблемами и направлениями современной экологии способствует развитию экологического мышления студентов. В экологической подготовке студентов технических вузов основное внимание уделяется формированию экологического мировоззрения, вопросам взаимодействия природы и общества, охраны окружающей среды, методами средствам, позволяющим обеспечивать высокие экологические показатели технологий, машин и материалов, как на стадии промышленной эксплуатации, таки при проектировании.


4
1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД ДИСЦИПЛИНОЙ ЭКОЛОГИЯ Работа студента над курсом экологии слагается из следующих моментов самостоятельное изучение разделов и тем курса по учебниками учебным пособиям с последующей самопроверкой по контрольным вопросам индивидуальные консультации (очные и письменные посещение установочных и обзорных лекций, а также практических занятий выполнение контрольной работы сдача зачета по всему курсу. Самостоятельная работа с книгой Изучение курса следует начинать с рассмотрения предложенной программы, с последующим изучением отдельных тем. При чтении материала необходимо ведение записей с кратким конспектом основных понятий, принципиальных положений и законов, уравнений химических реакций в биогеохимических циклах, процессов окисления газов и образования токсичных для человека соединений, формул определения экономических ущербов. В связи с большим количеством новой терминологии, желательно ведение словаря экологических терминов в порядке их появления по разделам. Переходить к изучению новой темы следует только после полного усвоения предыдущего раздела и ответов на контрольные вопросы. Самопроверка Закончив изучение каждой темы, ответьте на контрольные вопросы. Содержание контрольных вопросов раскрыто в литературе к каждой из тем, с указанием соответствующих глав. Ответы на контрольные вопросы внесите в конспекты, они помогут при повторении материла в период подготовки к сдаче итогового зачета. Контрольное задание В процессе изучения курса экологии студент должен выполнить контрольную работу, которая включает решение задач по индивидуальному заданию, тестирование. Перечень индивидуальных заданий и таблица вариантов, методики решения задач, предварительные Примеры тестов и контрольных вопросов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации приведены в конце настоящего пособия

5 Консультации В случае возникновения сложностей при проработке теоретического материала, следует четко сформулировать вопросы, ответы на которые можно будет получить входе индивидуальных письменных и устных консультаций или после обзорных лекций по соответствующим темам. Практические занятия Учебным планом по дисциплине Экология предусмотрены два практических занятия, входе выполнения которых студенты знакомятся с методикой расчета объемов сбросов загрязняющих веществ вводный объекта также знакомятся с экологическими нормативами и рассчитывают экономическую эффективность природоохранных мероприятий по улучшению качества окружающей среды. Лекции Входе обзорных лекций по глобальным проблемам современности рассматриваются вопросы атмосферы, гидросферы и литосферы, анализируются современные проблемы природной среды, а также раскрываются основные проблемы и негативные последствия воздействия на окружающую среду, решаются вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды, предлагается наиболее эффективные и рациональное использование природных ресурсов. Зачет К дифференцированному зачету по экологии допускаются студенты, прослушавшие обзорные лекции и имеющие выполненные контрольные и практические работы. Для сдачи зачета необходимо знание теоретического материала в пределах предложенной программы.
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ
2.1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью дисциплины «Экология»являетсяобеспечение понимания основных принципов функционирования живых организмов и взаимодействии их с окружающей средой. Ее задачами являются получение студентами научно-теоретических знаний о живых системах и

6 закономерностях, присущих жизни основных понятиях и закономерностях экологии о взаимоотношениях живых организмов, человека, его хозяйственной деятельности и общества со средой обитания механизмах воздействия человека на компоненты биосферы основных глобальных и региональных проблемах современности способах ограничения антропогенного воздействия на природу принципах рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды, а также обеспечение органической связи экологического образования с профессиональной подготовкой. Задачи дисциплины (со стороны преподавателя
привить обучающимся культуру безопасности и рискориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности повышение экологической грамотности формирование у студентов экологического мировоззрения и воспитания способности оценки своей профессиональной деятельности сточки зрения охраны биосферы.
Задачи дисциплины (со стороны студентов
знать законы функционирования биологических систем, проблемы взаимодействия мировой цивилизации с природой и пути их разумного решения
знать основные принципы охраны окружающей среды и методы рационального природопользования.
2.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла Б и опирается на знания и компетенции, полученные в результате освоения дисциплин Физика, Химия и Информатика. Обучающийся должен уметь логически и аргументировано строить свою письменную речь, работать на ПЭВМ и владеть навыками логического мышления и поиска информации в глобальной компьютерной сети Интернет.
2.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции

7
– Способность и готовность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер, как средство работы с информацией (ОК – 11).
– Способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовность использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретические иэкспериментальные исследования
(ПК-2);
– Готовность выявить естественнонаучную сущность проблемы, возникающую входе профессиональной деятельности, и способность привлечь для их решения соотвествующий физико-математический аппарат
(ПК-3);
– Способность и готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятеьности (ПК-4);
– Готовность обосновывать технические решения при разработке технологических процессов и выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-21);
– Готовность контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности (ПК-36); В результате освоения дисциплины Экология обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования
1) Знать
– Основные естественнонаучные дисциплины и основные методы математического анализа и моделирования (ПК-2) требования безопасности жизнедеятельности (ПК-36)
2) Уметь
– применять методы математического анализа и моделирования (ПК-2);
– выявлять естественнонаучную сущность проблемы, возникающую входе профессиональной деятельности, и привлекать для их решения соотвествующий физико-математический аппарат (ПК-3);
– использовать нормативные правовые документы в своей деятеьности
(ПК-4);
– использовать компьютер, как средство работы с информацией (ОК – 11).
– обосновывать технические решения при разработке технологических процессов и выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-21);
– контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности (ПК-36);

8
3) Владеть
– основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК – 11).
2.4. Структура и содержание дисциплины Экология Общая трудоемкость дисциплин составляет 3 зачетные единицы,
108 часов.
2.4.1 Структура дисциплины Вид учебной работы Всего часов из них, проводимых в интерактивной форме Семестры
1 2
3 4 ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
108

– 108 – – АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
8


8
– – Лекции (Лк)
4


4
– – Практические (семинарские) занятия (ПЗ)
4


4
– – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 100

– 100 – – Расчетные задания
22


22
– – Другие виды самостоятельной работы
78


78
– – ВИД ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ З – зачет, Э – экзамен) З

– З
– –

9
2.4.2 Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п Раздел дисциплины Всего часов на раздел СеместрНед еля семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах) Формы текущего контроля успеваемости по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации по семестрам)
лк Пр сам.
1 Введение предмет и задачи дисциплины Экология. Структура современной экологии.
8 2 – – –
8 Тест – структура экологии
2 Основные закономерности организации живых систем.
6 2 –
– –
6 Тест закономерности организации живых систем
3 Окружающая среда и человек
32 2 – – –
32 Тест – окружающая среда и человек
4 Глобальные и региональные экологические проблемы современности
20 2 – 2 2 16 Тест – глобальные экологические проблемы
5 Антропогенная экологическая нагрузка на окружающую среду.
16 2 – – –
16 Тест – антропогенная нагрузка на окружающую среду
6 Основные направления рационального природопользования и охраны окружающей среды
26 – – 2 2 22 Тест – рациональное природопользование и охрана окружающей среды
Зачет
– 2 – – –
– Письменный
Итого
108 – – 4 4 100

10
2.4.3. Содержание основных тем дисциплины
1. Введение предмет и задачи дисциплины Экология. Структура современной экологии Предмет, методы, цели и задачи дисциплины Экология. Структура экологии, основные разделы и их содержание. Задачи экологии в техническом вузе. Основные задачи инженерной экологии.
2. Основные закономерности организации живых систем Основные понятия экологии. Классификация и основные свойства экологических систем. Общие свойства живых систем.
3. Окружающая среда и человек Среда обитания.Экологические факторы их классификация и действие. Основные среды обитания организмов на Земле. Биотические факторы. Понятие о лимитирующем факторе. Закон минимума, закон толерантности. Понятие о жизненной форме. Адаптация живых организмов к экологическим факторам. Популяция, ее структура и динамика.Основные количественные характеристики популяций численность и плотность популяций, рождаемость, смертность. Рост популяции и кривые роста. Колебания численности. Сообщества. Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Видовая структура биоценоза. Классификация экосистем. Взаимодействие живого и неживого вещества в экосистемах. Трофическая структура экосистем. Трофические цепи. Продуктивность, биомасса, численность продуцентов и консументов в экосистемах. Правило экологических пирамид. Сукцессия. Природные и природно-антропогенные экосистемы. Биосфера – глобальная экосистема Земли. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Место человека в биосфере. Свойства биосферы. Строение и функции биосферы. Эволюция биосферы. Ноосфера. Техносфера. Ресурсы биосферы и их современное состояние. Экология человека. Экология человека как раздел общей экологии, изучающей взаимодействие человека с окружающей природной средой. Окружающая человека природная среда как среда его обитания и производственной деятельности. Природа как материальная основа природопользования. Законы природы
Коммонера, их сущность и содержание.

11
4. Глобальные и региональные экологические проблемы современности Экология атмосферы Состав и атмосферы понятие о тропосфере, стратосфере, ионосфере и экзосфере; циркуляция воздушных масс в тропосфере. Химические и биохимические процессы, протекающие в атмосфере. Озоновый слой. Природные источники загрязнения атмосферы. Воздух как один из важнейших природных ресурсов. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Затопление густонаселенных территорий. Разрушение озонового слоя Земли. Истощение материальных и природных ресурсов. Ухудшение качества воздуха и состояния атмосферы. Экология гидросферы Строение и состав гидросферы. Вода в биосфере как важнейший природный ресурс. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Деградация земель. Снижение видового разнообразия флоры и фауны. Причины возникновения глобальных экологических проблем и динамика их развития. Экология литосферы Почвы и недра. Процесс формирования почв. Почвы и недра как важнейшие природные ресурсы. Жизнь в почве. Динамика процессов почвообразования и эрозии почв. Почвы и недра как важнейшие природные ресурсы. Жизнь в почве. Динамика процессов почвообразования и эрозии почв.
5. Антропогенная экологическая нагрузка на окружающую среду
Экономика и правовые основы природопользования. Критерии поддержания экологического равновесия. Организационно-правовые основы экологии. Закон РФ Об охране окружающей природной среды как экологический кодекс России. Нормативы качества окружающей природной среды как научно-обоснованная мера сочетания экологических, социальных и экономических интересов общества. Постепенный переход от санитарно- гигиенических нормативов к экологическим.
6. Основные направления рационального природопользования и охраны окружающей среды Значение природных ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Основные классификации природных ресурсов. Понятие о рациональном и нерациональном природопользовании. Основные принципы рационального использования природных ресурсов в условиях научно-технического прогресса. Основные направления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Охрана атмосферного воздуха, вод, недр, земель (почв, растительного и животного мира, лесов и других биологических ресурсов. Системы экологического мониторинга.

12 Инженерная защита окружающей среды. Инженерные методы предотвращения загрязнения окружающей природной среды атмосферными выбросами, сбросами загрязненных стоков в поверхностные и подземные воды, твердыми бытовыми и производственными отходами, энергетическими загрязнениями. Градостроительные мероприятия по защите от шума и вибрации. Меры защиты населения от ионизирующих излучений и электромагнитных полей. Перспективные направления защиты окружающей природной среды. Широкое внедрение биотехнологий. Определение экологического ущерба от загрязнения окружающей среды и эффективности природоохранных мероприятий. Международное сотрудничество в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
2.4.4 Содержание обзорных лекций
1. Глобальные проблемы современности Экология атмосферы. Состав и строение атмосферы. Озоновый слой. Природные источники загрязнения атмосферы. Воздух как один из важнейших природных ресурсов. Озоновый слой. Природные источники загрязнения атмосферы. Парниковый эффект. Затопление густонаселенных территорий. Разрушение озонового слоя Земли. Истощение материальных и природных ресурсов. Ухудшение качества воздуха и состояния атмосферы. Экология гидросферы. Строение и состав гидросферы. Природные источники загрязнения водных объектов. Химические и биохимические процессы вводе. Основные типы организмов, обитающих в гидросфере. Экология литосферы. Строение и состав литосферы. Почвы и недра. Процесс формирования почв. Почвы и недра как важнейшие природные ресурсы. Жизнь в почве. Динамика процессов почвообразования и эрозии почв. Состояние экологических проблем гидросферы, атмосферы, литосферы.

2. Основные направления рационального природопользования и охраны окружающей среды Основные направления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Охрана атмосферного воздуха, вод, недр, земель (почв, растительного и животного мира, лесов и других биологических ресурсов. Системы экологического мониторинга. Инженерная защита окружающей среды.

13
2.4.5. Практические (семинарские) занятия
№ п/п Тема практических (семинарских) занятий
Семестр
Номер раздела лекционного курса Продолжительность часов)
1 Определение платы за загрязнение водоемов
2 4
2 2 Экономическая эффективность природоохранных мероприятий 6
2 Итого –

4
3. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
1. Введение предмет и задачи дисциплины Экология. Структура современной экологии Предмет, методы, цели и задачи дисциплины Экология. Место дисциплины в системе технического образования. Место экологии в системе естественных наук. Понятие сини аутэкологии. Экология человека социальная и промышленная экология, экологическое мировоззрение. Научные и народнохозяйственные проблемы экологии. Экология как научная основа природопользования. Роль экологических знаний подходов в решении технологических и технических задач. Значение экологической подготовки для работы в промышленности, проектно-конструкторских, научно-исследовательских и экспертных организациях. Зависимость человечества от состояния жизни на Земле. Математическое моделирование экологических процессов.
2. Основные закономерности организации живых систем Основные понятия экологии. Классификация и основные свойства экологических систем. Общие свойства живых систем структурная организация, динамическое состояние, жизнь в потоке вещества, энергии, информации гомеостаз способность к самообучению и саморегулированию способность к самовоспроизведению свойства изменчивости и наследственности, как основа способности к развитию и эволюции. Фундаментальные принципы взаимоотношений биологических систем со средой их обитания. Определения сущности жизни.

14 Уровни организации живых систем молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Характерные особенности, специфичные для каждого из уровней биологической организации. Проявления фундаментальных свойств живых систем на различных уровнях организации. Уровни организации, которыми занимается общая экология.
3. Окружающая среда и человек Среда обитания. Условия и ресурсы среды. Основные среды обитания организмов на Земле водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Взаимодействия организма и среды. Экологические факторы их классификация и действие. Абиотические факторы наземной среды, почвенного покрова и воды. Биотические факторы. Понятие о лимитирующем факторе. Закон минимума, закон толерантности. Понятие о жизненной форме. Адаптация живых организмов к экологическим факторам. Популяция, ее структура и динамика. Основные количественные характеристики популяций численность и плотность популяций, рождаемость, смертность. Рост популяции и кривые роста. Колебания численности. Типы экологических стратегий популяций. Динамика популяции на примере динамики численности населения в различных странах мира. Поло-возрастные пирамиды. Сообщества. Понятие об экосистеме и биогеоценозе Видовая структура биоценоза. Пространственная структура биоценоз. Отношения организмов в биоценозах. Конкуренция. Экологические ниши. Правило конкурентного исключения (Гаузе).
Биоразнообразие как основа устойчивости биоценозов. Классификация экосистем. Взаимодействие живого и неживого вещества в экосистемах. Трофическая структура экосистем продуценты, консументы, редуценты. Пастбищные и детритные трофические цепи. Продуктивность, биомасса, численность продуцентов и консументов в экосистемах. Правило экологических пирамид. Поток энергии в экосистемах. Динамика экосистем циклические и необратимые изменения. Сукцессия. Основные типы экосистем Земли. Природные и природно-антропогенные экосистемы. Строение и функции биосферы Подразделения и границы биосферы. Основные компоненты биосферы атмосфера, гидросфера и литосфера. Экология атмосферы. Состав и атмосферы понятие о тропосфере, стратосфере, ионосфере и экзосфере; циркуляция воздушных масс в тропосфере. Химические и биохимические процессы, протекающие в атмосфере. Озоновый слой. Природные источники загрязнения атмосферы. Воздух как один из важнейших природных ресурсов. Строение и состав гидросферы. Вода в биосфере

15 как важнейший природный ресурс. Экология гидросферы. Биогеохимический цикл воды. Распределение воды на поверхности континентов. Состав природных вод. Природные источники загрязнения водных объектов. Химические и биохимические процессы вводе. Основные типы организмов, обитающих в гидросфере. Строение и состав литосферы. Экология литосферы. Почвы и недра. Процесс формирования почв. Почвы и недра как важнейшие природные ресурсы. Жизнь в почве. Динамика процессов почвообразования и эрозии почв. Биосфера – глобальная экосистема Земли Биосфера как одна из оболочек Земли. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Основные типы веществ в биосфере живое, косное и биокосное вещество. Свойства и функции живого вещества в биосфере. Место человека в биосфере. Свойства биосферы. Глобальные биогеохимические круговороты: круговорот кислорода, углерода, азота, фосфора, минеральных солей, биогеохимический цикл воды. Эволюция биосферы Взаимосвязанные циклы миграции веществ и энергии в природе практическая безотходность этих процессов. Жизнь как термодинамический процесс. Кризисы и катастрофы в истории Земли. Ноосфера. Техносфера. Устойчивость и емкость биосферы. Ресурсы биосферы и их современное состояние. Стратегические подходы к оценке состояния и моделированию процессов в биосфере. Человек в биосфере Человек как биологический вид, его экологическая ниша, положение в трофических цепях. Экология человека. Влияние природных факторов на здоровье человека. Влияние социальных факторов на здоровье человека. Появление человека и его роль в эволюции биосферы. Экология человека как раздел общей экологии, изучающей взаимодействие человека с окружающей природной средой. Окружающая человека природная среда как среда его обитания и производственной деятельности. Основные составляющие окружающей человека природной среды воздушная среда, водная среда, почвы, недра, животный и растительных мир, климатическая среда и энергетическая среда. Природа как материальная основа природопользования. Реакция человека на изменение окружающей природной среды. Законы природы
Коммонера, их сущность и содержание.
4. Глобальные и региональные экологические проблемы современности Глобальные изменения климата, парниковые газы, опасность затопления густонаселенных территорий разрушение озонового слоя Земли и возникновение опасности воздействия жесткого ультрафиолетового излучения истощение материальных и природных ресурсов ухудшение качества воздуха и состояния атмосферы, истощение и загрязнение водных ресурсов, деградация земель кислотные дожди снижение видового

16 разнообразия флоры и фауны, следовательно, и устойчивости биосферы к внешним воздействиям. Причины возникновения глобальных экологических проблем и динамика их развития. Строение и состав литосферы. Экология литосферы. Почвы и недра. Процесс формирования почв. Почвы и недра как важнейшие природные ресурсы. Жизнь в почве. Динамика процессов почвообразования и эрозии почв. Региональные экологические проблемы в России. Районы с наиболее острыми экологическими ситуациями. Причины их возникновения. Группы основных показателей, определяющих остроту региональных экологических ситуаций санитарно-гигиеническая обстановка и уровень заболеваемости населения, истощение и утрата естественных ресурсов, нарушение генетической целостности ландшафтов. Критерии зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Взаимосвязь здоровья населения с состоянием окружающей среды. Эстетические и этические аспекты деградации окружающей природной среды.
5. Антропогенная экологическая нагрузка на окружающую среду
Объективная необходимость поддержания равновесия в системе Хозяйственная деятельность человека - Окружающая природная среда. Экономика и правовые основы природопользования. Обязательность учета не только экологических, но и социальных и экономических интересов общества. Бесперспективность социальных и экономических преобразований в обществе вне здоровой окружающей природной среды. Понятие об экологической емкости территории. Соотношение сил антропогенного воздействия и степени восстановительных сил природы. Критерии поддержания экологического равновесия. Организационно-правовые основы экологии. Закон РФ Об охране окружающей природной среды как экологический кодекс России. Нормативы качества окружающей природной среды как научно-обоснованная мера сочетания экологических, социальных и экономических интересов общества. Постепенный переход от санитарно- гигиенических нормативов к экологическим. Биотестирование по наиболее чувствительным компонентам экосистем для каждой из трех сред наиболее перспективный метод оценки состояния природной среды. Основные принципы биоиндикации.
6. Основные направления рационального природопользования и охраны окружающей среды Охрана окружающей природной среды как комплекс международных, государственных и региональных мероприятий по обеспечению оптимальных параметров функционирования природной среды в пределах,

17 необходимых сточки зрения здоровья и благосостояния человека. Значение природных ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Основные классификации природных ресурсов. Системный подход к проблемам природопользования. Понятие о рациональном и нерациональном природопользовании. Основные принципы рационального использования природных ресурсов в условиях научно-технического прогресса. Основные направления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Охрана атмосферного воздуха, вод, недр, земель (почв, растительного и животного мира, лесов и других биологических ресурсов. Роль управления экологической экспертизы и мониторинга в деле охраны окружающей природной среды. Системы экологического мониторинга. Методы расчета и средства контроля интенсивности экологических факторов. Заповедники, заказники, национальные парки, их роль и место в системе природоохранных мероприятий. Инженерная защита окружающей среды. Инженерные методы предотвращения загрязнения окружающей природной среды атмосферными выбросами, сбросами загрязненных стоков в поверхностные и подземные воды, твердыми бытовыми и производственными отходами, энергетическими загрязнениями. Градостроительные мероприятия по защите от шума и вибрации. Меры защиты населения от ионизирующих излучений и электромагнитных полей. Перспективные направления защиты окружающей природной среды. Создание территориально-производственных комплексов с высокой степенью безотходности. Широкое внедрение биотехнологий. Разумное сочетание экологически чистых источников энергии с традиционными. Переход на автоматизированные системы экологического контроля. Приоритеты и стадии развития экологической политики в России. Государственная программа охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Рычаги экономического регулирования. Определение экологического ущерба от загрязнения окружающей среды и эффективности природоохранных мероприятий. Роль общественных организаций в решении природоохранных задач. Международное сотрудничество в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

18 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
1. Экология учеб / Л.В. Передельский, В.Н. Коробкин, О.Е. Приходниченко.
– М ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 512 с.
2. Экология. Учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Изд. е доп. и перераб. – Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 2007. – 602 с.
3. Экология. Человек – Экономика-биота-Среда: учебник для студентов вузов / Т.А.Акимова, В.В. Хаскин. – е изд, перераб . и доп. – М ЮНИТИ-
ДАНА, 2007. – 495 с.
4. Николайкин НИ. Экология Учеб. для вузов / НИ. Николайкин, НЕ. Николайкина, О.Г. Мелехова. – е изд, перераб. И доп. – М Дрофа,
2006. – 49, 624 сил. Экология Учебник. Изд. е, перераб. И доп. / В.Н. Большаков,
В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др Под ред. Г.В. Тягунова, ЮГ. Ярошенко. – М Логос, 2006. – 99, 504 сил. Колесников СИ. Основы экологии для инженеров. – М. Высшее образование. 2003 год. – 346 с. Дополнительная
6. Дыганова Р.Я. Актуальные проблемы экологии учеб. Пособие /
Р.Я. Дыганова. – Казань:КГЭУ, 2005. – 260 с.
7. Холина В.Н. основы экономики природопользования Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 672 сим (серия Учебник для вузов)
8. Ерофеев Б.В. Экологическое право Учебнике изд, доп. – М ФОРУМ ИНФРА-М, 2005. – 320 с. (Профес.обр-ие).
9. Экология и экономика природопользования учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям (под ред. ЭВ. Гирусова.-4-е изд, перераб и доп. – М ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 607 с. – Золотой фонд российских учебников.
10. Акимова ТА, Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа- человек-техника. – М. Юнити-Дана, 2008. 343 с. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Операционные системы Windows, стандартные офисные программы, электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, Российские экологические сайты, перечисленные на http://www.ecoguild.ru/links.html и http://www.dront.ru/ecosites01.ru.html

19
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ Программа курса по экологии состоит 6 разделов, которые разбиты на темы с указанием в квадратных скобках порядкового номера и соответствующих глав каждого из источников. После изучения теоретического материала следует ответить на предлагаемые вопросы самопроверки. В случае затруднения с ответами необходимо вернуться к рекомендуемым разделам учебников и просмотреть дополнительную литературу. Степень и объем усвоенного материала по экологии должны соответствовать перечню знаний и умений, сформулированных в конце каждой темы.
1. Введение предмет и задачи дисциплины Экология. Структура современной экологии Литература [1], введение (с. 5–13)
[2], введение (с. 13–21)
[3], глава 1 (с. 11–12, с. 20–23), глава 2 (с. 58–60)
[4], глава 1 (с. 6–31)
[5], введение Вопросы для самопроверки

1. Дайте определения экологии как науки. Как трансформировать содержание и задачи экологии в современный период.
2. Какие вопросы и проблемы рассматривает "Экология. Назовите основные ее разделы.
3. Какое значение имеют экологические знания для практической деятельности
4. Какие учения лежат в основе научного подхода к проблеме охраны природы
5. Какие задачи ставятся перед инженерно-техническими работниками по обеспечению охраны окружающей среды ?
6. Перечислите задачи, которые стоят перед человечеством по сохранению и улучшению биосферы. Следует знать реальную экологическую ситуацию, современную классификацию экологии по объектами методам исследований, пути решения экологических задач на основе инженерно- технических мероприятий.

20 Должен уметь определять структуру факторов, влияющих на экологическую ситуацию, давать качественную оценку таким факторами экологической обстановке в целом, прогнозировать возможности решения экологических проблем инженерно-техническими методами.
2. Основные закономерности организации живых систем. Литература [5], глава 1 (с. 17–20, 27–35) глава 2 (с. 37–56)
[7], глава с. глава с. 86–94)
[10], глава с. 61–65), глава с. 126–128) Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные понятия экологии.
2. Какие уровни организации живых организмов существуют. Дайте краткое описание каждого из уровней.
3. Перечислите фундаментальные взаимоотношения биологических уровней с окружающей средой. Следует знать основные понятия экологии, уровни организации живых организмов, характерные особенности, специфичные для каждого из уровней биологической организации, Должен уметь определять уровни организмов давать качественную оценку взаимоотношения биологических систем с окружающей средой.
3. Окружающая среда и человек Литература [1], глава 4 (с. 86–94), глава 5 (96–114)
[1], глава 6 (с. 127–137), глава 8 (с. 174–185)
[2], глава 4 (с. 105–111), глава 5 (с. 122–126, 128–147)
[2], глава 6 (с. 155–172), глава 8 (с. 217–226, 230–234)
[3], глава 3 (с. 78–97, 433–458), глава 4 (с. 137–140, 140–143)
[4], глава 6 (с. 152–196), глава 7 (с. 196–315) Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы называются экологическими Приведите примеры комплексного воздействия экологических факторов на живые организмы и частичной взаимной их компенсации.
2. Перечислите и охарактеризуйте абиотические факторы. Приведите примеры их влияния.

21 3. Перечислите и охарактеризуйте биотические факторы. Приведите примеры их воздействия.
4. Проанализируйте закономерности воздействия экологических факторов наземно-воздушной и водной среды на организмы и их ответных реакций.
5. Объясните суть Закона минимума Либиха и Закона толерантности
Шелфорда.
6. Перечислите обязательные компоненты, составляющие экосистему.
7. Назовите показатели, имеющие важное значение для характеристики биогеоценозов.
8. Кто является автором учения о биосфере
9. Опишите историю возникновения и развития биосферы, этапы преобразования биосферы в ноосферу. В чем заключается отрицательное воздействие человека на биосферу планеты Как предотвратить это нежелательное явление Определите компоненты, обеспечивающие круговорот азота. Какие компоненты не могут быть исключены без нарушения круговорота азота
12. Какие превращения энергии происходят в биосфере
13. Расшифруйте понятие биогенная миграция и ее отличие от физико-химических перемещений. Как осуществляется круговорот веществ в биосфере и чем он обусловлен Следует знать состав и структуру абиотических факторов и их влияние на видовой состав и численность организмов в экосистемах классификацию биотических факторов по типам взаимодействия популяций, разнообразию конкурентных отношений, трофическим связям, содержание понятий экологическая система, экологическая ниша, биотоп, биоценоз, экосистема и экотоны», популяция, трофические цепи и сети закономерности адаптации и пределы устойчивости живых организмов к меняющимся факторам среды,определения биосферы, ее структуру и этапы эволюции, причины и следствия отрицательного воздействия человека на биосферу, веществ в природе- элементный, геологический, биотический схему движения углерода на Земле и образование месторождений горючих ископаемых (нефти, газа, торфа, угля, цикл азота, цикл фосфора биологические и геологические факторы, обуславливающие функционирование этих циклов возможные помехи в круговоротах и влияние человека на формирование таких помех.
1   2   3   4

Должен уметь формулировать законы Либиха и Шелфорда; анализировать закономерности воздействия абиотических факторов на организмы и их ответные реакции по разнообразию видов в экосистеме судить о стабильности экологической ситуации и степени загрязнения среды,

22 выделять основные компоненты экосистемы, определять трофическую структуру экосистемы, в численном виде выражать закономерности динамики популяций животных и растений, составлять блочную модель круговорота биогенных элементов в природе, схему круговорота вещества и потока энергии в экосистемах, схемы круговоротов основных элементов в биосфере, сравнивать закономерности эволюции неживой и живой природы, учитывать в своей практической деятельности объективные законы развития природы и общества.
4. Глобальные и региональные экологические проблемы современности Литература [1], глава 13 (с. 239–253), глава 14 (254–260), глава 16
[2], глава 13 (с. 299–318), глава 14 (с)
[3], глава 8 (с. 290–295), глава 8 (с. 286–309)
[5], глава 14
[7], глава 15 (с. 268–288)
[10], глава 15 (с. 339–360) Вопросы для самопроверки

1. Почему большую опасность для среды обитания представляют антропогенные загрязнения
2. Охарактеризуйте особенности негативного влияния на окружающую среду транспорта (автомобильного, воздушного, космического.
3. Назовите основные причины, вызывающие разрушение озонового слоя Земли, выпадение кислотных дождей, потепление климата, парниковый эффект, образование смога.
4. Укажите этапы происхождения воды на планете Земля.
5. Что такое безопасная питьевая вода
6. Каковы источники промышленного загрязнения поверхностных и грунтовых вод
7. Каковы источники загрязнения вод в сельскохозяйственных районах
8. Охарактеризуйте основные неорганические и органические химикаты, загрязняющие питьевую воду.
9. Каким образом оцениваются резервы ресурсов на Земле
10. В чем преимущество вторичного использования сырья и ресурсосберегающих технологий
11. В чем сущность рекультивации земель
12. Перечислите экологические проблемы, связанные с применением пестицидов. Приведите примеры химического воздействия человека на экосистемы входе внесения удобрений.

23 Следует знать химический состав и строение атмосферы Земли характеристику различных загрязнителей, их образование, характер глобального и локального воздействия, опасность для здоровья человека современное состояние водных ресурсов планеты и экологическую проблему пресных вод характеристику основных загрязнителей воды природные ресурсы и их классификацию, состояние ресурсов Земли и оценку их резервов принципы и правила рационального использования и охраны ресурсов современные экологические проблемы литосферы и пути их решения роль удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве, экологические последствия их применения актуальность вторичного использования сырья и ресурсосберегающих технологий. Должен уметь прогнозировать тенденции в изменении качества воздуха химическими реакциями подтвердить существующие защитные свойства атмосферы определять факторы, влияющие на образование атмосферных загрязнений в регионе или конкретном предприятии сформулировать принципы и методы технического решения очистки промышленных газовых выбросов составить схемы естественного круговорота воды и эвтрофикации водоемов дать характеристику чистых и загрязненных води принципов определения уровня загрязненности сформулировать принципы и методы технического решения очистки сточных вод составить схему классификации природных ресурсов, оценить экологическое состояние литосферы региона, прогнозировать возможности решения экологических проблем литосферы методами инженерной экологии, оценивать существующие технологии сточки зрения ресурсосбережения и экологической безопасности.
5. Антропогенная экологическая нагрузка на окружающую среду
Литература: [1], глава 20 (с. 352–359), глава 11 (с. 215–218), глава 22 (с)
[2], глава 20 (с. 443–451), глава 21 (с. 531–537)
[3], глава с. 345–367), глава 10 (с. 396–397)
[4], глава 3 (с, глава 8 (с. 315–364) Вопросы для самопроверки
1. Какие государственные службы Российской Федерации осуществляют экологический мониторинг состояния окружающей среды
2. В чем сходство и различие глобального, регионального и локального мониторинга окружающей среды

24 3. Какими методами осуществляется мониторинг среды
4. Какое значение в экологическом нормировании отводится определению величин предельно допустимых концентраций (ПДК, предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов
(ПДС) веществ
5. Каковы функции и задачи экологической экспертизы Следует знать цели и задачи экологического мониторинга, особенности мониторинга, связанные с констатацией фактов и проведением экспериментов по моделированию и прогнозированию процессов глобальная, региональная и локальная формы мониторинга определение нормативных значений антропогенных загрязнений нормативные основы охраны природной среды. Должен уметь владеть простейшими методами мониторинга состояния окружающей среды, пользоваться нормативными документами при оценке уровня загрязнений, рассчитывать величины предельно допустимого сброса
(ПДС) загрязняющих веществ в сточных водах и предельно допустимого выброса
(ПДВ) вредных веществ в атмосферу пользоваться нормативно-правовыми актами в сфере охраны окружающей среды. Основные направления рационального природопользования и охраны окружающей среды. Литература [1], глава 20 (с, 366–399), глава 21 (с. 422–428)
[2], глава 20 (с, глава 21 (с)
[3], глава 8 (с)
[4], глава 9 (с. 364–448), глава 10 (с. 550–572) Вопросы для самопроверки
1. Какова роль малоотходных и безотходных технологий, замкнутых систем водоснабжения в рациональном использовании природных ресурсов
2. Каким образом происходит очистка промышленных газов от диоксида углерода, диоксида серы и оксидов азота
3. Как выглядит типовая схема очистки промышленных сточных вод
4. Перечислите и проанализируйте методы удаления взвешенных частиц из промышленных и бытовых сточных вод.
5. Охарактеризуйте физико-химические методы очистки сточных вод.
6. Каковы принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и какова их правовая база

25 7. Какие закономерности следует учитывать, чтобы осуществлять рациональное использование природных богатств, их охрану и воспроизведение
8. Каково значение экологической экспертизы проектов и технологий для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды
9. Как проводится укрупненная оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы и гидросферы Следует знать производство биоэнергии; принципы и методы энергосберегающих технологий методы и технологии процессов очистки, конструктивные элементы сооружений по очистке газовых выбросов и сточных вод предприятий энергетики основные принципы создания безотходных технологий и их реализация в условиях функционирования конкретного предприятия принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, проблемы роста народонаселения, современные экологические катастрофы и техногенных аварий принципы и методы оценки экономического ущерба от загрязнений природной среды. Должен уметь спрогнозировать результаты воздействия газовых выбросов и сточных вод объектов энергетики в регионе на природную среду, использовать в практической деятельности существующие методы инженерной экологии выбирать оптимальные варианты технологических средств и методов решений удаления загрязнений из сточных води атмосферных выбросов предприятий энергетики проводить укрупненную оценку экономического ущерба от загрязнений, рассчитывать эффект суммации в случае одновременного воздействия нескольких веществ, осуществлять регламентацию выбросов и сбросов в условиях конкретного предприятия.
5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Занятие № 1. Определение платы за загрязнение водоемов. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. за сброс загрязняющих веществ вводные объекты, не являются ни наказанием штрафом, ни разрешением ухудшать экологическую ситуацию региона в пределах финансовых возможностей промышленного объекта. Основное

26 назначение такой реакции общества
– стимулировать усилия природопользователей на внедрение более совершенных малоотходных и экологически щадящих технологий в производстве и более эффективных методов и устройств очистки выбросов и сбросов. Физическая масса годового сброса (фактический сброс ой примеси, т/год, определяется из следующего соотношения
год
т
V
i
c
ф
m
/
,


(1.1) где c i
– среднегодовое значение концентрации го вещества, определяемое регулярным лабораторным анализом, мг/л;
V – объем годового сброса сточных вод, тыс. м
3
Платежи предприятия за сброс загрязняющих веществ в водоемы в пределах установленных нормативов, тыс. руб./год, определяются зависимостью
И
з
Э
n
i
фi
m
norm
H
н
П






1
, при m ф ≤ m н, (1.2) где H
norm
– норматив платы за сброс 1 тонны го загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов сбросов, руб. н – масса нормативного сброса го загрязняющего вещества, т/год; определяется по формуле
год
т
V
i
ПДК
нi
m
/
,


(1.3) где ПДК – предельно-допустимая концентрация го загрязняющего вещества. Под предельно-допустимой концентрацией (ПДК) загрязняющего вещества понимается концентрация загрязняющего вещества в единице природной среды, которая не оказывает отрицательного (прямого или косвенного) воздействия наживой организм.
Э
з
– коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта учитывает экологические факторы (состояние водных объектов, по бассейнам морей и рек. Для бассейна Каспийского моря – бассейн реки Волга – для Республики Татарстан Э
з
= 1,35;

27 И – коэффициент индексации (устанавливается Федеральным законом о бюджете на конкретный год, и принимается в 2012 году к нормативам платы установленным в 2003 году И = 2,05 и 1,67 к нормативам платы установленным в 2005 году. При отсутствии у предприятия установленных нормативов (лимитов, вся масса загрязняющих веществ считается сверхлимитной
Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующей ставки платы го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов на разницу между фактическими нормативным сбросом го загрязняющего вещества и умноженным на пятикратный повышающий коэффициент


И
з
Э
n
i
ni
m
ф
m
H
св
П








1
lim
5
lim при m ф › m н) где H
lim
– норматив платы за сброс 1 тонны го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов сбросов, руб. Суммарные платежи предприятия за сброс сточных вод определяются по формуле lim
св
н
П
П
П


(1.6) При сбросе загрязняющих веществ в канализацию предприятие- загрязнитель заключает на некоторый период времени (как правило, на год) договор с владельцем канализации и платит ему определенную сумму за очистку сточных вод при условии, что концентрация загрязняющих веществ в них не превышает ПДК. В случае превышения дополнительно взимается плата за сверхнормативный сброс. Значения ПДК и ставка платы устанавливаются владельцем канализации. Задание Произвести расчет платежей предприятия осуществляющего сброс загрязненных сточных вод, данные необходимые для расчетов приведены по вариантам в таблице 2, расчеты сводится в таблицу 1.
Таблица 1 Индивидуальная таблица расчетов платежей Ингредиенты c
i
, мг/л ф, т/год ПДК, мг/л н, т/год m св lim.
, т/год Н, руб./т Н, руб./т
П
н.i
П
сн.i руб/год
1 Азот аммонийный г)
1 551 2755 2 Фенолы (г)
0,0018 275481 1377405 3 Нефтепродукты г)
0,05 5510 27550 4 ПАВ (г)
0,09 552 2760 5 Фосфаты (г)
0,29 1378 6890 6 Взвешенные вещества г)
6,67 366 1830 7 БПК полн. (г)
3,33 91 455 8 Железо (г)
1 2755 13775 9 Медь (г)
0,0018 275481 1377405 Всего



Таблица 2 Исходные данные к практической работе
№ вар.
V, тыс.м
3 в год Концентрации загрязнителей, мг/л Азот аммонийный Фенолы Нефтепродукты ПАВ Фосфаты
Взв. вещ-ва
БПК полн.
Fe
Cu
1 240 2,35 0,064 6,29 0,055 0,15 10 37,1 1,8 0,061 2
260 0,79 0,094 24 0,102 0,026 17,3 40,4 1,62 0,055 3
280 1,29 0,16 12,06 0,13 0,53 32,5 84 2,45 0,24 4
300 5,9 0,08 13,04 0,46 0,61 14,7 95,4 1
0,064 5
320 2,64 0,072 18,2 0,092 0,34 22,6 51,7 1,53 0,086 6
0,9 4,4 0,3 0,09 7,2 0,11 0,58 14 32,7 1,1 7
1,2 1,31 0,048 2,04 0,21 0,22 1,64 17,3 1,64 0,008 8
1,5 1,78 0,43 9,82 0,17 0,21 20 78,3 2,45 0,055 9
1,8 5,9 0,07 3,53 1,1 0,6 13 98 1,2 0,01 10 2
3,62 0,21 8,37 0,18 0,28 18,5 28,3 1,47 0,038

30 Занятие № 2. Экономическая эффективность природоохранных
мероприятий
Экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется путем сопоставления конечных экономических результатов, полученных вследствие их реализации, с необходимыми для осуществления этих мероприятий затратами. Следовательно, для расчета показателей экономической эффективности необходимо определить, во-первых, общую сумму полного экономического результата, получаемого от внедрения таких мероприятий, во-вторых, общую сумму затрат общую сумму затрат, направленных на их реализацию. Полный экономический результат природозащитных мероприятий выражается суммой предотвращенного сих помощью годового экономического ущерба от загрязнения среды и величиной годового прироста доходов от соответствующего улучшения производственной деятельности предприятия. Он рассчитывается следующим образом
,
/
,
год
руб
млн
Д
У
Р




(1.1) где Р – экономический результат природозащитных мероприятий, тыс. руб./год; У – предотвращенный экономический ущерб, тыс. руб./год; Д – годовой прирост дохода (дополнительный доход) от улучшения производительности показателей деятельности предприятий в результате оздоровления окружающей среды, млн.руб./год. Величина предотвращенного экономического ущерба от загрязнения У определяется как разность между расчетными величинами ущерба, который имел место до осуществления рассматриваемого мероприятия У
Д
, и остаточного ущерба после проведения этого мероприятия У
П
. (те. чистый доход, который имеет народное хозяйство в результате внедрения природоохранных мероприятий
,
руб
тыс
У
У
У
П
Д



(1.2) Общая (абсолютная) экономическая эффективность в данном случае определяется путем деления годового объема полного экономического эффекта (Р, за вычетом эксплутационных расходов на содержание и обслуживание природозащитных объектов (З
с
), на величину капиталовложений (К, обеспечивающих этот результат

31
К
С
Р
Э
)
(


. (1.3) Полученное значение общей эффективности сравнивается с достигнутым уровнем рентабельности инвестиций (R). Если величина Э больше R, то мероприятие можно рекомендовать к реализации. Рассчитать средозащитный эффект Э
с предприятия от внедрения природоохранного мероприятия можно с помощью следующей формулы
.,
),
(
руб
тыс
К
н
Е
оч
З
У
ср
Э





(1.4) где Е
н
– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложении средозащитного назначения. Е
н принять равным 0,12. Народнохозяйственный ущерб до внедрения мероприятий определяют по формуле
,
),
(
руб
тыс
з
К
ф
К
л
К
н
К
Д
У
х
н
У





(1.5) Кн – коэффициент для корректирования величины ущерба в зависимости от численности населения в загрязненном районе Кл – коэффициент для корректирования ущерба в зависимости от площади лесных исх угодий
К
ф
– коэффициент для корректирования ущерба в зависимости от стоимости основных фондов в загрязненном районе
К
з
– коэффициент для корректирования ущерба в зависимости от исходного состояния загрязненной среды. Определить народнохозяйственный ущерб от оставшегося объема вредных выбросов после внедрения мероприятии
),
(
руб
тыс
з
К
ф
К
л
К
н
К
П
У
п
н
У





(1.6) Определить предотвращенный народнохозяйственный ущерб
,
руб
тыс
п
н
У
д
н
У
нх
У


(1.7) Рассчитать экономический эффект, полученный народным хозяйством в целом от внедрения природоохранных мероприятий

32
.,
,
руб
тыс
З
нх
У
нх
Э


(1.8) где 3 – приведенные затраты в мероприятиях
,
руб
тыс
К
н
Е
оч
З
З



(1.9) Произвести расчет эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия
,
руб
тыс
К
х
н
Э
ос
Е

(1.10) Определить экологическую эффективность мероприятий на 1 руб. затраченных средств в очистное устройство
.,
,
)
(
руб
тыс
К
Е
оч
З
Q
экол
Е




(1.11) где

Q
3
– снижение объема загрязняющих выбросов
,
3
руб
тыс
П
Q
Д
Q
Q



(1.12) Задание. Определить экономический эффект от внедрения мероприятий по защите воздушного бассейна в народном хозяйстве. Исходные данные для расчета принять по варианту.
Таблица 1 Исходные данные Варианты
1 2
3 4
5 6
7 8
9 0 Объем загрязняющих выбросов до внедрения мероприятий Д, тыс. т.
60 70 80 60 70 80 60 70 80 80 после внедрения П, тыс. т.
20 30 40 20 30 40 20 30 40 40 Ущерб предприятия, тыс. руб. до внедрения, У
Д
190 200 180 210 190 200 180 210 220 200 после внедрения, У
П
25 35 15 45 25 35 15 45 55 35 Эксплуатационные затраты на очистку и утилизацию С, тыс. руб.
10 20 10 25 10 20 10 25 35 20 Капитальные вложения в очистные сооружения, К, тыс. руб.
100 200 100 250 100 200 100 250 300 200 Корректировочные коэффициенты КН 1,6 1,8 2,0 2,2 1,7 2,1 1,5 1,9 2,0 КЛ 1,2 1,35 1,45 1,1 1,2 1,35 1,45 1,1 1,2
К
Ф
1,05 1,1 1,15 1,25 1,05 1,1 1,15 1,25 1,05 1,1
К
З
1,3 1,35 1,4 1,3 1,35 1,6 1,3 1,35 1,7 1,3

34
1   2   3   4

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ В процессе изучения курса экологии студент должен выполнить контрольную работу, которая включает решение задач по индивидуальному заданию, тестирование. Задания приведены в порядке прохождения теми сформулированы таким образом, чтобы обратить внимание студентов на основные моменты в усвоении материала. Перечень номеров контрольных заданий, для включения в состав контрольных работ, приводится в таблице каждого задания. При этом номер выбираемой студентом контрольной работы должен соответствовать последней цифре номера его зачетной книжки. Контрольная работа должна выполняться самостоятельно и при помощи преподавателя в аудитории. При рецензировании преподаватель отмечает хорошо выполненные задания и активное участие, задает вопросы по методике решения задач.
5.1 Содержания контрольных заданий Задание 1. Рассчитать
ПДВ для индивидуальных источников выбросов загрязняющих веществ. Определить максимальную концентрацию рассматриваемого вещества (C
max
) и расстояние, на котором фиксируется максимальное значение концентрации (X
max
). Коэффициент А
= 160 См. табл. на стр. 35).

№ вар. Примесь ПДК, мг/м
3
С
ф, мг/м
3
Н, М Т выброса, С
F
M n
Q, гс, вот
ПДВ Т воздуха, С
D трубы, м
ω
0
, мс
1
CO
3 2
40 125 1,0 1,18 1,0 20%
8 1,4 7,0 2
NO
2 0,085 0,03 30 100 1,0 1,11 1,02 20%
5 1,3 6,5 3
SO
2 0,5 0,2 40 120 1,0 1,05 1,0 15%
10 1,3 6,5 4
V
2
O
5 0,02 0,005 35 110 2,5 1,12 1,01 20%
7 1,1 6,5 5 Зола
0,5 0,1 37 115 3,0 1,2 1,02 12%
5 1,2 7,5 6
CO
3 2
37 100 2,5 1,0 1,02 7%
18 1,4 7,0 7
NO
2 0,085 0,03 38 105 1,0 1,0 1,0 8%
16 1,0 7,0 8
SO
2 0,5 0,2 25 110 1,0 1,7 1,0 10%
13 1,1 6,5 9
V
2
O
5 0,02 0,005 40 110 1,0 1,7 1,0 15%
15 1,0 6,5 10 Сажа
0,5 0,1 20 125 2,0 1,11 1,02 14%
15 1,4 6,5 1
V
2
O
5 0,02 0,005 45 110 3,0 1,12 1,02 14%
7 1,2 6,5 2 Зола
0,5 0,1 25 115 2,5 1,2 1,0 15%
5 1,4 6,5 3
CO
3 2
38 100 1,0 1,0 1,0 16%
18 1,0 6,5 4
NO
2 0,085 0,03 38 105 2,5 1,0 1,0 8%
16 1,1 7,5 5
SO
2 0,5 0,2 45 110 3,0 1,7 1,02 12%
13 1,0 7,0 6
V
2
O
5 0,02 0,005 40 110 1,0 1,7 1,0 18%
15 1,4 7,0 7 Сажа
0,5 0,1 37 125 2,0 1,11 1,01 20%
15 1,3 6,5 8
CO
3 2
45 135 1,0 1,18 1,02 14%
8 1,3 6,5 9
NO
2 0,085 0,03 40 115 1,0 1,11 1,02 15%
5 1,1 6,5

36 Методические указания к выполнению задания Загрязнение воздушного бассейна связано с поступлением загрязняющих веществ от организованных и неорганизованных источников выбросов. Для обеспечения необходимой чистоты воздушного бассейна промышленные выбросы в атмосферу подлежат нормированию по каждому ингредиенту и для каждого источника выброса. Нормирование ведется путем установления предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Предельно-допустимый выброс (ПДВ) – количество вредных веществ, выбрасываемых в единицу времени, которое в сумме с выбросами от всех источников загрязнения не создает приземной концентрации примесей, превышающей ее ПДК. Если по объективным причинам предприятие не соблюдает нормативы
ПДВ, то для него устанавливаются нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ) и утверждается программа поэтапного снижения выбросов до уровня ПДВ. Расчет ПДВ и ВСВ проводится для неблагоприятных метеоусловий. Таким образом, ПДВ и ВСВ принимаются равными мощности выброса, если максимальная концентрация от источника удовлетворяет условию
i
ПДК
фi
C
i
С


max
, (1) где С i – максимальная концентрация примеси от источника выброса, мг/м
3
; ф i – фоновая концентрация загрязняющего вещества, мг/м
3
При множественных источниках загрязнения или для неорганизованных источников устанавливается суммарный показатель ПДВ. Величина
ПДВ определяется из условия
1


i
ПДК
i
ф
C
i
C
, (2) где С – концентрация вещества в воздухе, мг/м
3
Расчет величины ПДВ (гс) для одиночного источника (с круглым устьем) в соответствии с Методикой расчета концентраций в атмосферном