Файл: Методические указания и контрольные задания для студентовзаочников образовательных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у обучающихся нового экономического мышления.
Программа ПМ 04 МДК 04.01.
«Технология составления бухгалтерской отчетности»
При разработке рабочей программы профессионального модуля образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины, при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.
Область профессиональной деятельности выпускников: учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- имущество и обязательства организации;
- хозяйственные операции;
- финансово-хозяйственная информация;
- налоговая информация;
- бухгалтерская отчетность;
- первичные трудовые коллективы.
Бухгалтер готовится к следующим видам деятельности:
-
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. -
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. -
Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. -
Составление и использование бухгалтерской отчетности. -
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
При изучении профессионального модуля обращается внимание обучающихся на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
При изложении материала по соответствующим модулям используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ве
домств.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее содержания на практических занятиях и в процессе выполнения самостоятельной практической работы.
Самостоятельная практическая работа проводится по темам, утвержденным предметной (цикловой) комиссией. Она является самостоятельной творческой работой обучающихся и выполняется на основе знаний и навыков, полученных при освоении данного профессионального модуля.
В содержании профессионального модуля по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Для проверки знаний студентов проводится рубежный и итоговый контроль. Форму и сроки проведения контроля по профессиональному модулю определяет образовательное учреждение.
Структура профессионального модуля
среднего профессионального образования
базовой подготовки
Индекс и наименование профессионального модуля:
ПМ.04 МДК 04.01. «Технология составления отчетности»
Формируемые компетенции: ОК 1 – 09
ПК 1.1 – 1.4
ПК 2.1 – 2.4
ПК 3.1 – 3.4
ПК 4.1 – 4.4
уметь:
- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
- закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
- осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;
знать:
- определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
- методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
- порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
- методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
- требования к бухгалтерской отчетности организации;
- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
- бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности;
- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
- процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
- порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
- порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
- сроки представления бухгалтерской отчетности;
- правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
- формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
- формы расчета взносов во внебюджетные фонды и порядки их заполнения;
- формы статистической отчетности и инструкции по их заполнению;
- сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
- содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;
- порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
Перечень тем для самостоятельного изучения и контроля
по профессиональному модулю ПМ 04 МДК 04.01.
«Технология составления бухгалтерской отчетности»
Раздел 1. | Бухгалтерская отчетность |
Тема 1.1. | Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации. |
Тема 1.2. | Механизм отражения нарастающим итогам на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период. |
Тема 1.3. | Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период. |
Тема 1.4. | Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости. |
Тема 1.5. | Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период. |
Тема 1.6. | Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности организации. |
Тема 1.7. | Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности |
Тема 1.8. | Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности. Классификация баланса |
Тема 1.9. | Сроки представления бухгалтерской отчетности. |
Раздел 2. | Составление форм бухгалтерской отчетности |
Тема 2.1. | Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности |
Тема 2.2. | Регистр «Главная книга». Систематические записи текущих оборотов по данным журнал- ордеров. Расчет остатков по счетам синтетического учета на конец месяца. |
Тема 2.3 | Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс». |
Тема 2.4 | Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». |
Тема 2.5 | Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала». |
Тема 2.6 | Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств». |
Тема 2.7 | Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках». |
Тема 2.8 | Составление бухгалтерской отчетности, взаимосвязь между формами отчетности. |
Тема 2.9. | Процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу. |
Тема 2.10. | Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета. |
Тема 2.11. | Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости. |
Раздел 3. | Составление налоговых деклараций по налогам и сборам. |
Тема 3.1. | Заполнение налоговой декларации по налогу на имущество. Сроки предоставления отчетности. |
Тема 3.2. | Заполнение налоговой декларации по налогу на воду. Сроки предоставления отчетности. |
Тема 3.3. | Заполнение налоговой декларации по земельному налогу. Сроки предоставления отчетности. |
Тема 3.4. | Заполнение налоговой декларации по транспортному налогу. Сроки предоставления отчетности. |
Тема 3.5. | Составление книги покупок, книги продаж. Определение налогооблагаемой базы. Заполнение налоговой декларации по НДС. Сроки предоставления отчетности. |
Тема 3.6. | Состав доходов и расходов. Определение налогооблагаемой базы. Заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль. Сроки предоставления. |
Тема 3.7. | Особенности заполнения декларации по налогу на вмененный доход. Сроки предоставления отчетности. |
Тема 3.8. | Особенности заполнения декларации при применении упрощенной системы налогообложения. Сроки предоставления отчетности. |
Тема 3.9. | Особенности заполнения декларации при применении Единого сельскохозяйственного налога. |
Тема 3.10 | Налог на доходы физических лиц для налоговых агентов. Порядок предоставления отчетности, сроки представления отчетности. |
Тема 3.11 | Налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей. Порядок заполнения декларации 3-НДФЛ, сроки представления отчетности. |
Раздел 4. | Отчетность во внебюджетные фонды. |
Тема 4.1. | Заполнение расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ. Сроки предоставления отчетности. |
Тема 4.2. | Персонифицированный учет. |
Тема 4.3. | Заполнение расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Сроки предоставления отчетности. |
Тема 4.4. | Заполнение расчета и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. Сроки предоставления отчетности. |
Раздел 5. | Формы статистической отчетности. |
Тема 5.1. | Формы статистической отчетности |
Тема 5.2. | Инструкции по заполнению форм статистической отчетности |
Методические рекомендации для студентов
по выполнению самостоятельных практических заданий
Настоящие методические указания предназначены для студентов-заочников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), по ПМ МДК 04.01. «Технология составления отчетности»
При выборе содержания практического задания и его объема исходим из сложности учебного материала, с учетом значения конкретной работы для приобретения студентом соответствующих профессиональных знаний и умений, составлены на основании ФГОС СПО по данной специальности.
Практические занятия носят репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий. От обучающихся требуется самостоятельный выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы Работы, носящие поисковый характер отличаются тем, что студенты должны решать новую для них проблему, опираясь на имеющийся у них багаж теоретических и практических навыков и знаний.
Цель выполнения практических заданий:
-
закрепить теоретические знания; -
реализовать полученные теоретические знания по профессиональному модулю на практике.
Методы:
-
изучение учебной литературы; -
проведение исследований; -
обработка и анализ собранных материалов;
Средства:
-
методические указания, практикум, деловые ситуации, рефераты, СМИ, специально подобранные материалы.
Прогнозируемый результат:
- формируются навыки и умение деятельности специалиста-менеджера, бухгалтера, экономиста: исследование, анализ, формирование оценки ситуаций, умение принять решение, контроль деятельности;
- развиваются качества конкурентного выпускника целеустремленность, самоорганизованностъ, способность к творчеству.
Правильно организованная работа над самостоятельными практическими заданиями, формируя у учащихся глубокий интерес к предмету, обеспечивает подлинное вовлечение их в творческую деятельность.
Работа над выполнением самостоятельных практических заданий позволяет проявить собственную индивидуальность в самостоятельной собственной исследовательской работе при изучении и осмыслении первоисточников и научной монографической литературы, при анализе и обобщении изученного материала и изложении его в письменном виде.
Важность целенаправленной самостоятельной работы над заданиями определяется также тем, что вводимые новые профессиональные модули еще не обеспечены специальными стабильными учебными пособиями.
Самостоятельная работа с элементами исследования призвана развивать у студентов умение критически взглянуть на различные точки зрения, самостоятельно ориентироваться во всем возрастающем потоке научной информации, выражать и отстаивать собственные идеи, не отбрасывая при этом опыта предшествующих поколений и современников, но и не поддаваясь влиянию той или иной гипотезы, школы, личности.
Особое внимание обращается на развитие качеств, предопределяющих способность человека к творчеству, а именно особенности:
-
перцепции (напряженности внимания, впечатлительности, восприимчивости); -
интеллекта (фантазии, интуиции, дара предвидения, выдумки, обширности знаний); -
характера (индивидуальности, инициативности, оригинальности, самобытности, упорства, работоспособности, высокой самоорганизации); -
мотивации и ценностных ориентации (стремления к творческой деятельности, удовлетворения от самого процесса творчества).