Файл: Методические указания и контрольные задания для студентовзаочников образовательных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у обучающихся нового экономического мышления.

Программа ПМ 04 МДК 04.01.

«Технология составления бухгалтерской отчетности»
При разработке рабочей программы профессионального модуля образова­тельное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, по­следовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины, при условии выполнения требова­ний к уровню подготовки выпускников.

Область профессиональной деятельности выпускников: учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- имущество и обязательства организации;

- хозяйственные операции;

- финансово-хозяйственная информация;

- налоговая информация;

- бухгалтерская отчетность;

- первичные трудовые коллективы.
Бухгалтер готовится к следующим видам деятельности:

  1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

  2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

  3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

  4. Составление и использование бухгалтерской отчетности.

  5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).


При изучении профессионального модуля обращается внимание обучающихся на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретиче­ские положения и практические навыки могут быть использованы в буду­щей практической деятельности.

При изложении материала по соответствующим модулям используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ве­
домств.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее содержания на практических занятиях и в процессе выполнения самостоятельной практической работы.

Самостоятельная практическая работа проводится по темам, утвержденным предметной (цикловой) комиссией. Она является самостоятельной творческой работой обучающихся и выполняется на основе знаний и навыков, полученных при освоении данного профессионального модуля.

В содержании профессионального модуля по каждой теме приведены тре­бования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Для проверки знаний студентов проводится ру­бежный и итоговый контроль. Форму и сроки проведения контроля по профессиональному модулю определяет образовательное учреждение.
Структура профессионального модуля

среднего профессионального образования

базовой подготовки

Индекс и наименование профессионального модуля:

ПМ.04 МДК 04.01. «Технология составления отчетности»

Формируемые компетенции: ОК 1 – 09

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.4

ПК 3.1 – 3.4

ПК 4.1 – 4.4

уметь:

- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

- закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

- осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

знать:

- определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

- методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

- порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

- методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

- требования к бухгалтерской отчетности организации;

- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

- бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности;

- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;



- процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

- порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

- порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

- сроки представления бухгалтерской отчетности;

- правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

- формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

- формы расчета взносов во внебюджетные фонды и порядки их заполнения;

- формы статистической отчетности и инструкции по их заполнению;

- сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

- содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

- порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

Перечень тем для самостоятельного изучения и контроля

по профессиональному модулю ПМ 04 МДК 04.01.

«Технология составления бухгалтерской отчетности»

Раздел 1.

Бухгалтерская отчетность

Тема 1.1.

Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации.

Тема 1.2.

Механизм отражения нарастающим итогам на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

Тема 1.3.

Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.

Тема 1.4.

Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.

Тема 1.5.

Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

Тема 1.6.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности организации.

Тема 1.7.

Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности

Тема 1.8.

Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности. Классификация баланса

Тема 1.9.

Сроки представления бухгалтерской отчетности.

Раздел 2.

Составление форм бухгалтерской отчетности

Тема 2.1.

Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности

Тема 2.2.

Регистр «Главная книга». Систематические записи текущих оборотов по данным журнал- ордеров. Расчет остатков по счетам синтетического учета на конец месяца.

Тема 2.3

Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс».

Тема 2.4

Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».

Тема 2.5

Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала».

Тема 2.6

Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств».

Тема 2.7

Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках».

Тема 2.8

Составление бухгалтерской отчетности, взаимосвязь между формами отчетности.

Тема 2.9.

Процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.

Тема 2.10.

Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Тема 2.11.

Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости.

Раздел 3.

Составление налоговых деклараций по налогам и сборам.

Тема 3.1.

Заполнение налоговой декларации по налогу на имущество. Сроки предоставления отчетности.

Тема 3.2.

Заполнение налоговой декларации по налогу на воду. Сроки предоставления отчетности.

Тема 3.3.

Заполнение налоговой декларации по земельному налогу. Сроки предоставления отчетности.

Тема 3.4.

Заполнение налоговой декларации по транспортному налогу. Сроки предоставления отчетности.

Тема 3.5.

Составление книги покупок, книги продаж. Определение налогооблагаемой базы. Заполнение налоговой декларации по НДС. Сроки предоставления отчетности.

Тема 3.6.

Состав доходов и расходов. Определение налогооблагаемой базы. Заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль. Сроки предоставления.

Тема 3.7.

Особенности заполнения декларации по налогу на вмененный доход. Сроки предоставления отчетности.

Тема 3.8.

Особенности заполнения декларации при применении упрощенной системы налогообложения. Сроки предоставления отчетности.

Тема 3.9.

Особенности заполнения декларации при применении Единого сельскохозяйственного налога.

Тема 3.10

Налог на доходы физических лиц для налоговых агентов. Порядок предоставления отчетности, сроки представления отчетности.

Тема 3.11

Налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей. Порядок заполнения декларации 3-НДФЛ, сроки представления отчетности.

Раздел 4.

Отчетность во внебюджетные фонды.

Тема 4.1.

Заполнение расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ. Сроки предоставления отчетности.

Тема 4.2.

Персонифицированный учет.

Тема 4.3.

Заполнение расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Сроки предоставления отчетности.

Тема 4.4.

Заполнение расчета и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. Сроки предоставления отчетности.

Раздел 5.

Формы статистической отчетности.

Тема 5.1.

Формы статистической отчетности

Тема 5.2.

Инструкции по заполнению форм статистической отчетности


Методические рекомендации для студентов

по выполнению самостоятельных практических заданий
Настоящие методические указания предназначены для студентов-заочников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), по ПМ МДК 04.01. «Технология составления отчетности»

При выборе содержания практического задания и его объема исходим из сложности учебного материала, с учетом значения конкретной работы для приобретения студентом соответствующих профессиональных знаний и умений, составлены на основании ФГОС СПО по данной специальности.

Практические занятия носят репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий. От обучающихся требуется самостоятельный выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы Работы, носящие поисковый характер отличаются тем, что студенты должны решать новую для них проблему, опираясь на имеющийся у них багаж теоретических и практических навыков и знаний.

Цель выполнения практических заданий:

  • закрепить теоретические знания;

  • реализовать полученные теоретические знания по профессиональному модулю на практике.

Методы:

  • изучение учебной литературы;

  • проведение исследований;

  • обработка и анализ собранных материалов;

Средства:

  • методические указания, практикум, деловые ситуации, рефераты, СМИ, специально подобранные материалы.


Прогнозируемый результат:

- формируются навыки и умение деятельности специалиста-менеджера, бухгалтера, экономиста: исследование, анализ, формирование оценки ситуаций, умение принять решение, контроль деятельности;

- развиваются качества конкурентного выпускника целеустремленность, самоорганизованностъ, способность к творчеству.
Правильно организованная работа над самостоятельными практическими заданиями, формируя у учащихся глубокий интерес к предмету, обеспечивает подлинное вовлечение их в творческую деятельность.

Работа над выполнением самостоятельных практических заданий позволяет проявить собственную индивидуальность в самостоятельной собственной исследовательской работе при изучении и осмыслении первоисточников и научной монографической литературы, при анализе и обобщении изученного материала и изложении его в письменном виде.

Важность целенаправленной самостоятельной работы над заданиями определяется также тем, что вводимые новые профессиональные модули еще не обеспечены специальными стабильными учебными пособиями.

Самостоятельная работа с элементами исследования призвана развивать у студентов умение критически взглянуть на различные точки зрения, самостоятельно ориентироваться во всем возрастающем потоке научной информации, выражать и отстаивать собственные идеи, не отбрасывая при этом опыта предшествующих поколений и современников, но и не поддаваясь влиянию той или иной гипотезы, школы, личности.

Особое внимание обращается на развитие качеств, предопределяющих способность человека к творчеству, а именно особенности:

  • перцепции (напряженности внимания, впечатлительности, восприимчивости);

  • интеллекта (фантазии, интуиции, дара предвидения, выдумки, обширности знаний);

  • характера (индивидуальности, инициативности, оригинальности, самобытности, упорства, работоспособности, высокой самоорганизации);

  • мотивации и ценностных ориентации (стремления к творческой деятельности, удовлетворения от самого процесса творчества).