Файл: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ми влГУ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ ВлГУ)
Факультет ГФ  

Кафедра СГПД  


Экзаменационная работа

по Тренинговым технологиям в психолого-педагогической деятельности
Тема Профориентационная работа со школьниками среднего звена (6-7 классы) «Кто я в будущем?»

Руководитель

Тимина Н.В.

(фамилия, инициалы)



(подпись) (дата)
Составитель ПС-119

(группа)

Ермакова М.А.

(фамилия, инициалы)



(подпись) (дата)
Муром, 2023

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Самопознание и самореализация одна из важнейших целей каждого человека. Система активных методов работы с участниками занятий призваны включить их в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.

Цель программы -  развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Необходимо выделить следующие составляющие, определяющие готовность к  осознанному и ответственному выбору:

Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая  альтернативы возможных действий в ситуации выбора.

Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе.

 Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия.

Задачи программы:

Повысить        уровень        мотивации        к        профессиональному

самоопределению.

Активизировать процессы самопознания.

Повысить психологическую компетентность.

Формировать адекватную самооценку.

Формировать умение планировать свое профессиональное будущее.

Познакомить с выбором профессий в условиях рынка труда.

          Методы – психодиагностические тесты; ролевые игры; групповые дискуссии; упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию.

Ожидаемые результаты – овладение подростками профессиональными знаниями, умениями и навыками; осознание школьниками ценности и важности профессионального самоопределения; выявление интереса и склонности к определенным профессиям; расширение познавательной активности, общего кругозора и знаний подростков о мире профессий.

Таблица – план занятий (календарный).



п\п

Тема занятия

Количество

часов (мин.)

Форма учебного занятия

1.

Вводное. Правила работы в группе.

60 мин.

Вводная лекция, тренинговые упражнения.

2.

Счастье – когда тебя понимают

60 мин.

Занятие в форме тренинга

3

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

60 мин.

Теория, практическое занятие, тренинговые упражнения

4

Темперамент и профессии

60 мин.

Теория, практическое занятие, тренинговые упражнения

5

Что такое характер.

60 мин.

Теория, практическое занятие, тренинговые упражнения

6

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

60 мин.

Теория, практическое занятие, тренинговые упражнения

7

Особенности мышления

60 мин.

Обзорная лекция, тренинговые упражнения

8.

Память и внимание

60 мин.

Практическое занятие (диагностика)

9.

Склонности и интересы в выборе профессии.

60 мин.

Занятие с элементами тренинга

10.

Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова

60 мин.

Практическое занятие (диагностика)

11.

Что я знаю о мире профессий.

60 мин.

Тренинговое занятие.

12.

Ошибки в выборе профессии

60 мин.

Занятие с элементами тренинга

13.

Способности и профессиональная пригодность

60 мин.

Тренинговое занятие

14

Личный профессиональный план.

60 мин.

Занятие с элементами тренинга

15

Составление личного профессионального плана.




Практическое занятие, тренинговые упражнения.

16

Навыки самопрезентации

3

Семинары-тренинги

17.

Самопрезенация (дополнительное)

1

Роевая игра




Итого

19





Содержание занятий

Занятие1. Вводное.

Цель. Создание положительной мотивации к занятиям.

Психология как наука и практика. Как знание психологии может помочь человеку. Как  психология может помочь человеку в выборе профиля обучения и профессии. Ситуации самоопределения в жизни человека. Что такое выбор и каким он может быть. Какую ситуацию можно назвать ситуацией выбора. Как подготовиться к сознательному и ответственному выбору профессии. Что нужно знать о профессии и о себе, чтобы принять правильное решение.

Обсуждение правил поведения во время занятий:

Правила, которые необходимо соблюдать:

  1. Один говорит, все слушают (Закон поднятой руки)

  2. Запрет на оскорбительные замечания в адрес других.

  3. Уважение чужого мнения.

  4. Что говорится в кругу, не выносится из него.

Ход занятия.

  1. Упражнение "Знакомство". Участники по кругу называют свое имя и  профессию, которая нравится.

  1. Знание себя, анализ своих возможностей. (Упражнение  «Свет мой зеркальце, скажи…»). Каждый участник пишет о себе искренние определения, социальные роли, качества и тд.

  2. Профессиональная игра «Поле чудес».

Занятие 2. «Счастье – это когда тебя понимают».

Цель. Научить правилам групповой работы, создать мотивацию участия в занятиях.

Чтобы понять другого человека нужно научиться слушать и сопереживать ему. Эмпатия. Роль общения в развитии личности. Невербальные средства общения.

Как вы думаете, что значит быть внимательным. Для чего нужно быть внимательным. Какова роль внимания в успешности учения и особенно данных занятий. Легко ли быть внимательным.  Можно ли этому научиться. Почему надо хотеть быть внимательным.

Упражнение "Циферблат". Для выполнения этого упражнения необходимы  настенные часы. В течение одной минуты нужно пристально следить за движениями секундной стрелки. Если вы отвлечетесь,  заметив это, тут же вернитесь к выполнению задания.

Второй этап упражнения выполняется в кругу. Представьте что люди, сидящие в кругу - цифры будильника. Ваше внимание - стрелка, которая указывает на эту цифру (человека). Каждый по очереди говорит свое имя. Ваша задача - так же пристально следить за высказываниями и сменой очередности, как вы следили за движениями секундной стрелки.


Упражнение "Обсуждение". Это упражнение является продолжением предыдущего. Все участники по кругу высказываются, как они справились с предыдущим упражнением. Всем остальным нужно концентрировать внимание на говорящем участнике, переключая его на следующего участника так, словно сдвинулась часовая стрелка. Это упражнение следует повторять следующие несколько уроков, пока группа не научится концентрировать внимание в течение всего обсуждения.

Упражнение «Улыбка».

Сидя в кругу без слов постарайтесь встретиться глазами и искренне улыбнуться тому  человеку в группе кого вы рады видеть и хотите приветствовать. Обратите внимание на свои ощущения.

Второй этап. Улыбнуться как можно большему количеству участников.

Упражнение "Работа с притчей".

Что такое притча. Чем притча отличается от рассказа. Что такое "скрытый смысл".

Ведущий читает вслух небольшую притчу.  Ученикам нужно записать одним предложением главную мысль, суть притчи. Прочитать записанное по кругу и обсудить, кто как понял смысл притчи.

Зеркальный мир.

Однажды великий царь решил построить невиданный по красоте дворец. Там было много всяких чудес. Среди прочего была одна комната, где все стены, потолок, пол и даже двери были зеркальными. Однажды в эту комнату вбежала собака и в изумлении остановилась – сотни собак смотрели на нее со всех сторон. Собака на всякий случай оскалила зубы, изображения ответили ей тем же. Перепугавшись, собака отчаянно залаяла. Ее изображения тоже начали лаять. Собака лаяла все громче и металась по всей комнате, пока не выбилась из сил. Наутро слуги царя нашли ее мертвой в окружении сотен мертвых собак и были очень удивлены, так как в комнате не было никого, кто мог бы причинить ей вред.

Ведущий не интерпретирует притчу, но анализирует уровень понимания смысла. Если он недостаточен, то упражнение на следующем уроке нужно повторить.

 Упражнение «Впечатления».

Группа стоит в кругу. Один участник по очереди становится перед каждым членом группы. Глядя ему в глаза, прикасаясь к нему, нужно коротко сказать ему, какие добрые чувства он у тебя вызывает, что тебе в нем нравится. В конце проводится рефлексия.

Занятие 3. Что я знаю  себе. Темперамент.

Цель: познакомиться с понятием «темперамент».

Индивидуальность восприятия человека человеком. Как отношение других людей сказывается на наших переживаниях.


Теоретическая часть: что такое темперамент. Виды темперамента.

Тест Айзенка.

Упражнение "Подарок".

Участники на отдельных листочках пишут различные человечески качества( по одному качеству), затем внутри круга создается «банк». Один из участников группы начинает упражнение: берет один листочек «про себя» читает качество, которое там написано, и дарит тому участнику у которого оно есть. Это условие оговаривается в начале.

Участники по кругу проводят рефлексию и отвечают на вопрос: "Что я хотел бы подарить..."

-нашему классу

- школе

          - человечеству.

Упражнение «Аукцион».

Цель: актуализация имеющихся знаний о профессиях и подготовка к сложным игровым взаимодействиям.

Класс делится на 3 команды. От участников требуется назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на доске. Выигрывает та команда, игрок которой до третьего удара молотка (хлопка в ладоши) успел последним назвать необходимую профессию, или игроки которой назвали большее число профессий. ИПУ позволяет легко  выявить степень общей информированности о мире профессий, направленность интересов учащихся. Игра занимает от 5 до 15 минут.

Теоретическая часть:

 Видео фильм «Разные темпераменты».

Мультимедийная презентация «Темперамент и профессии».Обсуждение.

Упражнение «Отгадай профессию».

Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать.

Упражнение «Профессии на букву».

Цель данного упражнения — расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10— 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает от 5—7 до 10—15 минут,  носит  разминочный характер.  Процедура упражнения следующая (при работе в круге):

Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”.