Файл: Дидактические методы обучения детей с нарушением интеллекта. Дидактическим методами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дидактические методы обучения детей с нарушением интеллекта.
Дидактическим методами называются методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, направленные на закрепление и совершенствование приобретенных знаний. Не все методы, рекомендованные для обучения детей в общеобразовательной школе, доступны для обучения умственно отсталых школьников. Поэтому принятые в общей педагогике методы достижения дидактических целей должны быть экспериментально проверены и широко апробированы в условиях коррекционной школы VIII вида.
Объяснение
Истолкование отдельных понятий, явлений, правил, приемов работы с инструментами, содержания наглядных пособий и правил их применения, а также слов и терминов широко применяется в коррекционной школе VIII вида и в младших, и в старших классах на различных уроках. Так, на уроках чтения, географии, истории, естествознания, труда необходимо объяснять новые слова для понимания читаемого или сообщаемого материала, поскольку у умственно отсталых школьников, особенно младших, словарный запас ограничен, они не понимают содержания многих распространенных слов и особенно специальных терминов. Овладение географическими и историческими понятиями — для учащихся объективно сложный процесс, требующий мыслительной активности, умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, привлекать имеющийся опыт. В силу недостатков познавательной деятельности школьники плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, подводят под одно понятие прямо противоположные, не могут оперировать усвоенными понятиями при изучении нового материала. Поэтому на этапе объяснения понятий учитель прибегает к различным сочетаниям методических приемов. Объяснение сопровождается демонстрацией различных наглядных пособий, на которых четко видны главные и второстепенные черты изучаемых объектов.
Используются упражнения по классификации существующих признаков. Активно включается прием сравнения. Особенности развития умственно отсталых детей диктуют ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании этого метода; для объяснения подбирается небольшой по объему и доступный материал; изложение его должно быть непродолжительным. Наряду с демонстрацией наглядных пособий в процессе объяснения могут использоваться практические действия учащихся с дидактическим материалом, задаваться вопросы, чтобы активизировать школьников, проверить, как они понимают объясняемое. Обратная связь — одно из важных условий
применения объяснения как метода обучения. Объяснение используется в основном при изучении нового материала, иногда при закреплении, если выясняется, что учащиеся не поняли тот или иной материал.
Рассказ
Этот словесный метод предполагает повествовательное изложение содержания учебного материала. В педагогике различают три вида рассказа: рассказ-вступление, направленный на подготовку учащихся к восприятию нового материала; рассказ-изложение, в котором раскрывается содержание новой темы; рассказ-заключение, цель которого — обобщить изученный на уроке материал, сделать выводы.
В первом случае учитель своим рассказом стремится создать положительное отношение к изучаемому, заинтересовать детей, в доступной форме сообщить им задачи предстоящей деятельности.
Рассказ-изложение применяется тогда, когда сообщаемый материал незнаком учащимся или они имеют о нем отдельные несистематизированные и неточные сведения. Помимо рассказов, главная дидактическая цель которых заключается в изложении фактического материала, на уроках географии, естествознания, истории применяются рассказы-описания. Их главная цель — создать у учащихся представления о географических объектах, исторических событиях, их определенные образы.
Метод рассказа широко используется при изучении разных предметов школьного курса как в младших, так в старших классах умением составлять и пользоваться подвижными схемами разной сложности. Для этого готовится набор табличек со словами и словосочетаниями, обозначающими общие и частные понятия. По ходу беседы учитель или учащийся расставляет эти таблички на магнитной доске в определенной последовательности и соединяет их стрелками-указателями, показывающими связь между ними.
Однако применение символической наглядности в коррекционной школе VIII вида ограничено, поскольку многие ее виды трудны для понимания умственно отсталыми детьми (сложные чертежи, графики, карты и т. д.).
Чтобы наглядные средства обучения способствовали повышению эффективности процесса преподавания, необходимо учитывать ряд требований:
-
подбирать такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения; -
заранее определять, на каком этапе урока и какой вид наглядности необходим, какая с ним будет проводиться работа (например, какая таблица будет служить подтверждением сказанному, из какого объекта школьники с помощью учителя почерпнут новые сведения); -
строго ограничивать число наглядных средств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать; -
не выставлять все подобранные к уроку наглядные средства сразу, а демонстрировать их последовательно; -
выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами; -
адаптировать средства наглядности, выпускаемые для общеобразовательной школы, с учетом возможностей умственно отсталых школьников и программных требований; -
выполнять самодельные наглядные пособия качественно с соблюдением требований, предъявляемых к пособиям (достаточный размер, четкие подписи, единообразие изображения и т. д.); -
обеспечить учащимся хорошую видимость демонстрируемых средств наглядности. Объемные предметы школьники должны иметь возможность осмотреть со всех сторон.
Беседа
Беседа, являясь словесным методом, позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность. Как вопросно-ответный метод беседа используется на всех этапах процесса обучения и в младших, и в старших классах: для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся. По месту в учебном процессе беседы разделяются на вводные, текущие (основные) и заключительные. Для сообщения новых знаний метод беседы используется в том случае, если у учеников есть некоторые сведения по изучаемому вопросу и учитель имеет возможность опереться на их опыт. Беседу можно организовывать индуктивным путем, т. е. вести учащегося от частных фактов и сведений к обобщениям. Дедуктивный путь беседы предполагает использование выведенного или сообщенного учителем правила на практике, т. е. ход рассуждений организуется от общего к частному.
Метод беседы занимает значительное место в процессе обучения. Это объясняется прежде всего тем, что в ходе умело построенной беседы создается возможность не только давать учащимся определенные знания или закреплять их, но и развивать мышление школьников, т. е. учить их производить анализ, сравнение, делать простейшие обобщения, вести диалог. Кроме того, метод беседы активизирует учащихся, позволяет концентрировать их внимание, направлять его в нужное русло. С помощью продуманных вопросов учитель добивается активности не только хорошо успевающих учеников, но и тех, кому обучение дается с трудом. Иными словами, учитель имеет возможность организовывать дифференцированный подход к учащимся.
Как правило, для беседы выбирается небольшой по объему материал, легко разделяемый на несколько логических частей, каждая из которых разбирается по вопросам. Поскольку знания умственно отсталых школьников нередко не систематизированны и неполны, учитель во время беседы не только задает вопросы, он уточняет ответы учащихся, дополняет их, строит беседу так, чтобы систематизировать и обобщить разбираемый материал, подвести школьников к усвоению понятия, правила, к осознанию практического применения знаний. Для лучшего усвоения разбираемой темы учитель во время беседы часто пользуется наглядностью, успех применения которой зависит от того, насколько продуманы им ее цель и место.
Источником беседы могут быть материалы учебника, записи на доске.
Эвристическая беседа трудна для умственно отсталых учащихся, так как требует рассуждений, поисков решения, умозаключений. Однако в старших классах эвристическая беседа в элементарной форме очень эффективна, поскольку она способствует развитию логического мышления школьников, а необходимость поиска решения заинтересовывает и активизирует их.
Беседа — сложный метод обучения, и ее успех зависит от правильной подготовки, учета целого ряда требований: к вопросам учителя, ответам детей, организации беседы.
Ход беседы учитель продумывает заранее, сначала подбирая фронтальные вопросы. Они должны быть короткими, четкими, доступными по содержанию, учитывать знания и опыт учащихся. При подготовке вопросов необходимо иметь в виду типологические особенности учащихся, дифференцировать вопросы для оказания школьникам помощи. Поэтому помимо фронтальных, адресованных всему классу, учитель готовит дополнительные вопросы: вопрос-побуждение, активизирующий внимание и память детей; развернутый вопрос, сопровождаемый жестом, чтобы привлечь внимание школьников к определенной части используемой наглядности (арифметической записи, таблице, образцу изделия и т. д.); вопрос-альтернатива; вопрос, содержащий в себе ответ. Чаще всего дополнительными вопросами учитель пользуется в обобщающих беседах. В других случаях (беседы на закрепление и повторение) нужно стремиться к тому, чтобы вопросов, содержащих помощь, было меньше. Иначе учащиеся, испытывающие трудности в обучении, будут плохо продвигаться в своем развитии, так как для них не будут создаваться ситуации, требующие активизации внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительными вопросами нужно пользоваться умело, заранее предвидя, кто из учеников и на каком этапе беседы будет испытывать трудности. Вначале учитель задает основной (фронтальный) вопрос, затем де лает паузу, чтобы ученики обдумали ответ, а затем спрашивает того или иного ученика (намечает заранее). Естественно, что не все учащиеся смогут ответить на вопрос. В этом случае следует задать всему классу один из вариантов дополнительных вопросов, но спрашивать того, кому он предназначен. Умелое варьирование основных и дополнительных вопросов приводит к тому, что в беседе активно участвует весь класс.
Совершенно недопустимы сдвоенные вопросы, а также их нагромождение, поскольку это не помогает ученикам, а мешает сосредоточиться, затрудняет понимание. Нельзя задавать вопросы, на которые следует однозначный ответ: «да», «нет». Кроме того, нужно осторожно подходить к вопросам, для ответа на которые требуется второстепенная информация, они могут увести от основного содержания, затруднить школьникам вывод, обобщение.
Беседа на закрепление знаний в определенной степени носит проверочный характер, что не исключает дополнительных разъяснений, если учащимся не все понятно. Здесь также требуется логическая последовательность вопросов учителя, но число их будет меньше и формулировки разнообразнее. Как уже было сказано, дополнительные вопросы тоже используются, но мера помощи в них должна, по возможности, сокращаться. Необходимо подбадривать тех учеников, которым трудно дается обучение, обязательно спрашивать их, поощрять желание участвовать в беседе.
Успех беседы зависит не только от постановки вопросов учителем, но и от своевременного исправления им неверных ответов школьников. Учитель может сам поправить неудачный ответ ученика и предложить запомнить правильную формулировку. Более эффективен прием, при котором учитель, объясняя отвечающему причину неправильного ответа, создает условия, позволяющие ученику самому понять ошибочность своего вывода, например, привлекая внимание ученика к соответствующей наглядности, пункту плана и т. п.
Наблюдение
Метод наблюдения, относящийся к наглядным методам, сводится к анализу совокупности целенаправленных, планомерных, различных по длительности восприятий человеком предметов и явлений окружающего мира. Чаще всего он используется для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста умению замечать изменения в природе, жизни растений, поведении
животных, наблюдать труд людей, анализировать факты и явления, обобщать их. Объектами наблюдений также служат арифметические записи, предметные множества, числа, геометрические фигуры и т. д. В старших классах учащиеся наблюдают опыты с различными наглядными пособиями, работу механизмов, станков и т. п.
Эффективность метода наблюдения объясняется тем, что создаваемые для его использования условия позволяют на основе чувственного познания окружающей действительности развивать у учащихся наглядно-образное мышление, акти визировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания. Успех наблюдений во многом зависит от правильного сочетания слова учителя и наглядного средства. На основе длительных исследо- ваний Л. В. Занковым выделены четыре формы такого сочетания.
1 . С помощью слова учитель руководит наблюдением, которое вы полняют учащиеся.
2. С помощью слова и наглядных пособий учитель подводит уча щихся к осмыслению и формированию таких связей и явлений, кото рые не могут быть увидены в процессе восприятия.