Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса в изучении природы в подготовительной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СВЕТЛОГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Выпускная квалификационная работа
Развитие познавательного интереса в изучении природы в

подготовительной группе


Специальность:

44.02.01 Дошкольное образование
Выполнила:

студентка 4 курса, группы «Г»,

очной формы обучения,

Гончарук Виктория Валерьевна
Руководитель:

Романенко Г.Л., преподаватель

естественных дисциплин
Светлоград, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………...…………………3 
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательного интереса в изучении природы с дошкольниками

1.1.Психолого-педагогические особенности детей дошкольного

возраста …………………………………………………………….6

1.2. Развитие познавательного интереса в изучении природы

подготовительной группы ………………………………………..9

1.3. Методы изучения природы………………………………………25
ГЛАВА 2. Методические аспекты развития познавательного интереса в

подготовительной группе с целью изучения природы…………29

2.1. Экспериментальные исследования по выявлению развития

познавательного интереса в изучении природы в

подготовительной группе ……...………………………………29

2.2. Методические рекомендации по развитию познавательного

интереса в изучении природы в подготовительной

группе……………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………......41

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….……..43

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………….…………………………………………....45
ВВЕДЕНИЕ
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: - избирательная направленность внимания человека, эмоциональной активности, активатор разнообразных чувств, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. [3]

Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. [8]


Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. Т.е. интерес может быть не только к содержанию, но и к процессуальной стороне и т.д. Это деятельностный подход.

Определений много. Морозова: через эмоциональное отношение.

В своих работах Щукина рассматривает познавательный интерес в разных видах. Познавательный интерес может проявляться как:

- Средство обучения (знания, которые усвоены с интересом, надолго остаются в памяти; ребенок активен в усвоении этих знаний, поэтому они более прочные).

- Мотив учебной деятельности (я учусь, потому что мне интересно).

- Устойчивое качество личности (дети с ненасыщаемой познавательной потребностью, которые должны что-то думать, решать и т.д.) Когда мы формируем такой интерес, то это просто замечательно.

 Актуальность поднимаемой   проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить.

Практические методы обучения - эти методы предусматривают приобретение новых знаний детьми посредством самостоятельной работы. К практическим методам относятся наблюдения, опыты, исследовательский эксперимент.



Наблюдение– это планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира c целью его познания. Наблюдение – это главный научный метод изучения природы, с помощью которого учащиеся готовятся к более сложным научным исследованиям.

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.

Данная проблема позволила сформулировать тему Выпускной квалификационной работы: «Практические методы в экологическом образовании и воспитании дошкольников».

Целью исследования является рассмотрение эффективности изучения природы в подготовительной группе с целью развития познавательного интереса.

Объект исследования – познавательный интерес в изучении природы дошкольников подготовительной группы.

Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса в изучении природы с детьми подготовительной группы.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследова-ния позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие познавательного интереса у дошкольников в изучении природы будет более успешным, если использовать практические методы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;

2. Изучить особенности развития познавательного интереса в изучении природы с детьми подготовительной группы

3. Провести экспериментальные исследования по выявлению развития познавательного интереса в изучении природы с детьми подготовительной группы

4.Составить методические рекомендации по развитию познавательного интереса в изучении природы с детьми подготовительной группы.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие
методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста характерны определенные анатомические, физиологические, психологические особенности. Детей этого возраста отличает особенный подход к изучению окружающего мира, весь мир они познают впервые. В работе педагога по познанию окружающего мира с детьми данного возраста требуется подход, особая методика и знание данных особенностей.

Темп и содержание развития ребенка в первые семь лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные этому развитию условия, действительно, нужно выделить определенные этапы и их границы. Такая детализация рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования. Но хотя каждый ребенок и развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в три года, недоступно для младенца, то что не составляет труда в пять лет, невыполнимо в три года и т.д. Необходимость ориентироваться в этих закономерностях и как-то их упорядочить по отношению к развитию привела к возникновению возрастной периодизации. Весь период жизни человека состоит из смысловых отрезков, внутри которых и осуществляется накопление, вызывающе новообразование и качественный переход на очередной этап. [6, 69].

Многое зависит от того, как усваиваются ребенком полученные знания, - только путем запоминания или зримо, образно, осознанно. Для развивающейся личности это строительный материал, из которого возводится здание интеллекта и эмоций.

Дети активно расширяют собственный словарный запас, задумываются над значением новых для них слов. Словотворчество, свойственное ребенку 4-5 лет, служит доказательством нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в нем творческого начала.


Достижением дошкольного возраста является развитие различных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная деятельность, хотя ведущей, конечно же, остается игра. Игры в дошкольном возрасте по сравнению с играми в раннем возрасте становятся сложнее, разнообразнее по сюжету, гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что непосредственно видит вокруг себя, но и то, о чем ему читали, что он услышал, увидел по телевизору и т. п. В игре выражаются чувства и эмоции детей, она удовлетворяет его потребности в познании мира взрослых.

На протяжении второго года жизни происходят существенные изменения в характере «делового общения» взрослого с ребенком. Оно возникает по поводу тех или иных предметов, выполнения несложных дидактических заданий с ними. Постепенно общение все более принимает форму совместной деятельности. Это важно, так как предметная деятельность является ведущей в ранний период жизни, следовательно, оказывающей эффективное развивающее воздействие на ребенка при условии руководства со стороны взрослого.

В три года малыши с удовольствием помогают старшим, стараются подражать им в мытье посуды, уборке, стирке. Важно не погасить желание трудиться, обращать внимание на заявление «Я сам!» Это зависит от отношения взрослых к проявлению у ребенка самостоятельности. Трудовое усилие дошкольника может проявляться в самообслуживании (он сам одевается, ест, чистит зубы и т. д.), в уходе за растениями, домашними животными (под руководством взрослого), в выполнении поручений [18].

Постепенно у ребенка проявляется интерес к умственному труду, формируется его готовность к обучению в школе. Меняется характер развития эмоциональной сферы. Как отмечал Л. С. Выготский, к пяти годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок может осознавать, понимать и объяснять собственные переживания и эмоциональные состояния других. Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети ценят общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты. Возникает дружба. Чаще всего дружат между собой представители одного пола, но можно наблюдать и случаи симпатии и дружеского расположения между мальчиками и девочками.

Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно--личностной. Он начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире, усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него важно как общество взрослых, так и общество детей, так как каждое из них по--своему обогащает его опыт.